Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Краеведенье — основа патриотического воспитания»

Лариса Сухих
Консультация для педагогов «Краеведенье — основа патриотического воспитания»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных и актуальных. У детей наблюдается дефицит знаний о малой родине, стране, о традициях своего народа. Основа патриотического воспитания состоит из любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны.

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Публикация «Консультация для педагогов „Краеведенье — основа патриотического воспитания“» размещена в разделах

Краеведческий материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Современная система российского дошкольного образования одной из

приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду.

Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке

• общечеловеческих качеств личности,

• приобщение к истокам национальной региональной культуры,

• природе родного края,

воспитание эмоционально-действенного отношения,

• чувства сопричастности,

• привязанности к окружающим.

Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.

А что же такое – краеведение?

По определению С. И. Ожегова – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей.

На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.

Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель краеведения— воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

Задачи краеведческой работы в ДОУ :

o Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

o Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

o Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

o Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

o Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

o Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.

Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:

• культурно-историческое;

нравственно-патриотическое;

• духовно-нравственное.

Культурно-историческое

Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и общей картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:

поход к памятнику: «Неизвестного солдата»,

• мини-музей детского сада «Русская изба»,

• выставки «Народные промыслы»,

• чтение русских народных сказок, изучение фольклора,

• подвижные игры "Лапта", "Жмурки", "Горелки",

• видеопрезентации «Города России», «Богатый мир природы России».

Нравственно - патриотическое

Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, своей семьи формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.

Направление реализуется через следующие мероприятия:

фотовыставки: "Моя семья", "Мы помни ваш подвиг",

• досуги и праздники «23 февраля», «9 мая»

• выставка рисунков «Военная техника», «Военные профессии», «Парад Победы»,

беседы: «Наша Родина-Россия», «Государственные символы»,

• видеопрезентация «Города-герои»

• просмотр мультипликационных фильмов о ВОВ " Воспоминание", "Солдатская сказка", "История старого маяка".

Духовно-нравственное

Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности.

Это направление реализуется через следующие мероприятия:

• Досуги и праздники «Масленица», «Великая Пасха»,

Игры духовно-нравственного содержания: «Как надо заботиться», «Верные друзья» и т. д.

• Просмотр мультипликационных фильмов,

• Тематические беседы.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к

родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем

личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать.

И здесь действительно важно - не опоздать, ведь пока живы наши бабушки и деды, они могут рассказать дошкольникам о том, как жили они раньше, какие у них были традиции, праздники, игры, чему радовались они, будучи детьми.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение -

народ без будущего.

Список используемой литературы:

1) И. В. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»,

Мозаика-синтез, Москва,2008 г.

2) Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, 2008 г.

3) М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,

Сфера, Москва, 2009 г.

4) Н. В. Алешина «Пат

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Краеведенье — основа патриотического воспитания»
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 09:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД