Получи документы

Консультация для родителей «Сказка — это сказка…»

Наталия Грачева
Консультация для родителей «Сказка — это сказка…»

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Публикация «Консультация для родителей „Сказка — это сказка…“» размещена в разделах

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем – либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Сказкаложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.

Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружения любящих его людей и взрослых.

В русских народных сказках переплетаются элементы из бытовых и волшебных сказок, сказок о животных, приключенческой и детективной повестей, научной фантастики и пародийной литератуы.

Сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные и социально – бытовые сказки.

В сказках о животных главным персонажем являются животные. В волшебных сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха,которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне. В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах,

королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных. В социально – бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоит барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа.

Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость – глупость жадного и жестокого зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые оправдывают его поступки, должны вызвать чувство жалости к нему.

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка – голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Хитрость, смекалка лисы соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Есть и другие персонажи сказок о животных : добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза – дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка. И не случайно героями сказок выбраны слабые звери и птицы.

В волшебных сказках другие персонажи. Это, прежде всего страшный, сильный Кощей Бессмертный, Баба Яга и Змей Горыныч. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необычайно сильны и агрессивны. Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию таинственности, страшного.

Воспринимая сказку, ребенок видит выход из различных сложных ситуации, видит пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок : Иван царевич, Иван дурак. Их отличают скромность, верность, доброта, готовность прийти на помощь.

Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана – царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка – бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…

Герои волшебных сказок летают на коврах – самолетах, бегают по земле в сапогах – скороходах, пользуются шапкой – невидимкой, едят со скатерти – самобранки.

Социально – бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, но,например, в сказке «Горшеня», царь изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. А в сказке «Царь и портной»царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их.

Сказка – произведения большого искусства. Нередко сказки, особенно волшебные, начинаются с присказки.

Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне,- начинает сказочник. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди…» .

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, сказывающий : «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действий. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили были.» В волшебных сказках более развернутый зачин. «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…».

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «Зимовье зверей» :»А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках, особенно в волшебных, часто встречаются и так называемые постоянные традиционные формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте,времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил – был царь…

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – КотофейИваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч.

Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

Книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

Из сказки ребенок узнает много слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказки помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее немного чище.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Первенствующее значение как фактор развития связной.

Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ «Воспитание - самое святое из всех святых дел». Святитель Феофан Затворник Детское чтение традиционно начинается со сказок. «Что за прелесть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сказка — это сказка…»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 17:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД