Ольга Бережная
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Фестиваль игр народов Южного Урала»
Конспекты.
1. Фестиваль игр народов Южного Урала.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о народах Южного Урала.
2. Продолжить знакомство детей с избой-жилищем русской семьи, юртой-жилищем башкир, с предметами старинного русского, башкирского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зубка, ухват, кувшин и т. д.).
3. Обогатить словарь детей народными загадками, пословицами.
4. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр. Вызвать интерес к культуре и традициям родного края через народные игры.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Фестиваль игр народов Южного Урала“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Игры народов Урала
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской, башкироской народной музыке.
6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому, башкирскому фольклору.
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т. д., юрта, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками.
Ход занятия.
В. : Наш детский сад находится в городе, который стал родным для русских, татар, башкир, и других народов. А как называется наш город?
Дети отвечают: Троицк.
В. : Мы живём в городе Троицке, на Южном Урале. И для всех Южный Урал стал малой Родиной, несмотря на различия национальной культуры!
(Дети читают стихи)
1-ребё нок: Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим- степной простор.
2-ребё нок: У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкесу носит,
Другой надел халат.
3-ребё нок:
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
(звучит музыка)
В. : Приглашаю вас в необычное путешествие- путешествие в прошлое. День начинается, путишествие приближается. (звучит русская народная музыка) мальчик с девочкой,одетые в русский национальный костюм, выходят на середину и читают стихотворение о России.
Девочка: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия,-
Что может быть сердцу милей?
Мальчик: У русского народа есть весёлая игра «Дед Мороз» и сейчас мы предлагаем вам поиграть в неё.(проводится игра).
В. : (показ слайдов) Русский народ славен дружбой и силой. Про наш город говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось горницей, в ней принимали гостей. В избу входили кланяясь. Знаете почему? (ответы детей). Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. А вы знаете, что было главным в избе (ответы детей). Правиль печка. А для чего печка нужна? Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. (стих про русскую печь).
Ребё нок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
В. : Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. (показ слайда-изба,ложки,лапти). Ох,ребятушки,а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (шкатулка с загадками)
1. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит. (чугунок)
2. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга)
3. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник. (самовар)
4. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка)
5. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра. (коромысло)
6. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти)
Какие вы молодцы! Все мои загадки отгадали! Ребята, а давайте поиграем в игру «Что было, что стало». (воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас. (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь. (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь. (на кровати)
4. Рааньше в сундуках одежду хранили, а сейчас. (в шкафу)
5. Раньше воду из колодца носили, а теперь. (льётся из водопровода)
В. :Молодцы. -А мы с вами встречаем гостеприимных башкир. (звучит башкирская музыка. Выходят мальчик с девочкой, одетые в национальный башкирские костюмы).
Мальчик: У жителей Башкирии из войлока есть дом- Переносная юрта, тепло, уютно в нём!
Девочка: Играют они в «Юрту», весёлую игру.
И с ней мы познакомим сегодня детвору!
(Башкирская игра «Юрта»).
(После игры дети садятся на стульчики).
Пословицы: 1. Без труда не появится еда.
2. У кого есть конь-у того есть друг.
3. Без работы ума не прибавится.
4. У кого работа, у того и сила.
5. И маленькое дело-делай как большое.
6. Ласковым словом, камни сломаешь.
7. Дети-и богатство и радость.
8. Без ветра деревья не качаются.
9. Время руками не удержать.
10. Меньше говори, больше слушай.
11. На одном колесе,не уедишь.
Игра: «Сложи башкирские узоры».(каждому ребёнку даются разрезные узоры).
В. : Как настроение детвора? Всем весело сегодня? (Да). И занятие наше завершая,предлагаю вам всем вместе приготовить вкусное башкирское блюдо «Баурсаки» (дети моют руки, надевают фартуки, колпачки и под руководством воспитателя готовят угощение).
В заключении ребё нок читает стих:
Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным баурсакам.
Вкус их всех вас может удивить!