Получи документы

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Транспорт»

Екатерина Лебедева
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

в старшей группе

Тема: «Транспорт»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

1) обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

2) закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе „Транспорт“» размещена в разделах

3) активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

4) закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

5) закреплять усвоение категории творительного падежа союзом с.

6) закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

7) закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

8) познакомить детей с многозначными словами. Объяснить разницу в значении этих слов.

Материал:

проектор или экран; презентация в программе Power Point к занятию; видеоролик про автомобили ; компьютерная программа «Развитие речи. Учимся правильно говорить»; «водительское удостоверение» на каждого ребенка; игрушечные автомобили; картинки на тему «транспорт»; опорная схема для описательных рассказов; листы бархатной бумаги с контурами разных машин; клубки ниток на каждого ребенка; мяч; сигнальный кружок на каждого ребенка.

Ход:

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: обращает внимание детей на экран. Дети смотрят видеоролик про автомобили.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети: О транспорте.

Воспитатель: Правильно, о транспорте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.

А как вы думаете, какой бывает транспорт?

Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Воспитатель: Верно, транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, водный. Индивидуальные ответы детей

Логопед обращает внимание детей на экран

Проводится игра «Дружит или не дружит».

На экране по три картинки.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем, какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить».

Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю произнести звуки различного транспорта, но сначала нам нужно размять наш язычок, губки.

Артикуляционная гимнастика

«Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море», «Гребем веслом».

«Лодочка», «Гудит пароход», «Вагон на рельсах», «Самосвал высыпает груз».

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по мостовой». Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»

«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би»

на экране картинки.

Воспитатель: Обратите внимание на экран, что вы видите на картинке?

Дети: Хвост самолета и лисий хвост.

Воспитатель: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?

Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Воспитатель: Как вы думаете для чего крыло самолета? крыло птицы?

Как вы думаете для чего нос теплохода? нос волка? нос человека?

Упражнение «Из чего-какой?» закончи предложения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.

Дверца из металла (какая)

Дети: Металлическая.

Воспитатель: Руль из пластмассы (какой)

Дети: Пластмассовая.

Воспитатель: Сиденье обшитое кожей (какое)

Дети: Кожаное.

Воспитатель: Колесо из резины (какое)

Дети: Резиновое.

Дети стоят около логопеда полукругом

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в

игру «Летит, едет, плывет».

Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».

Упражнение «Что на что похоже»

На ковре размещены две группы картинок.

Первая группа картинок : Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.

Вторая группа : жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.

Воспитатель: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.

Дети: Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.

Физкультминутка

«Шофер» (проводит один из детей)

Едем, едем на машине,

(движения рулем)

Нажимаем на педаль,

(сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль.

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли:

Влево, вправо - чистота.

(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер.

(шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда!

(поднять большой палец)

Воспитатель: А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).А кто знает, что такое автомагазин?

Дети: Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

Повторение шуточного стихотворения.

Ехали мы, ехали, до горки. (доехали,

(Въехали, съехали) и дальше. (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы. (доехали,

Яму. (объехали) и дальше. (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки. (доехали,

Мост. (переехали) и дальше. (поехали).

От моста. (отъехали) и дальше. (поехали).

Ехали мы, ехали, до дома. (доехали,

Во двор. (заехали, вот и. (приехали).

Воспитатель: игра с мячом «Один-много».

- На витрине грузовик, а в магазине. (грузовики).

- На витрине микроавтобус, а в магазине. (микроавтобусы).

- На витрине легковой автомобиль, а в магазине. (легковые автомобили).

- На витрине милицейская машина, а в магазине. (милицейские машины).

- На витрине спортивный самолет, а в магазине. (спортивные самолеты).

- На витрине мотоцикл, а в магазине. (мотоциклы).

Упражнение «Расскажи-ка»

Воспитатель : Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.

Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.

Воспитатель: Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

Дети на листе бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин выкладывают нитью машину по контуру.

Итог занятия.

Воспитатель : Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: …

Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали.

Дети прижимают кулачок к уху.

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Уточнить знание детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; питании, способов передвижения.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Зимние забавы»Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Зимние забавы» Задачи: 1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в природе. Формировать представления о зимних играх на улице. 2. Расширять глагольный.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Транспорт»
Опубликовано: 26 октября 2020 в 19:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД