Папки-передвижки

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе»

Наталья Семенова
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе»

Школа - это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого - каторгой. Кто-то обзавелся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит «школьная успешность»?

Публикация «Консультация для родителей „Готов ли ваш ребёнок к школе“» размещена в разделах

Сегодня ведутся споры о том, когда же лучше отдавать ребенка в школу : с 6,6 или с 7 лет? Стоит ли ребенка как-то специально готовить к школе и кто это должен делать: воспитатели детских садов, родители, специалисты?

На вопрос «когда же отдавать ребенка в школу есть однозначный ответ - тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе, и зависит его успешность в школе.

Что же такое готовность к школе?

Готовность к школе — это не показатель развитости ребенка, это, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости. Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Необходимо исправить формулировку «готовность к школе» на «готовность к обучению».

Готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовем эти компоненты так:

«ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент).

«ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).

На определенном этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребенка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у ребенка не сформирован отрицательный образ школы, то он хочет пойти в школу. Важно узнать представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. Большинство детей отвечают, что там они будут играть на переменах (преобладает игровой мотив); заведут много новых друзей; будут заниматься. Когда ребенок «хочет учиться», в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он еще не умеет. Бывают и такие дети, которые вообще понятия не имеют, что они будут делать в школе.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее. Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения не достаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку может провести воспитатель, психолог или сами родители :

- выясните, умеет ли будущий школьник заниматься одним делом в течение 20-30 минут.

- правильно понимать с первого раза простейшие задания.

- действовать точно по образцу.

- действовать в заданном ритме и темпе.

- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

- ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше-позже, сначала-потом и т. д.

- запоминать короткие стихотворения.

Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражена в его умении контактировать с другими людьми, соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами.

Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.

При поступлении в школу в трудном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. С тревожными и аффективными детьми психолог детского сада должен работать в союзе с родителями. Уже к 6-6,5 годам возможно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения». Заниматься этим должен только квалифицированный психолог.

Трудно приходиться в школе левшам, гиперактивным и невнимательным, застенчивым и агрессорам. Они требуют особого внимания. Такие дети вряд ли смогу готовить уроки сами, им обязательно потребуется помощь родителей, и родители не должны им в этом оказывать.

В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?

Обучаться - это не играть, это значит трудиться. Только очень профессиональный педагог может создать развивающую игровую среду, в которой ребенок будет комфортно обучаться. В большинстве случаев - это постоянная необходимость отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определенную зрелость эмоционально-волевой сферы.

Здесь же можно сказать о готовности ребенка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым. Весь школьный режим - это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям ребенка, но их выполнение необходимо для успешной школьной адаптации. Школа - это процесс социализации, поэтому успешность ребенка в школе очень сильно зависит от уровня «социального интеллекта» ребенка.

Социальный интеллект - это способность ребенка ориентироваться в социальных ситуациях, его умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками (в группе риска находятся застенчивые, робкие и стеснительные дети).

Успешность адаптации к школе напрямую связана со самостоятельностью ребенка (в группе риска гиперопекаемые дети).

Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект - это, в первую очередь, способность использовать свои знания, умения и навыки, а еще конкретнее - способность обучаться. Действительно, дети с большим багажом (хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда «запасы» истощаются, ребенок может из успешного превратиться в неуспевающего. И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться - с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников. Многие дети, которые идут в первый класс, не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь первый класс - это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики. Если ребенок по каким-то причинам не готов к обучению, лучше со школой повременить.

После того, как родители решат, что их ребенок идет в школу, актуальным становится вопрос выбора школы. Многие хотят пойти в престижную школу, ошибочно полагая, что это престижно. Но это еще и очень сложно. Родители полагают, что ребенок средних способностей будет тянуться за более успешными сверстниками. В реальности все оказывается наоборот. И, если еще в начальных классах ребенок очень старается «соответствовать» заданному уровню, то позже, когда заканчиваются силы, пропадает всякое желание учиться. Находясь в условиях постоянного сравнения, при этом не в свою пользу, дети становятся тревожными, неуверенными в себе. Очень важно реально оценивать способности своего ребенка, а среда обучения должна соответствовать его возможностям. Есть золотое правило, которое необходимо помнить: ребенок всегда делает то, что ему нравится, а нравится ему делать то, что у него хорошо получается. Именно тогда он чувствует себя успешным и будет хотеть учиться.

Отдавая ребенка в школу, родители сразу стараются записать его в различные кружки и секции. Музыка, танцы, каратэ. Конечно, всестороннее развитие очень важно, но, несмотря на то, что детям это все нравится, это является дополнительной нагрузкой. Не рекомендуется совмещать начало обучения в школе с какими-либо другими кружками и секциями. Лучше дать ребенку возможность спокойно адаптироваться в новой для него роли ученика и отложить обучение в секциях до следующего года.

Если ваш ребенок идет в первый класс:

1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму»).

2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.

3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).

4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).

5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют, но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).

6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим

7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребёнку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит, то, как он ее перешагнет.

Удачи и успехов, дорогие родители!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готов ли, ваш ребёнок к школе?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть.

«Нормальный ребёнок или нет?» Консультация для родителей«Нормальный ребёнок или нет?» Консультация для родителей Нам иногда кажется, что наш ребёнок какой — то не такой. Он не управляем, не слушается, дерзит, молчит, когда к нему обращаются,.

Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок»Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок» Дети любят рисовать. Используют они в творческом процессе и цветные карандаши, и фломастеры, и краски. Взрослые могут почувствовать через.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок.

Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Консультация для родителей «Капризный ребёнок» На детские капризы жалуются многие родители. "Ребенок капризничает" – говорим мы, когда.

Консультация для родителей «Обидчивый ребёнок»Консультация для родителей «Обидчивый ребёнок» Обида-это чувство, которое свидетельствует об эмоциональном состоянии человека, который испытывает горечь разочарований от несбывшихся планов,.

Консультация для родителей «Ребёнок-читатель»Консультация для родителей «Ребёнок-читатель» "Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь.

Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье»Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье» Сегодня уделяется большое внимание здоровью детей, тем технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Консультация для родителей «Ребёнок и книга» Екатерина Орленко Консультация для родителей "Ребёнок и книга" (С. Маршак) О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию.

Консультация для родителей «Ребёнок за столом»Консультация для родителей «Ребёнок за столом» Уважаемые, родители! Очень хочется дать добрые и нужные советы о том, как должен себя вести ребёнок за столом. Мы знаем, что время еды должно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе»
Опубликовано: 12 сентября 2020 в 19:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД