Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История русского костюма»

Гужова Александра Владимеровна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История русского костюма»

Тема: «История русского костюма»

Цель: побуждение интереса у детей к жизни наших предков через знакомство с русским народным костюмом.

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания об истоках русских народных традиций;

- освоение основ русского народного костюма, знакомство с некоторыми предметами русского народного костюма;

- расширить кругозор, обогащать словарный запас.

Развивающие:

- активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, кокошник, порты, шуба;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „История русского костюма“» размещена в разделах

-развить понимания бытования народного костюма, его истории и связи его со всей народной культурой;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

- воспитывать интерес к жизни предков, уважения к ним.

- воспитывать уважение к народным традициям и нравственных качеств детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», чтение и рассматривание книг с русскими народными сказками, русских народных игр «Ручеек», «Жмурки», «Горелки».

Словарная работа:, мешковина, холст, ситец, атлас, крестьяне, душегрея, символ, обёртывали, обычай.

Методы и приё мы: наглядный - показ игрушек, картинок, предметов. Словесный- рассказ, объяснение, беседа; вопросы к детям, указания.

Материал к занятиям : кукла в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением костюмов, картинки с образцами тканей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем,

друг друга, встанем в круг.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

Я из хлопка, льна и кожи,

Шерстяной бываю тоже.

Меня люди надевают

И со мной не замерзают.

( Ответ: Одежда)

Воспитатель: правильно.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Танюша (воспитатель показывает куклы). Ребята посмотрите, какая нарядная наша гостья.

II. Основная часть.

1. Беседа и рассказ воспитателя.

Воспитатель: Как вы думаете, одежда кукол отличается от нашей с вами одежды?

(Ответ детей)

Воспитатель: Правильно ребята.

Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси.

Давным-давно одежда служила только для защиты от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей.

В старые времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и разного фасона. Ребята, посмотрите что, принесла с собой Танюша. Хотите посмотреть, что это (Дети рассматривают картинки ткани)

Воспитатель: Из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого цвета, сначала некрасивая. Ткань делали дома, поэтому её называли – домотканая. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину у крестьян не было, и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим картинки, на которых изображены люди, жившие на Руси в старину.

Посмотрите, как они одеты.

Воспитатель Основной одеждой женщин была длинная сорочка.

Поверх сорочки надевали сарафан. ( Показ картинки: сорочка и сарафан).

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. ( Показ картинки: душегрея).

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Душегрея - это короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками.

- Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была телогрея.

( Показ картинки: телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.

( Показ картинки: кокошники, косынки).

Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Косоворотка – рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. ( Показ картинки: рубашки и косоворотки).

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.

- А что носили мужчины на голове? Мужской головной убор того времени – колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зимнюю пору поверх одних портов надевали вторые. Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки и куницы. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор в виде орнамента, т. е. в виде ритмично повторяющегося рисунка, наносили на ворот, рукава, подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

- Как они назывались? (Портные)

Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по-разному, в зависимости от того, что они шили.

Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.

Что же это? До сих пор женщины носят сарафаны. Нам известны телогрейки, правда, они стали рабочей одеждой.

- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про элементы костюма, а вы попробуйте их отгадать.

1. Эта часть костюма 3. Ходит девица с косой

Не мужской кафтан. С непокрытой головой,

Носит красна девица Красоте помощник -

Длинный (сарафан). Расписной (кокошник).

2. С давних пор краса девицы 4. Ворот вышит, а застёжка

Не румяна, не ресницы. Сбоку подборотка.

Всюду русская краса - Всем наряд известен этот

С лентой длинная (коса) Как (косоворотка).

В старину, как и теперь, дети любили играть. А вы любите играть?

Тогда поиграем. Проводится подвижная русская народная игра «Ручеек».

3. Заключительная часть

- Давайте мы невеждами не будем, Историю костюма не забудем!

- Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).

- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы, чтобы помнить прошлое, историю наших предков).

Что вам понравилось?

Мне сегодня очень понравилось, как вы справились порадовал меня сегодня.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как живут звери зимой» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема : «Как живут звери зимой». В подготовительной группе. Цель: Формирование знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История русского костюма»
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 10:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД