Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Тайны птичьего мира»

Ольга Киба
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Тайны птичьего мира»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Тайны птичьего мира»

Программные задачи:

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада „Тайны птичьего мира“» размещена в разделах

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;

Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;

Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Материалы:

Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Схема строения птиц. Аудиозапись «Голоса птиц», энциклопедии. Ёмкость с водой, прищепка, лист бумаги, кусочек жира. Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.

Раздаточный материал:

Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).

Правильно, мы отправимся в мир птиц!

2. Закрепление знаний о видах птиц

Воспитатель:

Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети:

Перелётные и зимующие.

Воспитатель:

Почему птицы улетают на юг?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель:

Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Дети:

Перелётные – утки, журавли, ласточки.

Воспитатель:

-Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

-Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых — они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

Ребята,а как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети:

Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель:

Каких представителей зимующих птиц вы знаете?

Дети:

Зимующие – дятел, синица, воробей.

Воспитатель

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;

Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;

Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;

Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;

Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;

Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель:

Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.

(Павлин – обитатель жарких стран).

Гусь, утка, грач, лебедь.

(грач -не водоплавающая птица)

Грач скворец, ласточка, индюк.

(Индюк – домашняя птица).

Сковорец, грач, гусь, сова.

(Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, ласточка.

(Сова – ночная птица).

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель:

Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного? У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель:

Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного?

Дети:

У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель:

А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети:

Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель:

Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».

Как называются дети птиц (Птенцы).

5. Д / И «У кого кто или один много»

-Сейчас мы разделимся на две команды. Я буду показывать картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.

У журавля — журавленок – журавлята

У скворца – скворчонок –скворчата

У лебедя – лебеденок- лебедята

У грача – грачонок – грачата

У утки — утенок – утята

У аиста — аистенок – аистята

У гуся – гусенок – гусята

4. Физкультминутка:

Насекомые пропали

Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)

Вместе собрались,

Стаей назвались. (Дети встают в круг,

Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,

На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,

бегут по кругу.)

Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

7. Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю вам отгадать загадки о птицах.

Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

Нос у него белый,

Сам он черный,

Очень проворный,

Друг садов и полей.

Поедает червей.

(Грач.)

Прилетает к нам с теплом

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

Маленькая, юркая, проворная,

Трясет длинным тонким хвостиком.

(Трясогузка.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синичка.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь.)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клест.)

9. Обобщение признаков строения птиц.

Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети:

(Опираясь на картинки). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

10. Рассматривание видов перьев

Воспитатель:

Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию в уголке экспериментирования.

Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.

11. Воспитатель:

Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети:

Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель:

Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети:

Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель:

А какой вред?

Дети:

Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель:

Кого можно назвать врагами птиц?

Дети:

Диких животных, хищных птиц.

Викторина

Воспитатель:

Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель:

Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.

Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

Дети:

Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

Итог занятия :

Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами.

О каких птицах мы беседовали?

Что нового вы узнали о перелетных птицах?

В какие игры играли?

Что понравилось? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Цели: Образовательные: Закрепить знание воспитанниками звуков; упражнять в умении четко и правильно их произносить; формировать умение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Космические тайны» Автор: Мартыненко Татьяна Павловна Организация: МАДОУ №17 Населенный пункт: Красноярский край, город Дивногорск Тема: Космические тайны.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы» .

Конспект ООД в старшей группе «Тайны птичьего мира» Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада. Составитель: Гаврилова Ирина Семеновна,.

Конспект по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: «Приветствие и прощание» Цель: Научить детей употреблять разные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Задачи: 1. Вспомнить с детьми вежливые.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему «Осень» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Осень» Интегрированные задачи: Речевое развитие:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как встречают Новый год в разных странах мира» Муниципальное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад «Непоседа» г. Можайска (МАДОУ «Непоседа» г.

ОД по познавательному развитию в средней группе детского сада «В гости к деду Природоведу» ОД по познавательному развитию в средней группе детского сада «В гости к деду Природоведу» Форма работы с детьми: игра – путешествие.

Экологической викторины «Тайны птичьего полёта» для старшего дошкольного возраста совместно с родителями. Цель: Воспитание у старших дошкольников бережного отношения к окружающему миру и формирование навыка заботы о пернатых друзьях. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Тайны птичьего мира»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 07:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД