Получи документы

Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования»

Наталья Николаевна Фролова
Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования»

Качество дошкольного образования

Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка.

В. И. Слободчикова

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - нерешенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.

Публикация «Консультация для педагогов „Качество дошкольного образования“» размещена в разделах

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Анализ литературы показал, что качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.

Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях:

• рассматривается понятие качества образования,

• изучаются факторы, обусловливающие качество образования,

• рассматриваются разные способы оценивания качества образования,

• рассматриваются информационные технологии обеспечения качества образования,

• рассматриваются вопросы управления качеством образования и др.

Сегодня система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг. Этот уровень должен удовлетворять ожидания и запросы потребителей и соответствовать государственным нормативам.

По словам О. Скоролуповой и Н. Фединой обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием :

• не присмотром и (или) уходом, а образованием;

• не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;

• не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века, а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.

Выделяют внутренние и внешние факторы, влияющие на качество дошкольного образования :

1. Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения. К ним относятся:

• обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;

• наличие необходимой нормативной правовой базы;

• состояние предметно-развивающей среды и др.

2. Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми.

Среди них можно выделить:

• влияние семьи;

• социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);

• конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

• индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические) и др.

Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

Немецкие ученые В. Фтенакис, М. Р. Текстор и В. Титце для оценки качества дошкольного образования в ДОУ ввели понятие «педагогическое качество», которое включает в себя следующие параметры: благополучие ребенка и возможности его развития в различных сферах (социальная, интеллектуальная сферы и др., а также возможности поддержки семьи в ее функциях по уходу и воспитанию ребенка.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки качества образования в конкретном ДОУ можно свести к следующим пяти направлениям:

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровье сберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи

В последнее время актуальной является проблема управления качеством образования. При этом основные направления решения этой проблемы сводятся к следующему:

1. Обеспечение высокого уровня образовательных программ и их методического обеспечения. Такие программы позволят педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.

2. Обеспечение профессиональной подготовленности кадрового состава дошкольных организаций готовой к реализации ФГОС ДО.

3. Обогащение предметно-пространственной среды, содержательное наполнение которой предоставит ребенку возможности для саморазвития.

4. Введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения наравне с оценкой условий педагогического процесса такого компонента, как оценка результата. Данная оценка выполняет прогнозирующую, контролирующую и корректирующую функции этапов педагогического процесса.

5. Обеспечение взаимодействия дошкольных организаций со смежными звеньями образовательной системы (реализация социального партнерства). Данное взаимодействие расширит возможности ДОУ в освоении образовательной программы.

6. Создание необходимых условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий.

Следует сказать, что на сегодняшний день определены следующие условия процесса совершенствования качества управления дошкольным образованием :

• финансирование дошкольных образовательных учреждений. Так, ученые предполагают, что существует прямая зависимость управления качеством образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить данное учреждение, если оно сможет оперативно выявить социальные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения;

• кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений. Это условие предполагает повышение профессиональной компетентности педагогов. В рамках этой работы предполагается совершенствовать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях, колледжах и училищах, а для уже работающих специалистов необходимо организовать работу по информированию о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается;

• повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.

Обобщая вышесказанное, следует сделать следующие выводы:

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Необходимо стремиться к обеспечению современного качества дошкольного образования, которое будет соответствовать потребностям и интересам общества, государства и семьи.

Для осуществления высокого уровня воспитательно - образовательного процесса необходимо :

• обеспечение образовательных программ, соответствующих требованиям и уровню развития общества

• профессиональная подготовка кадрового состава дошкольной организации

• обогащение предметно-развивающей среды

• введение в образовательный процесс дошкольного такого компонента, как оценка результатов

• взаимодействие дошкольных организаций с социальными партнерами

• создание условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов

• повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

• как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

• как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор

программ и технологий, обеспеченность пособиями);

• какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Публикации по теме:

Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.

Деятельность педагогов детского сада в условиях введения ФГОС дошкольного образования Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в.

Консультация для педагогов «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Деловая игра для педагогов МКДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов МКДОУ по изучению ФГОС ДО «Правильный ответ» Материалы по введению ФГОС до в ДОУ. Экспресс-опросы, Игра «Вопрос-ответ»,.

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования "Лесенка успеха".

Практикум для педагогов дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС до» Практикум для педагогов дошкольного образования Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО Продолжительность:.

Права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Консультация для педагогов ДОУ Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. В младенчестве, раннем и дошкольном детстве жизнь ребенка, его здоровье и будущее.

Консультация для педагогов «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ» С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее.

Рекомендации по составлению рабочей программы педагогов дошкольного образования 1 СЛАЙД 2 слайд - Добрый день, уважаемые коллеги, мне досталась тема, на сегодняшний день самая животрепещущая для педагогов, постараюсь.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования»
Опубликовано: 18 октября 2015 в 07:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД