Суконник Ольга
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Что мы знаем о рыбах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Что мы знаем о рыбах?»
Цель занятия : формирование представлений детей о рыбах и их среде обитания.
Задачи: Содействовать:
* уточнению знаний детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания, повадках, способах размножения, о многообразии рыб;
* закреплению знаний геометрических фигур;
* развитию мышления, памяти, формированию умственных способностей;
* развитию связной речи, умения слушать и дополнять ответы других детей;
* активизации словаря с помощью слов: чешуя, плавники, головастик, пресная;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе „Что мы знаем о рыбах?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
* воспитанию бережного и заботливого отношения к живой природе.
Оборудование, дидактический материал: картинки с изображением рыб и птицы (ласточки, водоёмов (речка, озеро).
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением разных рыб; беседа о внешнем виде рыб и их среде обитания; чтение художественных произведений о жизни рыб; проведение развивающих игр и упражнений.
Ход занятия. Организационный момент. Мотивация.
На доске картинка с изображением ласточки в полёте.
М. : Ребята, что это у вас? Какая красивая рыбка?
Д. : Это птица – ласточка.
М. : Но она похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники, это настоящая рыбка.
Д. : Нет, Мишка, ты не прав.
М. : Опять я всё путаю, никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка всё равно похожа на рыбку. Может быть, вы не правы!
В. : Давайте, ребята, научим нашего Мишку узнавать рыб и не путать их с другими животными. Но сначала, мы позавтракаем и обязательно тебе поможем Мишка, всё по порядку расскажем.
2 Часть: основная.
Хороводная игра «Колпачок».
В. : Ребята, мы с вами в игру играем, Мишка, нас очень ждёт. А зачем он нас ждёт?
Д. : Мы должны рассказать Мишке, как узнавать рыбу и не путать с другими животными.
В. : Давайте научим Мишку узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот, Мишка, смотри, здесь много разных рыб. Какие здесь рыбы изображены, ребята?
Д. : Щука, окунь, карась, карп, лещ.
М. : Какие они все разные, и названия какие сложные. Как же вы их всех запомнили?
В. : Правильно, Мишка ты заметил, что рыбы все разные, но чем то они все похожи.
Давайте расскажем всё по порядку. Сначала поговорим про форму тела. Какая форма тела у рыбы? Почему такая форма удобная?
Д. : Форма тела овальная, обтекаемая.
В. : Чем дышат рыбы? Почему у рыб нету носа? Почему они дышат какими то жабрами?
Д. : Рыбы дышат жабрами, могут дышать под водой, они набирают воздух из воды через жабры.
В. : А это что такое у рыбы? (показываю на плавники). Зачем рыбам плавники?
Д. : Это плавники, они помогают рыбам плавать, и служат ей как вёсла, помогают сохранять равновесие.
В. : Вот рыбы плавают с помощью плавников. А как они находят нужную дорогу? С помощью чего?
Д. : Рыбам хвост помогает плыть в нужном направлении, и служит им рулём.
Игра «Из каких геометрических фигур составлены рыбы?»!
Давайте поиграем в очень интересную игру. Вы должны мне назвать геометрические фигуры те, из которых составлены рыбы. Дети называют геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб и трапеции).
В. : Какое есть очень важное отличие рыб от других животных? Чем покрыто тело животных? Чем покрыто тело птиц? А чем же покрыто тело рыб?
Д. : Тело рыбы покрыто чешуёй в отличии от других животных.
В. : Правильно, ребята, главная отличительная черта внешнего вида рыбы – это покрытие тела чешуёй. Ещё говорят в народе, что тело рыбы осыпано монетками.
У меня для вас есть задание, называется оно «Третий лишний». Я вам буду называть четыре слова, а вы должны внимательно слушать и назвать лишнее слово, и объяснить почему оно лишнее.
Лиса, медведь, карась.
Акула, петух, курица.
Окунь, яблоко, банан.
В. : Карась лишнее, так как это рыба, а остальные лесные звери. Акула лишнее, так как петух и курица это птицы, а акула рыба. Окунь лишнее, так как яблоко и банан фрукты, а окунь рыба.
Давайте, ребята, встанем все и немножко разомнёмся.
Физкульминутка.
В. : А чем же отличаются рыбы друг от друга? Давайте расскажем, Мишке.
Д. : Окраской, формой, размером, повадками, питанием, названием, средой обитания. Окраска помогает рыбам прятаться от хищников, имеют разное название, форма тела разная, большая и маленькая размером, обладают разными повадками…
В. : Чем питаются рыбы?
Д. : Рыбы питаются рыбами, водными растениями.
В. : А где живут рыбы? Смогут рыбы жить без воды? В каких водоёмах живут рыбы? Могут рыбы жить в болоте?
Д. : Рыбы живут в воде, без воды рыбы жить не могут. Живут в реке, озере, пруду, море, океане. В болоте жить рыбы не могут, там вода грязная.
В. : Среда обитания у рыб одинаковая, это вода, но рыбы делятся на разные виды. На какие виды делятся рыбы?
Д. : Речные, морские и аквариумные.
В. : Почему рыб называют речными? Почему морскими? Почему аквариумными?
Д. : Речные рыбы живут в пресной воде, морские в морской солёной воде, аквариумные в чистой воде - в аквариуме.
В. : Речные и морские рыбы вольные, и ведут самостоятельный образ жизни. А аквариумные рыбки могут жить сами? Как за ними надо ухаживать?
Д. : Аквариумные рыбки живут в аквариуме и нуждаются в заботе и уходе человека. Надо менять воду и кормить рыбок специальным кормом.
В. : Ребята, скажите, рыбы бывают только взрослыми? Как называют детёныша рыб? Из чего выводятся рыбы?
Д. : Рыбы тоже рождаются маленькими, детёныш называется малёк, выводятся из икры головастики, растут и превращаются в маленьких рыбок, растут, становясь взрослыми рыбами.
Игра «Назови ласково».
(Голова, хвост, плавник, чешуя, тело).
Надо назвать ласково каждую часть тела рыбы. Я вам буду говорить любую часть тела рыбы, а вы мне называете её в ласковой форме.
Д. : Головка, головушка, хвостик, чешуйка, чешуечка, плавничок, тельце.
Почему в народе так говорят «Рыбы – дети воды»?
Д. : Рыбы, рождаются в воде и живут всю вою жизнь в воде.
3 часть: заключительная.
В. : Молодцы, ребята, все задания выполнили!
О чём мы сегодня говорили на занятии? Чему мы научили Мишку?
Д. : Мы сегодня научили Мишку, как узнавать рыб и не путать их с другими животными.
В. : Ну теперь, Мишка, ты понял как узнавать рыб и не путать их с другими животными?
М. : Да, ребята, теперь я всё понял. Спасибо, вам за помощь!
В. : Пожалуйста, Мишка, приходи к нам ещё, мы тебя многому научим.
Вам, ребята, понравилось занятие? Все молодцы! Всем спасибо!