Папки-передвижки

Конспект занятия «Вода в жизни людей»

Ирина Абаева
Конспект занятия «Вода в жизни людей»

Цель: Расширение и уточнение представлений детей о природном явлении –вода.

Задачи:

1. Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента; уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого.

2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Публикация «Конспект занятия „Вода в жизни людей“» размещена в разделах

Планируемые результаты: Навык в экспериментально – опытной деятельности (установление причинно – следственной связи.

Оборудование: Картинка с изображением Водяного, картинки к игре «Кому нужна вода?», картинка дождя, кувшин с водой, прозрачные стаканчики для воды, комнатные растения, игрушки, картинки к сказкам, аудиозапись музыки дождя.

Предварительная работа: Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Игры с водой.

Ход организованной образовательной деятельности:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…

Дети: Воды.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как зовут хозяина воды в России?

Дети: Водяной (Показать картинку Водяного).

Воспитатель: Правильно. Водяной приглашает нас в гости в своё царство. Путь наш будет интересным и трудным. Вы идёте со мной?

Дети: Да.

(Проходим мимо комнатных растений).

Воспитатель: Без чего не могут жить растения?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они не могут жить без воды?

Дети: Потому, что они засохнут, завянут и погибнут.

Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?

Дети: Их нужно удобрять, рыхлить, поливать, опрыскивать.

Воспитатель: Растения просят воды, давайте им поможем, а то у них земелька совсем сухая.

(Дети поливают цветы).

Воспитатель: Цветочки вас поблагодарили, а мы с вами отправляемся дальше.

(Подходят к столу, где стоят игрушки).

Воспитатель: А здесь нужна вода? Зачем?

Дети: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а как мы ещё используем воду?

Дети: Воду пьют все на свете. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода.

Воспитатель: А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существующего на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов. Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить теста для хлеба, не сделать бумаги для книг, ни ткани для одежды, ни конфет – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!

Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?

Дети: В кране вода из реки.

Воспитатель: Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала она была в реке, потом человек направил её в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру.

Игра «Кому нужна вода?»

Воспитатель: Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?». Почему вы так думаете?

(Дети по очереди выбирают картинки - птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д., прикрепляют к ручейкам и объясняют).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут!

Дети: Дождь.

(Показывает картинку дождя).

Воспитатель: Ребята, когда идет дождь, мы с вами не гуляем на улице. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?

Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут растения и животные.

Воспитатель: Раньше люди собирали дождевую воду и использовали её для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попасть. Потому что некоторые фабрики и заводы выбрасывают вредные, ядовитые вещества в воздух и в реки, загрязняя все вокруг.

Воспитатель: Вы знаете, а водичка еще может быть волшебной. Может быть живой, а может быть и мертвой. Как вы думаете, почему?

Дети: Мертвая вода – это грязная вода, не пригодная к употреблению. От этой воды погибает все живое. А живая вода – это чистая, прозрачная, без всяких ядовитых и вредных веществ вода.

Воспитатель: Да, без воды все живое на земле погибнет. Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Мама тучка».

Игра «Мама тучка».

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: Проводят опыты.

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?

Дети: Вода.

Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы будем наблюдать?

Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: А в каком ещё состоянии может быть вода?

Дети: В твёрдом - лёд.

Опыт1. «Вода не имеет формы»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму?

Дети: Разные ответы детей.

Воспитатель: А теперь проверим наши предположения. Давайте возьмем лед. Какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы).

(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда - на тарелке, в банке, в стакане).

Воспитатель: Где находится лед? Изменилась ли форма кусочка льда?

(Форма не изменилась)

Воспитатель: А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в ёмкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму). Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?

Дети: Да

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится.

Опыт2. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Что у меня в стакане? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем её. Она пахнет?

Дети: Нет, не пахнет.

Воспитатель: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?

Дети: Вода пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт3. «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: Давайте попробуем воду на вкус.

Дети: Безвкусная.

Воспитатель: А теперь положите в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая).

Дети: Вкус воды изменился.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт4. «Вода не имеет цвета»

Воспитатель: Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Растворилась ли краска? Что изменилось?

Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды.

Воспитатель: Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы?

Дети: В стакане с водой мы видим пуговицу.

Вывод: Воспитатель У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар).

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку).

Воспитатель: Теперь вторая загадка:

В воде родится, воды боится. (Соль).

(Убираем салфетку со второго блюдца).

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка:

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит. (Масло).

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому, что они в ней исчезают.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмем два стакана с водой. В один положим ложечку сахарного песка и размешаем. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? В другой стакан положим соль. Размешаем её. Соль исчезла. Почему?

Дети: Соль и сахарный песок растворились в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, она также исчезнет как сахар и соль? Давайте добавим в стакан с водой несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде?

Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт 5.«Очистка воды».

Воспитатель: Посмотрите еще раз на стакан, где смешана вода и масло. Можно ли пить такую воду? Что нужно сделать, чтобы вода была пригодна для питья?

Дети: Очистить.

Воспитатель: С помощью чего можно очистить воду? Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для воды - это салфетка или ватный диск кладётся в воронку в чистый стакан. Теперь необходимо воду пропустить через фильтр. Что получилось? Очистилась ли вода от масла? Куда делось масло?

(Вода стала чистой, масло осталось на салфетке).

Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.

Воспитатель: Молодцы, быстро справились. Мы идем дальше (подходим к картинкам сказок). В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает будущее и укрывает, превращает человека в животное. Назовите эти сказки?

Дети: «Конек - горбунок», «Гуси - лебеди», «Иван - царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью». «Федорино горе» и «Мойдодыр» К. И. Чуковского.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот такое славное путешествие в царство Водяного у нас получилось. Так много интересного о воде мы с вами узнали. Вода - это одно из самых удивительных веществ на Земле. А надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Молодцы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Вода — источник жизни» Цель: Развивать поисковую деятельность; интеллектуальную инициативу, способность к символическому моделированию. Показать значение воды.

Конспект итогового открытого занятия по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни!»Конспект итогового открытого занятия по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни!» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Березовка» структурное подразделение Детский сад Саратовская область Энгельсский.

Конспект НОД по познавательному развитию «Вода-источник жизни» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Вода – источник жизни» в подготовительной группе. Цель: формирование у старших дошкольников.

Конспект НОД «Вода — источник жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 117 «Белоснежка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему «Вода — источник жизни» Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Задачи: 1 расширить знания о свойствах.

Конспект занятия «Вода в жизни растений, животных и людей» Цель: Обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека. Задачи: Образовательные: Уточнить представления о том, что вода.

Конспект занятия в старшей группе «Вода в жизни человека» Открытое занятие в старшей группе на тему: «Вода в жизни человека» Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека Задачи:.

Конспект занятия «Вода — источник жизни» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные задачи Показать детям значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит.

Конспект занятия «Вода-источник жизни» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Цель: обобщить и расширить знания детей о воде. Задачи: 1. Познакомить с круговоротом.

Конспект занятия «Волшебница вода». Чтение книги М. Д. Перина «Живая вода», загадывание загадок о воде ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Вода в жизни людей»
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 15:24
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД