Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»

Наталья Потапенко
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»

«Извержение вулкана»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;

2. Расширять перспективу развития поисковой - познавательной

деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие

и преобразующие действия;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность,

самостоятельность)

Активизация словаря: (вулкан, жерло, кратер, лава)

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах

иллюстрации с изображением вулканов;

сода;

уксус;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайная ложка;

пипетка;

Предварительная работа: изучение темы: «камни»,

изготовление макета гор.

Методы и приё мы:

- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение

энциклопедического материала, педагогическая оценка.

- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа,

использование карточек-схем.

- практические: элементарные опыты, моделирование.

Ход занятия:

- Ребята вчера вечером я получила письмо.

Хотите узнать от кого оно? Ответ - Да

В. –Здравствуйте ребята, пишет вам Незнайка. Все мои друзья изучают в школе, что то новое, а я приболел и в школу пока не хожу. А мне так сильно охота тоже их чем то удивить. Я вот смотрел по телевизору программу про вулкан и мне сильно понравилась эта передача. Но она быстро закончилась, а мне так охота побольше узнать о нём. Помогите мне пожалуйста, узнайте побольше о вулкане и пришлите мне видео-письмо! Ребята, поможем Незнайке? Ответ- Поможем.

- Ребята, я точно знаю, что вулкан стоит на полуострове, а как он называется, я совсем забыла и не могу вспомнить. Что же делать? А-а-а вот я и придумала, как вспомнить название полуострова.

У меня есть карточки на них картинки и цифры, нужно цифры составить по порядку, и мы сможем прочитать название острова.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, потом называют первый звук в слове, изображенном на ней и записывают на доске. Воспитатель читает слово.

1 - кукла

2 - апельсин

3 - мяч

4 - часы

5 - аппарат

6 - тарелка

7 - кошка

8 - автобус

К А М Ч А Т К А

Вот мы и все вместе вспомнили название полуострова. А теперь все вместе повторим название это: КАМЧАТКА

Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его?

А поможет нам в этом наш друг - Глобус. Теперь найдем на глобусе, наш полуостров «Камчатка». Посмотрите, остров вот где, а живём мы с вами вот здесь, это очень далеко. Как же мы доберёмся до Комчатки?

Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»

Воспитатель: Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.) Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в группе стоят стульчики, и висят просто так воздушные шарики) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей). Воспитатель, не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить воздушный шар и на нем путешествовать.

Дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.

Воспитатель: Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь, берём с собой видиокамеру, чтобы всё заснять.

А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются.

А я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов.

На компьютере воспитатель показывает слайды.

Давайте, ребята, их рассмотрим. Посмотрите, это на вид

обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же

самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем,

дымом – это действующий вулкан.

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда

они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и

в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного

грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над

ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает,

лава вытекает “спокойно”.

Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Вершина горы из которой извергается

вулкан, называется кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Ну вот ребята, мы и прилетели.

В. - Сегодня ребята я хочу показать вам действующий вулкан.

Посмотрите это макет горы. И сейчас в этой горе начнёт действовать вулкан. Хотите посмотреть?

Дети: - да.

В. - А теперь, предлагаю подойти все к столу.

В. – Прежде чем начать действовать, необходимо вспомнить технику безопасности.

-Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно,

ведь среди них могут встретиться и ядовитые.

-И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если

не знаешь, что это за вещество.

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта. Дети разбиваются на пары и работают в парах.

Последовательность проведения эксперимента.

Первая пара: всыпать в сосуд с водой, две чайные ложки соды и тщательно размешать.

Вторая пара: наливают полстакана воды и добавляют в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Третья пара: в сосуд с водой добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Четвё ртая пара: соединяют раствор с содой и воду с красным цветом, смешивают.

Пятая пара: соединяют красно-содовый раствор с мыльной раствор.

Воспитатель выливает раствор в жерло вулкана и добавляет две столовые ложки уксуса.

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Воспитатель: Ну что ребятки, теперь вы увидели, как вулкан извергает лаву? Вам понравилось проводить опыт?

Но нам пора возвращаться в детский сад, чтобы рассказать в письме, что узнали нового про вулкан нашему Незнайке.

Детки выходят из воздушного шара.

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, что же мы узнали о вулкане. Я предлагаю сделать вот что, вы мне будете рассказывать, а я буду всё записывать в письмо. (дети рассказывают)

Какие вы молодцы ребятки, всё запомнили. А я это письмо и видио-кассету обязательно сегодня отправлю Незнайке.

Ребята, а вы хотели бы ещё раз прилететь на этот остров. (на плакате нарисована корзина, а на подносе лежат вырезанные шарики, дети должны их приклеить, чтобы получился воздушный шар) (Да) Тогда предлагаю, если вы хотите ещё раз побывать здесь и узнать, что то новое, то берёте красные шарики и приклеиваете к корзине. А если вы желаете провести ещё какие-нибудь опыты, то берёте жёлтые шарики и тоже прикрепляете к корзине. Вот и получился у нас с вами настоящий воздушный шар, который мы изготовили сами. На нём мы и отправимся в следующее путешествие. Ну что ребята, путешествие наше закончилось. До скорых встреч!

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Создаем вулкан сами!» Видео Уважаемые коллеги! Предлагаю посмотреть опыт, который мы проводили с ребятами. Для создания вулкана нам потребовался картон и пластилин.

Эксперимент в ДОУ. Экологическая игра «Извержение вулкана»Эксперимент в ДОУ. Экологическая игра «Извержение вулкана» "Извержение вулкана" Увидела как то в одном журнале эксперимент с детьми про извержение вулкана и решила попробовать!. Подготавливая и.

Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»
Опубликовано: 13 мая 2014 в 20:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД