Лучший педагог года

Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка в семье через экологическое воспитание»

Мария Великжанина
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка в семье через экологическое воспитание»

В современных условиях особо актуальны темы развития речи и экологического воспитания. Процессы экологического воспитания и образования находятся в постоянном взаимодействии. Особо важное значение в становлении высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье. Здесь закладываются основы гуманного отношения природе.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи ребёнка в семье через экологическое воспитание“» размещена в разделах

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как в семье в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу, на отдыхе и т. д. Семейная жизнь, работа родителей, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Собственное поведение родителей и влияние их на детей – «самая решающая вещь». О важном значении семейного воспитания В. А. Сухомлинский говорил : «Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие, это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте ни кто». Другими словами каждое слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, которые видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Родители должны осознавать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. К примеру, сложно объяснить ребенку, что нужно беречь природу, если сами родители этого не делают.

Так как же экологическое воспитание влияет на развитие речи? Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное. Богатый и разнообразный словарь ребенка – основа развития связной речи, составляющей из правильно составленных предложений. Чтобы ребенок составил сложное предложение,он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например «когда снег мокрый, из него можно лепит», «когда наступает осень, листья опадают, это – листопад». Подобные предложения составленные детьми постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Таким образом разнообразие наблюдений за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше родители будут использовать эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становиться речь ребёнка. Задача взрослых не только помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему, но и доступно объяснять, почему нужно любить и беречь всё живое. Постоянное общение ребенка с природой, животными дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому, обогащает речь, формирует пассивный и активный словарь, развивает умение устанавливать причинно следственные связи, развивает не только связную речь,но и монологическую.

Для того чтобы осуществить процесс развития речи через экологическое воспитания в условиях семьи родители могут:

-Показывать познавательные фильмы о жизни животных и обсуждать с ребенком увиденное, делиться своими впечатлениями.

- Читать художественную литературу о природе (рассказы Пришвина, Бианки, Ушинского)

-Разучивать пословицы, скороговорки, стихи

- Отгадывать и придумывать загадки о растениях, животных и т. д.

-Познакомить с природными приметами,например( «Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде» или «Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде» и т. д.)

- Вместе с ребенком ухаживать за комнатными растениями и домашними животными

- Совершать совместные прогулки в лес, парк, на речку и т. д.

-Наблюдать за повадками птиц, насекомых, животных и т. д.

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи ребенка можно использовать дидактические экологические игры такие как: «Что опасно для природы», «Отгадай, что за растение», «Когда это бывает», «Кто, где живет», «Кто, чем питается», «Съедобное –не съедобное» и многие другие.

Чтение экологических сказок( «Кто вырастил ягодку», «Почему льдинка исчезла», «Почему на крыше сосульки» и др.). помогут родителям дать ребенку реалистические представления об окружающем мире, развить мыслительную деятельность и словарный запас ребенка.

Особое внимание хочется уделить словесным экологическим играм, которые родители могут использовать по дороге в детский сад, ожидая транспорт, в дальних поездках. Словесные игры помогут скрасить досуг, разнообразить прогулку. Эти игры не требуют каких либо условий, оснащения и подготовки.

«Назови лишнее»

Взрослый называет слова, например: «лиса, белка, кот, медведь», а ребенку предлагается угадать и объяснить, почему это слово лишнее.

«Назови одним словом»

Гусь, утка, селезень…. птицы

Клубника, земляника, малина…. ягоды и т. д.

«Что делают животные»

Взрослый называет животное,а ребенок произносит глагол, который можно отнести к этому животному.

Мышка…пищит, бегает, грызет, прячется, роет.

Уж…ползает, шипит, извивается, жалит ….

«Что бывает круглым в природе»

Планеты, ягоды, апельсин, яблоко, луна….

«Кто где живет?»

Медведь в…берлоге

Собака в …конуре

Белка в …дупле и т. д.

«Слова»

Родитель и ребенок по очереди называют слова объединенные одной темой, например, деревья, цветы, ягоды….

«Угадай, кто это?»

Взрослый произносит слова, а ребенок отгадывает, к какому животному это подходит:

-Бодается, мычит, пасется? (корова)

-сторожит, тявкает, играет (собака)

«Доскажи словечко»

Взрослый называет фразу,а ребенок заканчивает, например:

-у коровы теленок, а у лошади….(жеребенок)

Собака лает,а волк…. (воет….

Другими словами, существует огромное количество способов, которыми родители могут воспользоваться для того, что бы привить экологическую культуру и развить речь своим детям, главное,что бы родители сами имели желание и понимали важность этого процесса.

Спасибо за внимание!

-

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ» Уважаемые родители! Просим Вас принять в анкетирование по вопросам экологического воспитания дошкольников. ФИО ___ Возрастная группа.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка начинается в семье»Консультация для родителей «Воспитание ребёнка начинается в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка в семье» У каждой семьи - своя история. Существует много семей неполных, которые возникают в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Консультация для родителей в старше-подготовительной группе «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Спасение земли от полного истощения.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» Красота окружающего мира встречает нас морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, задуматься. Что же такое экологическая.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка в семье через экологическое воспитание»
Опубликовано: 13 марта 2021 в 12:56
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка в семье через экологическое воспитание»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Великжанина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД