Папки-передвижки

Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей «Как научить детей планировать свою деятельность»

Татьяна Пищейко
Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей «Как научить детей планировать свою деятельность»

Для того чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). В психолого-педагогической литературе различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных занятиях (сложение, вычитание, письмо, рисование) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но их предпосылки закладываются уже в дошкольном возрасте. Исходя из этого ряд отечественных психологов С. Д. Забрамная, У. В. Ульенкова, В. И. Лубовский и др. предложили рассматривать мыслительную деятельность как единство 3-х взаимосвязанных компонентов:

Публикация «Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей „Как научить детей планировать свою деятельность“» размещена в разделах

а) содержательная сторона мыслительной деятельности – запас знаний об окружающем в виде общих представлений и элементарных понятий;

б) операциональная сторона мыслительной деятельности – конкретные особенности простейшей систематизации этих представлений и элементарных понятий у ребенка и специфика использования системы доступных знаний об окружающем в процессе решения мыслительных задач (абстрагирование и обобщение);

в) организационная сторона мыслительной деятельности – те самые общие умения, необходимые для осуществления любой деятельности.

К ним относятся:

- мотивационный компонент – интерес к заданию, особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату, стремление продолжить работу;

- операциональный компонент – уровень понимания задачи, характер программирования предстоящей деятельности и элементарного осознания этого процесса; овладение (выполнение) предлагаемыми мыслительными действиями и операциями – осознание полученного результата (оценка в вербальной форме процесса и результата решения);

- регуляционный компонент – важен на всех этапах мыслительной деятельности (степень полноты принятия задания, его сохранение до конца задания и качество самоконтроля в процессе выполнения и при оценке результатов).

Мыслительная деятельность, как и любая другая, проходит несколько этапов (операции наглядно-действенного мышления) :

- этап ориентировки – понимание ребенком условий задачи, того, что ему предстоит сделать;

- этап планирования – самостоятельная постановка цели деятельности (идеального результата, способность удерживать ее и характер программирования предстоящей деятельности (составление плана действий);

- этап выполнения задания – овладение предлагаемыми мыслительными действиями и операциями;

- этап оценки результатов – адекватная вербальная оценка результатов и способов решения.

Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с ЗПР (Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, выявили ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере.

Мы остановимся на особенностях организационной стороны мыслительной деятельности и поведения – у детей отмечается повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, неспособность ориентироваться в задаче, планировать свою деятельность, удерживать условие задачи, низкий навык саморегуляции. Занимаясь проблемой коррекции и диагностики организационной стороны мыслительной деятельности (содержательной и операционной, У. В. Ульенкова охарактеризовала уровень сформированности организационной стороны мыслительной деятельности следующим образом :

У детей с ЗПР есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Процесс работы увлекает. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. В момент инструктирования принимается лишь общая цель деятельности. Программа деятельности лишь частично удовлетворяет способам деятельности. Отмечается низкий уровень самоконтроля на всех этапах деятельности :

- принимает часть инструкции, может потерять ее;

- допускает из-за потери инструкции много ошибок;

- неадекватно (чаще всего положительно) оценивает свой результат, вербализовать оценивание развернуто затрудняется;

- не замечает и не исправляет ошибки;

- не достигает заданного результата, полученный результат ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносит с заданным образцом.

Зная особенности организационной стороны деятельности у каждого воспитанника с ЗПР, степень недоразвития того или иного этапа мыслительной деятельности, воспитателям в процессе совместной деятельности с детьми необходимо осуществлять коррекцию данной стороны мыслительной деятельности с помощью следующих методов и приемов.

(Необходимо отметить общий принцип коррекционной работы в данной области – постепенный и последовательный переход от внешнего контроля над мыслительной деятельностью, осуществляемого взрослым, на самоконтроль (теория поэтапного формирования действий Г. Я. Гальперина)

1) Если у ребенка нарушен этап ориентировки (ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу же ее теряет, плохо ориентируется в условиях задания и не может их воспроизвести)

Методы коррекции: 1) удлинение отрезка времени между вопросом педагога и ответом ребенка, например, попросить дать ответ о том, что нужно сделать, по звуковому сигналу (через 10 сек);

2) воспроизведение задания и правил его выполнения (словесная инструкция должна воспроизводиться поэтапно);

3) повторение задания за тем, кто его хорошо запомнил, правильно его сформулировал;

4) оценивание правильности выполнения задания тем или иным ребенком;

5) оценивание правильности выполнения задания по началу его выполнения.

2) Если у ребенка нарушен этап планирования (не может самостоятельно осознать задание, поставить цели и составить план действий; улавливает только требуе-мую форму активности – рисовать, раскладывать фигурки…; действует бессистемно, хаотично, индифферентен к результату; или, выполнив первые дей-ствия,

«соскальзывает» с цели (сужение объема внимания) и, либо отказывается от работы,

либо приходит к другому результату).

Методы коррекции: 1) модель 5ти пальцев: - что задумали (цель)

- из чего будем делать (материал)

- чем будем делать (орудия)

- как будем делать (способы дейст-вия)

- что получится (результат)

Сначала совместно с воспитателем, в плане громкой речи для всех детей, затем – самостоятельно для всех детей, потом – шепотом про себя, и, наконец – в уме.

3) Если у ребенка нарушен этап выполнения задания (ребенок в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но, прежде всего, потому что не запомнил правил выполнения задания, не усвоил способы действия)

Методы коррекции: 1) предложить проверить, правильно ли выполняется задание;

2) самопроверка по следам кем-то воспроизведенных правил;

3) индивидуальная проверка на основе проговаривания про себя правил выполнения задания;

4) взаимопроверка;

5) проверка работы молча (про себя) на основе предварительно воспроизведенного правила.

4) Если у ребенка нарушен этап оценки полученного результата (ребенок не соот-носит свою работу с образцом, не замечает и не исправляет ошибок, равнодушен к результату)

Методы коррекции: 1) определение степеней соответствия работы повторен-ным правилам;

2) оценивание своей работы в развернутой речевой форме на основе воспроизведенных правил;

3) оценка работы товарища в плане громкой речи;

3) выборочная оценка лучших работ и собственной на их фоне, речевая организация;

4) сличение с образцом молча, оценка своей работы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для формирования этапов ориентировки, планирования и выполнения задания полезны следующие игры:

1) «Черточки-палочки»

Вырабатывает умение следовать заданным правилам и развивает самоконтроль

(выполнять работу до полей, правильно переносить на следующую строчку)

/ - // - /// - / - // - ///…

2) «Домик Гнома»

- крыша у домика должна быть зеленая;

- сам домик – желтый;

- дверь – синяя; повторить

- возле дома – скамейка; 2 раза

- перед домом – озеро;

- за домом – елка…

3) Различные графические диктанты

Например:

- одна клетка вправо;

- одна клетка вниз;

- одна клетка вправо;

- одна клетка вверх;

- одна клетка вправо;

- одна клетка вниз;

- одна клетка вправо.

4) «Раскрась фигуры»

Раскрась кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зеленым.

5) «Запомни и нарисуй»

- нарисуй 5 квадратов разного цвета и размера так, чтобы

4-ый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький; повторять

- нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы 2 раза

средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль совместного творчества в семье» Консультация для родителей «Роль совместного творчества в семье» Творчество детей — это мир удивительных образов, с помощь которых они.

Перспективный план работы с родителями в I младшей группе Сентябрь. 1. Консультация для родителей: «Адаптация ребёнка в детском саду!». 2. Консультация для родителей: «Что должно быть в шкафчике».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей «Как научить детей планировать свою деятельность»
Опубликовано: 22 сентября 2014 в 14:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД