Получи документы

Конспект занятия по профориентации «Я и мир профессий»

Елена Бондарь
Конспект занятия по профориентации «Я и мир профессий»

Конспект занятия по профориентации

«Я и мир профессий»

Воспитатель: Бондарь Елена Викторовна

Задачи: формировать для воспитанников-выпускников актуальное «информационное поле» при выборе профессии;

Публикация «Конспект занятия по профориентации „Я и мир профессий“» размещена в разделах

формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональном самоопределении воспитанников);

информировать о качествах, присущих людям тех или иных профессий;

воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход занятия:

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель:

- Ребята, не далеко тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в нашей школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашего края, а может и страны, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальный педагог, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии. А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

2. «Разминка».

Игра первая: К, Р, О, П (представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. Команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности.

О К Р П

Окулист Контролер Разведчик Проводник

Орнитолог Киноартист Рыбак Плотник

Ортопед Крановщик Редактор Пилот

Оператор ЭВМ Кочегар Радиоведущий Пожарный

Опер. машин. Кондуктор Репортер Портной

доения Киномеханик Рентгенолог Полицейский

Оператор связи Космонавт Радист Повар Каменщик Пограничник

Кутюрье Печник

Кондитер Пекарь

3. Игра: «САМАЯ-САМАЯ».

Воспитатель:

- А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

Назовите профессии :

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор.)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

Самая волосатая (парикмахер.)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель.)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист.)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)

Самая серьезная - не имеет право на ошибку (сапер, врач, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.)

4. Беседа «Типичные ошибки при выборе профессии».

Воспитатель:

- Играя, мы вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вам уже, наверное, известно о том, что в мире насчитывается более 15000 профессий. Сейчас, если еще кто-то не определился с выбором, изучайте профессии. Для ознакомления возьмите более близкие - те, которым посвятили свою жизнь ваши знакомые или профессию, которую вы хотели бы выбрать. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного. Не обманывайтесь и внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось представление об отдельных профессиях как о легких и романтичных. О профессиях врача, летчика они судят по успехам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали. Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен.

Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда дело доходит до смешного: «Хочу стать кинематографом»; «Решили с ребятами всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях»; «Хочу стать горным инженером». Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии компьютерщика, экономиста, бухгалтера, врача, юриста. Ко вторым – профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессии слесаря или тракториста, комбайнера не требуют особого напряжения ума. А при ближайшем знакомстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у них приходится на умственный труд. К современному рабочему предъявляют такие требования, как умение выполнять необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и организации труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться. Недаром еще В. Г. Белинский писал, «…. что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца».

Сегодня к нам на занятие пришел педагог-психолог, который поможет вам изучить свои способности и возможности. (Анализ проведенного тестирования).

Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной, выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость помешают стать отличным работником прилавка.

5. Ситуация-размышление.

«В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго - это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной - близкий человек, которому надо помочь, для второго только нагрузка…».

Воспитатель:

- Как вы думаете, что произойдет в конце рабочего дня с нашими героями, давайте поразмышляем (Ответы-рассуждения детей)

Действительно в конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй - разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.

Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию. Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

4. Упражнение по профориентации «Основной мотив твоего выбора»

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому воспитаннику).

Список мотивов включает 16 фраз.

Дается задание:

1. Зачеркни 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. (У ребят остается 8 мотивов).

2. Зачеркни 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом исключи еще 2 менее важных из четырех. И потом удали еще один из двух.

- Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый).

5. Беседа «Чем мы руководствуемся при выборе профессии».

Воспитатель:

- Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии. Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – «житейским». Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

• Востребованность на рынке труда.

• Доходность.

• Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

• Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

• Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

• Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

• Положительное влияние на семейную жизнь.

• Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

• Возможность карьерного роста (важно или не важно).

- В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда».

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и космонавтами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день. Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями. А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

6. Игра: «Профессиональные качеств»

- Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы – будущие выпускники. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках).

Водитель Учитель Повар Бухгалтер

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие

Концентрированность внимания

Быстрота реакции

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений… Любовь к детям Гуманность Образованность

Терпение

Находчивость Самосовершенствование

Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие… Самосовершенствование

Образованность Ответственность Хороший глазомер

Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная.

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность … Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией…

- Какая картина вырисовывается перед нами?

- Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

7. Игра-викторина: «Закончи пословицу».

Воспитатель:

- В русском языке существует более 100 пословиц о труде и ученье. Ребята, я предлагаю вам сейчас закончить пословицу, которую я буду предлагать.

1. Уменье и труд все … (перетрут).

2. Не стыдно не знать, стыдно не … (учиться).

3. Дело мастера … (боится).

4. За всякое дело берись … (умело).

5. Умение везде найдет … (примененье)

6. Птицу узнают в полете, а человека в …. (работе).

7. Маленькое дело лучше большого … (безделья).

8. Без труда не выловишь рыбку из … (пруда).

9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди … (первых).

10. Больше дела – меньше …. (слов).

11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать … (сегодня).

12. Кончил дело — гуляй … (смело).

8. Подведение итогов.

Заключительное слово воспитателя:

- Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Не откладывайте решение вопроса «кем быть?» на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться «за компанию», устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д. Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают работники совершившие ошибку при выборе профессии…

9. Домашнее творческое задание.

Воспитатель:

- Дорогие ребята, выбор профессии это сложная задача для вас, и чтобы сделать правильный выбор, мы предлагаем вам подготовить для следующего занятия творческий проект «Моя будущая профессия».

Спасибо всем за внимание, активное участие на занятии! До свидания!

Приложение 1

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Приложение 2

К Р О П

К Р О П

Приложение3

Плотник

Пилот

Учитель

Кружевница

Врач

Повар

Приложение 4

ВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ ПОВАР БУХГАЛТЕР

ВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ ПОВАР БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений Любовь к детям Гуманность Образованность

Терпение

Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность;

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией.

C писок литературы:

1. Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения подростков / Галишникова М. // Прикладная психология и психоанализ. №2. М., 2006. – С. 59-64.

2. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л. В. – Яр., издательство ЯГПУ им. К. Д. Ушинского,1999. – 67 с.

3. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М. : Первое сентября, 2004. – 196 с.

Использованная литература:

1. Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия. - М. : ВАКО, 2008.

2. Источник интернета.

3. Лобачева С. И. Календарь школьных праздников. – М. : 5 за знания, 2006.

4. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т. П. Сальникова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Приложение.

Мотивы выбора профессии :

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Водитель Учитель Повар Бухгалтер

Водитель Учитель Повар Бухгалтер

О К

Р П

Публикации по теме:

Фотоотчет о мероприятии по профориентации для детей младшей разновозрастной группы «День будущих профессий»Фотоотчет о мероприятии по профориентации для детей младшей разновозрастной группы «День будущих профессий» Фото отчет по профориентации для детей младшей разновозрастной группы. 3 мая в младшей разновозрастной группе «Мишутка» прошел день под названием.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий».Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Искусство».

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект познавательного занятия «Путешествие по морю профессий» Путешествие по морю профессий. Цель: 1 Познакомить детей с основными особенностями мужских и женских профессий (мужские и женские профессии.

Конспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группеКонспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группе Наименование дошкольной организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 х. Павловского Конспект.

Конспект занятия для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы «Сколько разных профессий на свете!» Цель: Привитие познавательного интереса воспитанникам к профессиям родителей. Профориентационная работа. Задачи: - Расширение представлений.

Конспект занятия «Мир профессий» "Мир профессий" Цель: создание условий для повторения и закрепления знаний воспитанников о мире профессий. Задачи: -обогащать знания воспитанников.

Конспект занятия по ранней профориентации во второй младшей группе «Профессии «Врач и повар»Конспект занятия по ранней профориентации во второй младшей группе «Профессии «Врач и повар» Дети 2 младшей группы- участники. (ранняя профориентация) Цели: Формирование у детей элементарных представлений о профессиях: врач и повар.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по профориентации «Я и мир профессий»
Опубликовано: 12 октября 2023 в 19:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД