МААМ-картинки

Консультация «Детские исследования»

Галина Лобанкова
Консультация «Детские исследования»

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Каждый ребёнок по природе своей – исследователь. Однако современная окружающая среда не способствует развитию у детей исследовательских навыков. Всё чаще они получают готовую к применению информацию, а детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить своё место в коллективе, сопереживать, заботиться о других. Поэтому традиционный объяснительно – иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже не достаточен. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное включение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Публикация «Консультация „Детские исследования“» размещена в разделах

Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность, желание познать окружающий мир развивают наблюдательность, системное мышление целеустремлённость, самостоятельность.

Согласно ФГОС ДО одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности». Поэтому задача современного педагога состоит не в передаче знаний и умений, а в создании условий для самостоятельной деятельности и развития.

Согласно ФГОС ДО одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности». Поэтому задача современного педагога состоит не в передаче знаний и умений, а в создании условий для самостоятельной деятельности и развития.

Формы организации детской исследовательской деятельности.

«Путешествие по карте»

Данная форма организации исследования предполагает формирование детей представлений о пространстве и пространственных отношениях (частях света, места, на карте мира родной страны).

Цель – создать условия для развития у дошкольников естественно – научных представлений об окружающем мире, формирование его целостной картины. Алгоритм проведения исследования :

• выбор пункта назначения;

• выбор средства передвижения;

• определение маршрута (по глобусу и карте (возможны разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте);

• выяснение того, что дети знают о пункте назначения и характере пути (высказывание предположений, что и кто может встретиться в пути в данной местности);

познавательно-исследовательская деятельность (программа путешествия);

• подведение итогов (подтверждение или опровержение высказанных предположений; выяснение того, что дети узнали нового).

Варианты тем:

«Поверхность земли и стороны света»;

«Северные земли и их обитатели»;

«Наша страна Россия»;

«Часть света – Антарктида (вечная зима)»;

«Часть света - Африка (вечное лето)»;

«Часть света – Европа (Азия, Австралия, Америка)»;

«Океаны и их обитатели (подводный мир)».

Содержание такой формы исследования зависит от темы. Изучается специальная литература, карта, прокладывается маршрут по карте,

животный и растительный мир.

«Путешествие по реке времени»

Данная форма организации детского исследования предполагает формирование у детей представлений о времени и временных отношениях, о понятии «историческое время». Дети на примерах материальных объектов цивилизации узнают, что такое прошлое и настоящее.

Цель - создать в воображении дошкольников целостные образы из истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

Отправной момент исследования – реальные или смоделированные события. Например, Олимпийские игры станут поводом для «Путешествия в историю спорта», демонстрация керосиновой лампы или перьевой ручки - для путешествия в историю осветительных приборов и письменных принадлежностей.

Отталкиваясь от конкретного события, воспитатель ставит проблемные вопросы. Например: «Какие есть средства передвижения?», «Какими средствами передвижения пользовался человек, когда ещё не изобрёл колесо, мотор?»

Вопросы побуждают детей сравнивать предметы и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Педагог обсуждает вместе с воспитанниками высказанные идеи, предлагает свою версию.

Алгоритм проведения исследования :

• обсуждение реального или вымышленного события;

• постановка цели исследования (узнать);

• анализ – соревнование, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;

работа в подгруппах: сортировка и закрепление небольших иллюстраций на панно «река времени»;

• сопоставление результатов исследования; составление общей таблицы, вывешивание таблицы на стене в группе;

• дополнение таблицы детьми в процессе самостоятельной деятельности.

«Коллекционирование»

Кто из детей не любит собирать камушки, листики, фантики, магнитики, куклы, машинки, открытки и даже то, что взрослые считают мусором! Коллекционирование – одно из древнейших увлечений. Оно представляет собой собирание предметов, не имеющих прямого практического назначения, но способствующих размышлению.

Коллекционированием реальных объектов дети занимаются в ходе режимных моментов и НОД. Собирая коллекцию, они хотят узнать как можно больше о своих экспонатах.

Достоинство коллекционирования как формы исследования – интегрированность т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Коллекционирование раскрывает у дошкольников творческий потенциал, пробуждает любознательность и познавательную активность. Дети учатся классифицировать предметы, осваивают родовые отношения, расширяют представления о видовом разнообразии в природе и рукотворных предметах.

Алгоритм проведения исследования :

• обсуждение реального или образного события;

• постановка цели коллекционирования (создание коллекции);

• анализ – сравнение, активное обсуждение материала;

работа в подгруппах: группировка классификация) и закрепление небольших иллюстраций в классификационной таблице;

• вывешивание классификационной таблицы на стене в группе;

дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

«Экспериментирование»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельность

период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, стремления самостоятельно находить решение проблем.

Но самые интересные эксперименты – это опыты с настоящими предметами и их свойствами: водой, льдом, воздухом и т. д. Они дают понять ребёнку существенные признаки неживой природы, растительного мира и т. д.

Опыты проводятся, как на занятиях, так и в свободной и совместной с воспитателем деятельности.

Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:

• тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

• тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

• педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;

• тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

• тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Примерная структура занятия - экспериментирования

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (дошкольникам раннего, младшего и среднего дошкольного возраста помогает воспитатель, в старшем дошкольном возрасте дети справляются самостоятельно);

прогнозирование результата (только старший дошкольный возраст);

• уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

• уточнение плана исследования;

• распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;

• выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

проведение эксперимента;

наблюдение и фиксация результатов;

формулировка выводов (детям раннего и младшего дошкольного возраста помогает воспитатель, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети делают это самостоятельно).

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность неуверенность в себе.

Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Таким образом, исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. А мы, взрослые, только даём возможность, создаём условия для познания, находясь рядом с детьми. Используя в работе деятельностный подход, когда дети действуют сами и действует педагог, поддерживая инициативу и самостоятельность, взрослые открывают перед детьми целый мир неизведанного, интересного, загадочного.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация для родителей «Детские фантазии» Всем давно известно, что дети любят фантазировать. Временами это огорчает родителей,поскольку отличить фантазию от реальных событий бывает.

Консультация для родителей «Детские манипуляции» Манипуляция с помощью угрозы или страха Такое поведение знакомо всем родителям. Детский плач зачастую очень эффективно действует на взрослых.

Консультация для родителей «Детские обиды»Консультация для родителей «Детские обиды» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами публикацией "Не обижай меня, мама!". Ведь.

Консультация для родителей «Детские слезы» Доброго времени суток, уважаемые родители и гости моего сайта. Сегодня я приготовила для вас консультацию "Детские слезы". Многие родители.

Консультация для родителей «Детские страхи» Родителей часто волнует и настораживает, почему у детей появляется какой-либо страх? И вообще, откуда берутся эти детские страхи? И как.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Консультация для родителей «Как устроены детские кризисы»Консультация для родителей «Как устроены детские кризисы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией о детских кризисах. Мне часто.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Детские исследования»
Опубликовано: 8 июня 2020 в 17:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД