Папки-передвижки

Конспект занятия «Растения Земли»

Татьяна Туева
Конспект занятия «Растения Земли»

Цель. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой, показать этажность леса. Познакомить с Красной книгой, дать представления о влиянии человека на природу. Познакомить с защитными свойствами некоторых растений, с растениями – хищниками, а также с растениями, которые могут предсказывать погоду. Воспитывать желание заботиться о растениях, беречь их.

Публикация «Конспект занятия „Растения Земли“» размещена в разделах

Ход занятия. Мы с вами живем в многоэтажных домах, а знаете ли вы, ребята, что в лесу тоже каждое растение живет на своем этаже. Как вы считаете, на высоком или на низком этаже живет ромашка? А сосна?

«Этажи» леса размещаются как на лесенке сверху вниз.

1-й этаж ель и сосна;

2-й этаж клен и береза;

3-й этаж можжевельник и рододендрон;

4-й этаж ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;

5-й этаж грибы;

6-й этаж мхи и лишайники.

Каждый этаж в лесу очень важен, и зависит от состояния других этажей.

Чтение рассказа «Невидимые нити».

Не бывает леса без деревьев. Но чтобы лес рос хорошо, ему нужны кустарники, например жимолость, калина, крушина и другие. Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес - это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу.

Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть от того, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

О каких невидимых нитях природы говорится в этом рассказе? Невидимыми нитями связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой. Вспомним, для чего нам нужны растения? Как человек может навредить природе? К каким бедам это может привести?

Внести «Красную книгу». Рассмотреть.

Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красный цвет — сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красную обложку.

Один том Красной книги рассказывает о растениях, другой — о животных. В Красной книге содержатся названия многих растений, о которых мы никогда и не слышали. Зачитать некоторые названия растений (лотос, женьшень, подснежник.).

Почему же становятся редкими, исчезают многие растения и животные? Вот схема, которая поможет тебе разобраться в этом.

Внимательно рассмотри схему. Расскажи с её помощью, почему многие растения и животные встречаются всё реже.

Как должен вести себя человек, чтобы не навредить природе? Давайте составим правила поведения человека по отношению к растениям. И зарисуем их в своей тетради.

Вот несколько простых правил. Их Правилами друзей природы.

Не срывай цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

Не ломай ветки деревьев и кустарников!

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не убивай лягушек и жаб!

Не лови диких животных и не уноси их домой!

Какие ещё Правила друзей природы ты можешь предложить?

Придумай и нарисуй к ним знаки.

Растения беззащитны, они не могут убежать от опасности, как человек, поэтому прежде чем дотронуться до ветки дерева, надо вспомнить, что растение – живое. Оно способно ощущать боль.

Но не все растения так беззащитны, некоторые растения могут защищаться от своих врагов выделением ядовитого вещества.

Более того, они могут передавать информацию другим растениям о приближении опасности, и уже эти растения (еще не поврежденные) начинают заблаговременно вырабатывать вещества, отпугивающие незваного пришельца.

Просмотр диафильма «Растения – хищники» (2 фрагмента с сопровождающим рассказом воспитателя).

В мире растений выделяют растения-хищники и ядовитые растения. Что заставляет растения становиться хищниками? Это блестящий пример той взаимосвязи, которая существует между свойствами растений и окружающей их средой.

Некоторые растения действительно питаются насекомыми и другими живыми существами. Так, например, живущая нa болотистых лугах и торфяных болотах росянка. Она на своих устьях-щупальцах имеет железы, которые выделяют капельки слизи-клея. Насекомое, которое сюда прилипает, начинает двигаться, высвобождаться. Здесь-то лист растения начинает скручиваться вокруг добычи и выделять пищеварительный сок. Такое насекомое становится пищей для растения.

Кроме росянки есть "насекомоед" — пузырчатка обыкновенная. Она плавает (без корней) в реках, прудах, озерах. На ней цветут желтые цветы, на которых много пузырьков-ловушек. В каждом из них отверстие, прикрытое "дверцей", открывающейся внутрь пузырька. Как только мелкое водяное животное-головастик, рачок коснется "дверцы", она открывается, пузырек схватывает животное и мгновенно "проглатывает". Если добыча не умещается в такой ловушке, заглатывается только ее голова или хвост; иногда один пузырек схватывает голову, а другой — хвост.

Для человека наиболее опасны ядовитые растения. Знаете ли вы ядовитые растения? Назовите их. С некоторыми ядовитыми растениями мы познакомимся на следующем занятии.

В природе каждый организм реагирует на изменения окружающей природы. По состоянию растений люди предсказывали погоду.

– Ветки ели к пасмурной погоде опускаются, а ее шишки закрываются.

– К хорошей погоде ветви поднимаются, дерево "веселеет", а шишка раскрывает свои чешуйки.

– Если венчик мокрицы (звездочка средняя) к 9-ти утра не расправляется и не раскрывается — жди днем дождя.

– Морковь в огороде и та предсказывает погоду. Ее семенной пушистый зонтик поникает перед дождем.

– Перед дождем с листьев ивы выделяются капли влаги.

– При приближении ненастья кислица складывает листья.

– Перед дождем лес затихает.

– Если летом без ветра лес шумит или одуванчик сжимает свой шар — будет дождь.

Публикации по теме:

Конспект занятия «День Земли» Цели: 1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Расширять представления детей о луговых цветах. Дать представления.

Конспект НОД ко Дню земли в средней группе «Международный день Земли» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Международный день Земли». Автор: воспитатель средней группы.

Конспект занятия «Лекарственные растения Белгородской области» МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» дошкольные группы Конспект занятия по экологии на тему «Лекарственные растения Белгородской.

Конспект занятия младшая группа «Комнатные растения» Конспект открытого занятия Тема : «Комнатные растения» Цель: Дать понимание о живой природе. Расширять представление детей о комнатных.

Конспект занятия по экологии «Комнатные растения»Конспект занятия по экологии «Комнатные растения» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ (во второй младшей группе) «Семицветики» Воспитатель: Казакова Юлия Александровна Тема: «Комнатные растения».

Конспект занятия в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: -дать знания о лекарственных растениях -расширить знания о пользе и примени лекарственных трав -активизировать и расширить словарный.

Конспект занятия «Международный день Земли — праздник чистой воды, земли и воздуха» Цель: - Развивать экологическую грамотность - Воспитывать бережное отношение к природе. - Познакомить с Символом Дня Земли и Флагом Земли.

Конспект занятия «Злаковые растения, крупы и блюда из них» Подготовила: Кирсанова С. В., учитель начальных классов, г. Риддер ВКО Класс: 2 «Б» Олимпийский резерв. Тема: Злаковые растения, крупы и.

Конспект занятия «Природные лекарственные растения Приморского края» «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес и горы,.

Экскурсия «Растения-земли украшение» Задачи: обучающие: формировать у детей обобщённое представление о том, как растения приспосабливаются к осенним изменениям; уточнить представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Растения Земли»
Опубликовано: 11 января 2018 в 19:26
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД