Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию по окружающему миру «Деревья. Клен» для старших дошкольников

Шкиря Галина Владимировна
Конспект занятия по познавательному развитию по окружающему миру «Деревья. Клен» для старших дошкольников

Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)

на тему: «Деревья. Клен

для старших дошкольников.

Цель.

Закрепление и расширение знаний детей о деревьях родного края. Формирование интереса к исследовательской деятельности, к познанию нового.

Задачи.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию по окружающему миру „Деревья, Клен“ для старших дошкольников» размещена в разделах

1. Продолжить ознакомление с кленом, его особенностями. Закрепить умение детей называть части растения (корень, ствол, ветви, лист, соцветия, знания об условиях, необходимых для роста деревьев. Расширить знания детей о клене, взаимосвязи человека и природы. Активизировать словарь дошкольников.

2. Формировать культуру общения с природой, исследовательский интерес. Развивать умение сопоставлять различные факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, опираясь на имеющиеся знания и опыт, стремление познавать новое.

3. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру. Поощрять желание оберегать растения родного края, соблюдать правила поведения в природе.

Предварительная работа. Наблюдение клена на участке детского сада, рассматривание гербария, рассматривание альбома «Растения Оренбургского края», слушание песен о клене, чтение и заучивание стихотворений, пословиц, загадок, чтение детской энциклопедии.

Словарная работа. Поверья, Троица.

Методическое обеспечение. Ноутбук, проектор, экран, аудиозапись для приветствия, мультимедийная презентация «Клен», принадлежности для продуктивной деятельности.

Мотивация. Узнать много интересного о растениях родного края, проводить экспериментирование.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

1.1 Организационный момент. Приветствие. (аудиозапись музыки) (дети стоят в кругу)

Воспитатель (В.). Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь и в знак приветствия подарите свои улыбки друг другу.

1.2. Создание мотивации.

В. Ребята, вы любите загадки?

Послушайте мою загадку и узнаете тему нашего занятия.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой. (клен) (слайд)

В. А вы знаете загадки о клене?

Д. (дают ответы)

1) Стоит Антошка

В красной одёжке,

Под ветра свист

Гоняет лист.

2) Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если "К" сочтете лишним,

Смысл получится другой.

3) Не гусак, а лапчатый;

Не кулик, а крапчатый.

4) Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На один всего полет.

5) Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для кого их пишет. (клён)

1.2 Целеполагание.

В. Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?

Д. (предположения детей)

В. На сегодняшнем занятии мы продолжим ознакомление с кленом и узнаем о нем еще много интересного, будем проводить экспериментирование.

2. Основная часть.

2.1 Ознакомление с деревом клен. (слайд)

В. К какому виду растений отнесем клен? (дерево) Почему? (имеет один ствол, высокое)

Д. (дают ответы)

В. Клен очень широко распространен в нашем крае. Где приходилось вам встречать это дерево? (повсеместно)

Д. (дают ответы)

В. Клен получил своё название из латинского языка и обозначает «острый», так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. (слайд)

Листья клена простые, лопастные, довольно крупные, черешковые. В конце апреля клен начинает цвести. (слайд)

Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые, но у них сильный привлекательный запах. После цветения они превращаются в плоды. (слайд) Вспомните, как выглядят плоды клена. На что они похожи? (плоды)

Д. (дают ответы)

В. Об этом даже поэт сочинил стихотворение. Ваня прочитает его.

Крылатый самолет кленовый

Над головою кружит снова.

От ветки оторвался он.

Кричит ему вдогонку клен :

Ищи скорее колыбельку.

В земле уютную постельку,

Чтобы весною прорасти.

Желаю доброго пути!

В. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе. (слайд)

Если упадет самолетик в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для роста дерева?

Д. (высказывают предположения)

Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы самолетик превратился в дерево?

Д. (дают ответы)

Нужна земля, почва.

Нужен солнечный свет.

Нужна влага, вода.

В. Прорастет ли кленовый самолетик, упавший на асфальт? Почему?

А самолетик, упавший в воду? Почему? Может ли вырасти клен в пустыне? Почему?

Д. (высказывают предположения)

В. Если самолетику повезло, и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли появится малюсенький росточек с двумя листочками, торчащими в разные стороны. (слайд)

А со временем вырастет высокое красивое дерево и долго-долго будет украшать собой лес, парк или улицу. Клен быстро растет, хорошо переносит засуху, холод, тень и пыль. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр.

Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Осенью листья этого растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые, багряные, золотистые или бордовые. (слайд)

Окраска их зависит от вида клёнов. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.

2.2 Беседа о свойствах клена и его пользе для человека.

В. Как вы думаете, какую пользу приносит клен? (очищает воздух; служит украшением улиц, парков, скверов; радует взор человека; дает тень, прохладу)

Д. (дают ответы)

В. Вы правы, но у него есть еще много полезных свойств. Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, из него потечет сок. Сок клена вкусен – не уступает березовому, в старину из него выпаривали сахар. Кленовый сок сладкий, содержит 2–3 процента сахара, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение.

В. Ребята, приходилось ли вам видеть древесину клена? Где? Какая она? (во время обрезки деревьев наблюдали на участке детского сада, она белая) (образец)

Д. (дают ответы)

В. Древесина у клена белая, с красно-бурым или желтоватым оттенком. Она прекрасно строгается и сохраняет форму. Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Еще в IX веке славяне делали из клена гусли. В Средние века клен стал широко применяться в изготовлении струнных, смычковых и других музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары, кларнеты, флейты. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие. Клен был излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точеные сосуды. Из него же изготовляли весла, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин. (слайд)

Клен – это и лекарственное растение. В лечебных целях используют листья и побеги, сбор которых производят весной. Настой и отвар листьев клена оказывают мочегонное, желчегонное, противовоспалительное, обезболивающее и ранозаживляющее действие. Старинное народное средство лечения кашля: в 1 стакан горячего молока добавить 1 столовую ложку сока клена и выпить. При порезе - прикладывают чистые измельченные листья клена к ране.

2.3 Народные приметы и поверья, связанные с кленом.

В. В старину люди сложили о клене разные поверья, приметы, которые дошли до наших дней. Вот некоторые из них.

Это дерево, которое помогает обрести душевное равновесие людям, несет успокоение, уверенность в себе, дерево внутренней силы и уравновешенности.

На Троицу, в день Божьего Тела и в другие праздники ветками клена украшали дома, хозяйственные постройки, ворота и др. Не украсить дом было большим грехом. Предки верили, что на праздник души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в его ветках.

Если клен «заплакал» - верный признак, что через несколько часов будет дождь.

Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила.

Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.

Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.

2.4 Физкультурная минутка «Кленовые самолетики». (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон, зашумел листвою клен.

Мы с тобой под ним играем, самолетики считаем:

Раз, два, три, четыре, пять. Ох, считать не сосчитать!

За день, за два и за месяц. Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла!

2.5 Поэтическая страничка.

В. Ребята, клен так же, как и другие растения тронул сердца поэтов и они посвятили ему свои красивые песни и стихи. Послушаем стихотворения.

Д. (читают стихи)

1) Клен

Распускается весной

Клен нарядный – лист резной.

Каждый листик, как звезда,

Клен узнаешь без труда.

2) Осенний кленовый лист

Лист кленовый на ладошку

Положил малыш Антошка.

Нежно лист ладонь покрыл,

Будто «здравствуй» говорил.

Лист кленовый как ладошка.

Только больше он немножко.

Красно-желтый, золотой.

Взял малыш его домой.

Не жалеет листья клен,

Украшает землю он.

Разноцветный свой наряд

Осенью он сбросить рад.

2.6 Игра «Выбери по заданию». (на правильность и скорость выполнения задания)

В. Предлагаю поиграть. От вас потребуется быть особенно внимательными и быстрыми.

На столах у вас карточки с изображениями разных растений: деревьев, кустов, садовых цветов, и предметные картинки: с изображением птиц, игрушек животных, одежды и т. д.

Задание: из предложенных картинок каждый выбирает картинку с изображением клена или его частей. Побеждает тот, кто наберет больше карточек и правильно выберет.

Д. (выполняют задание)

2.7 Дидактическая игра «Четвертый лишний». (прослушать ряд слов, назвать лишнее и объяснить свой выбор)

- крапива, полынь, сирень, подорожник;

- подорожник, шиповник, смородина, крыжовник;

- береза, крапива, одуванчик, мята;

- клен, тополь, тысячелистник, липа;

- береза, тополь, сосна, клен.

2.8 Продуктивная деятельность. Изготовление «павлина» с использованием плодов клена.

В. Предлагаю вам выполнить «павлина». Для этого нам потребуется пластилин, плоды клена, паетки для украшения, кисть и клей ПВА. Для кого вы хотите сделать поделку? (объяснение выполнения работы)

Д. (ответы детей)

2.8.1 Самостоятельная работа детей.

2.8.2 Анализ выполненных работ воспитателем с позитивным оцениванием.

3. Заключительная часть. Итог ОД.

О каком растении сегодня вы узнали еще больше?

Почему он так называется?

Это травянистое растение, кустарник или дерево?

Что больше всего запомнилось в занятии?

Что еще хотели бы узнать о клене?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей 4–5 лет «Цветы на поляне» Цель: расширить знания детей о первоцветах, выполнить коллективно-творческую работу «Цветы на поляне». Задачи: - Образовательные: дать элементарные.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зайкино путешествие» Цель: Знакомить детей с родным краем, через помощь Зайчонку. Закрепить умение сравнивать по величине, закрепить счет «ОДИН» «МНОГО» Окр. мир.

Конспект ОД по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ «У нас в гостях мастер своего дела — портниха» Казенное государственное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Восточного.

Конспект занятия по окружающему миру «Деревья» в младшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Деревья» в младшей группе Цель: Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Задачи: - Учить сравнивать деревья по внешним признакам;.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашнее животное — кошка» для детей 4–5 летКонспект занятия по окружающему миру «Домашнее животное — кошка» для детей 4–5 лет Тема: «Домашнее животное. Кошка» для детей 4-5 лет Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Цели:.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 летКонспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 лет Ко Дню домашних птиц на МААМ. Тема: «Домашние птицы» для детей 4-5 лет Цели: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; упражнять.

Конспект занятия по окружающему миру «Одуванчики». Вторая младшая группаКонспект занятия по окружающему миру «Одуванчики». Вторая младшая группа Цели и задачи: -формировать интерес у детей к познавательной деятельности по теме: «Цветы»; -развивать наблюдательность, формировать умения.

Конспект занятия по окружающему миру «Петушок с семьёй» в младшей группе Тема: «Петушок с семьёй» Задачи: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом»Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом» Программные задачи: Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении. Учить устанавливать влажность почвы, пригодную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию по окружающему миру «Деревья. Клен» для старших дошкольников
Опубликовано: 16 января 2022 в 16:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию по окружающему миру «Деревья. Клен» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Шкиря Галина Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД