Получи документы

Конспект занятия по окружающему миру «На помощь Медведю» для детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Иванова
Конспект занятия по окружающему миру «На помощь Медведю» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: 1. Расширять и углублять знания и представления детей о лесной флоре и фауне ( животные: заяц, белка, ёж, лиса, волк, лось, медведь; растения: кора деревьев, грибы, ягоды);

2. Развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление, концентрацию и устойчивость внимания, связную монологическую речь, память, воображение;

3. Воспитывать гуманное отношение к представителям живого мира, желание помогать другим, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „На помощь Медведю“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Словарная работа: пасека, санитар леса, улей.

Предварительная работа: просмотр мультипликационного фильма «Маша и Медведь», чтение и рассматривание книги «Энциклопедия для детей. Растения и животные» в переводе В. Свечникова.

Индивидуальная работа: с Алисой Л. по закреплению умения давать ответ полными развёрнутыми предложениями.

Материал и оборудование:

-демонстрационный: конверт с письмо; аудиозаписи звуков движущегося поезда, леса, рычание медведя; видео-файлы с фрагментами мультипликационных произведений из серии «Маша и Медведь»; дорожки разных цветов, следы животных; макет ежа; макет дерева; игрушка белки, лося, лисы, волка, зайца, медведицы, медведя; имитация водной глади; макет скорой помощи; ящики под ульи; макеты кустов/деревьев/травы для окружающей среды.

-раздаточный: предметы для дифференциации рациона ежа (яблоки, игрушка змеи, насекомых и т. д.); верёвки с нанизанными грибами; кусочки коры разного диаметра, корзина; тазы с водой, 2 удочки, пластиковые рыбы на магнитах; резервуар с лекарством; картинки с изображениями различных диких лесных ягод (малина, голубика, черника, волчья ягода, вороний глаз и т. д.); морковь в натуральном виде; мёд в сотах.

Ход образовательной деятельности:

I. Вводная часть:

В группу приходит письмо от Маши. Она приглашает детей к себе в гости.

—Как мы можем добраться до Маши? На чём? (ответы детей)

Отправляемся в путь на поезде. Включаю фоновое сопровождение «Звуки поезда». Предлагаю детям посмотреть в окна и рассказать, что они видят из окна поезда (лес, роща, поле и др.)

Маша встречает детей. Рассказывает, что хочет отправиться в лес, для того, чтобы навестить и вылечить медведя (социально-значимая мотивация). Но она не знает, как ему помочь.

—Может, вы знаете, что нужно делать? Выслушиваю все варианты.

—Ребята, у вас всех такие интересные и полезные идеи. Скорее отправимся в путь и поможем медведю.

II. Основная часть:

Отправляемся в лес. Перед детьми 3 дорожки разных цветов со следами животных (ёжа, волка, лисы)

Дети выбирают одну из дорожек. Первая дорога – ёж. По следам определяют, что эта дорожка ведёт к ежу. Пока идём к ежу, активируем знания о нём (внешний вид, где живёт) :

—Какой ёж? Какие у него лапы? Какая голова? Где живёт? (ответы детей)

Приход к ежу. Перед детьми стоит объёмный макет ежа с иголками для тактильного обследования. Объясняю детям:

—Раньше у всех ежей была мягкая шерсть, как у других животных. Но со временем она превратилась в острые твёрдые колючки. Это помогает ежу обороняться и защищаться от нападающих на него хищников.

Рассказываем ежу, что медведь заболел, и мы спешим ему на помощь :

—Ёж, можешь ли ты нам помочь?

От лица ежа: –Конечно, я смогу вам помочь, если вы поможете мне. Я нашёл много еды. Помогите мне отобрать то, что я люблю есть.

— Ребята, чем питается ёж? Дети по очереди дают ответ и выбирают предмет, нанизывая его на отдельную иголку. Расширяю представление детей о составе рациона питания ежа: насекомые, улитки, змеи.

Прошу детей назвать всё то, что они отобрали. Ёж благодарит детей за помощь :

От лица ежа: — Спасибо, что помогли мне разобрать продукты. Вот вам от меня яблоки, в них очень много витаминов. Они помогут Медведю быстрее выздороветь.

Спрашиваем ежа, как нам дальше дойти до Медведя.

От лица ежа: –Я очень маленький, мне в густой траве ничего не видно. Наверху, на дереве, живёт белка. Она вам и подскажет, как найти дорогу к домику Медведя.

Активизация имеющихся знаний у детей о белке : —Какого цвета шерсть? Какие у неё уши? Какой у неё хвост? Где она живёт? Каким образом белка забирается в своё дупло?

Рассказываем белке, что медведь заболел, но мы не можем найти дорогу к его дому:

—Белка, ты живёшь на самой верхушке дерева, тебе оттуда весь лес видно. Укажи нам дорогу к его дому.

От лица белки: – Конечно, ребята, не только помогу отыскать дорогу, но и дам вам гостинцы для Медведя. Вот они.

Достаю из дупла несколько верё вочек с нанизанными на них грибами:

—Ребята, все ли грибы можно есть? Грибы бывают съедобными и несъедобными. Нам нужно отобрать для нашего Медведя только съедобные грибы.

Делю детей на 4 подгруппы, каждая из которых разбирает свою нитку. По окончанию прошу каждую группу назвать, какие грибы они отнесли к съедобным, а какие к несъедобным.

—Какие грибы нам надо взять для Медведя? (ответы детей) Хорошо, давайте поблагодарим белку за грибы для Мишки. И попросим указать нам путь.

От лица белки: –Пожалуйста. Идите по этой дороге всё прямо и прямо, пока не встретите лисицу. Она укажет вам путь дальше.

Отправляемся к лисе. Вдруг видим вдалеке лося. Прошу детей описать его внешний вид, спрашиваю, где он живёт, предположить, где и как спит. Говорю детям:

—Лось живёт в лесу. Но отдельного жилища у него нет. Поэтому спит он, лёжа на земле, в глубине чащи.

Предлагаю 3 детям, составить описательный рассказ о лосе. Первый ребёнок описывает внешний вид, второй то, где лось живёт и как спит. Третьего ребёнка прошу рассказать, чем питается лось. Уточняю, что лось любит есть кору.

Подходим к лосю и рассказываем, что несём гостинцы Медведю, который болеет.

От лица лося: –Ребята, сколько у вас всего вкусного и полезного. С помощью этого Медведь очень быстро пойдёт на поправку. Но только как же вы донесёте столько всего в одних руках? Ведь путь ваш не близок.

— Что же нам делать? (ответы детей)

От лица лося: –Я гулял по лесу и нашёл корзину. Но она прохудилась. С помощью чего можно починить корзину? (ответы детей)

В лесу растёт много деревьев. На них находится кора. Мы, лоси, очень любим отрывать кору, и есть её. Этой корой можно залатать дыру в корзине.

Дети подходят к макету дерева, собирают с него кору. Наклеивают её на пустое место в корзине.

От лица лося: –Корзина готова!

Благодарим лося, складываем туда наши гостинцы и продолжаем наш путь.

Пока идём по дороге, замечаем имитацию озера с лисой рядом. Активизация имеющихся знаний у детей о лисице : внешний вид, где живёт, функции хвоста. Напоминаю детям, что все лисы очень хитрые и поэтому нам надо всем быть начеку.

Подходим к лисе и рассказываем, что идём навестить Медведя, который заболел. Просим её указать дорогу

От лица лисицы: –Конечно, ребята, я вам помогу, только если вы сначала поможете мне наловить рыбу.

Вношу тазы с водой. Делю детей на 2 команды и выдаю капитанам по одной удочке. Первый игрок по сигналу приступает к ловле рыбы. Как только он ловит 1 рыбу, откладывает её в корзину и передаёт удочку другому игроку позади него, а сам встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, капитан которой первым возвратится в начало колонны.

Наловленную рыбу приносим к лисице и просим отдать нам немного для больного Медведя.

От лица лисы: –Конечно, берите, только немного! Чтобы добраться до дома Медведя, идите по этой дороге, никуда не сворачивая. Счастливого пути! Да смотрите, не попадитесь в лапы к волкам!

Отправляемся. По пути вспоминаем слова лисы о том, что в лесу много волков. Говорю детям, что надо быть осторожными и предлагаю вспомнить, что мы знаем об этих животных: внешний вид, где живёт, что ест.

Подходим к месту, где стоит машина Скорой помощи и игрушка волка.

—Ребята, кто это на холме? Обманула и запутала нас хитрая лисица!

Включаю нарезку видео-фрагментов из мультфильма «Маша и Медведь», где появляются волки с машиной Скорой помощи.

—Почему волки живут в машине Скорой помощи? (ответы детей) Это не случайно, волком также называют санитарами леса. Они часто охотятся на тех животных и птиц, которые отстают от стаи из-за того, что являются больными и слабыми. Тем самым, не позволяя другим животным от них заразиться. Поэтому они держат лес в «чистоте».

Давайте обратимся к волку, может быть, он даст нам лекарство для Медведя.

Подходим к волку и рассказываем ему о том, что идём лечить медведя и просим, чтобы он помог нам с лекарствами.

От лица волка: – Сейчас посмотрю, может что-то у меня есть.

Достаёт из машины сироп, и отдаём его детям. Дети кладут сироп к остальным гостинцам.

—Спасибо за лекарство, но укажи нам, пожалуйста, дорогу к дому Медведя. Потому что хитрая лиса решила обмануть и запутать нас, поэтому указала неверную дорогу.

От лица волка: –Вам нужно идти вот по этой маленькой тропинке, которая выведет вас на основную дорогу. И по ней вы отправитесь дальше, пока она не приведёт вас прямо к калитке дома Медведя.

Выходим на большую дорогу, и на нашем пути появляются огромные кусты. Предлагаю детям обойти кусты, как вдруг слышится грозное рычание. Спрашиваю:

—Ребята, кто может так страшно рычать? (ответы детей)

Прошу детей описать внешний вид медведя, где он живёт, что ест. Рассказываю детям о том, что медведи также очень любят кислое. Поэтому очень часто находят в лесу огромные муравейники и забираются туда лапой, чтобы собрать на неё муравьёв и полакомиться ими. В муравьях содержится очень много полезного витамина C, который помогает бороться с болезнями. Видимо наш Мишка мало их ел, поэтому заболел.

Обходим кусты и видим перед собой игрушку медведицы с пустой корзиной.

Медведица, почему у тебя пустая корзина?

От лица медведицы : –Я хожу по всему лесу в поисках малины, но вокруг столько ягод, что я не могу понять, какая из них мне нужна. Помогите мне собрать в мою корзину только ягоды спелой малины.

Говорю, что под кустами лежат картинки с изображениями различных ягод. Задача найти и положить в корзину к медведице только картинки с изображением малины.

Предлагаю детям приступить к сбору малины. Дети собирают картинки и кладут их в корзину. По окончанию выполнения прошу детей посмотреть, какие ягоды остались под кустами и назвать их. Спрашиваю детей, все ли ягоды из представленных можно употреблять в пищу? Если среди них есть ядовитые ягоды, то прошу детей назвать их и отложить в сторону.

Медведица, мы спешим на помощь нашему другу Медведю, потому что он сильно заболел. Поделись с нами, пожалуйста, малиной, мы её принесём нашему Мишке.

От лица медведицы : –Конечно, берите сколько хотите и передавайте от меня привет. Пусть скорее поправляется!

Благодарим медведицу, забираем малину и направляемся к дому Медведя.

Подходим к калитке. Включаю видео-фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь», показывающий момент, как Маша стоит у калитки, а заяц пробирается на огород, чтобы забрать морковь.

—Кого мы сейчас видели на экране? (ответы детей) Какого цвета его шерсть? Где он живёт? Чем он питается? Рассказываю детям, что у зайцев большие мощные задние лапы. Ими он не только быстро и сильно отталкивается при беге, но и передаёт характерное постукивание, тем самым оповещая сородичей о приближении хищника или о любой другой грозящей опасности.

Подходим с детьми к грядке с морковью и ловим зайца.

—Как тебе не стыдно! Решил забрать всю морковь, пока Медведь болеет. Разве друзья так поступают!

От лица зайца: –Простите меня, пожалуйста. Мне очень стыдно. Я больше так никогда не буду. Я просто очень люблю морковь.

—Мы поделимся с тобой морковью, если ты поможешь нам собрать весь её урожай.

Дети вместе с зайцем собирают морковь в корзину.

От лица зайца: –Ребята, пока я собирал морковь, я увидел какие-то жужжащие ящики. Они меня напугали, и я хотел бы узнать, что это за странные ящики в огороде у Медведя.

Спрашиваю детей, на что это похоже. Просим зайца отвести нас к ним.

Подходим ближе и видим, что это ульи.

—Ребята, кто из вас знает, что это такое? Расскажите нашему зайцу, что это и для чего Медведь держит их в своём огороде.

Дети рассказывают зайцу, что это называется «ульями», это дома для пчёл, в ульях находятся соты и пчёлы делают в них мёд. Медведь держит свою пасеку, потому что очень сильно любит мёд.

От лица зайца: –Ребята, а ведь можно собрать для Мишки мёд, чтобы он поскорее выздоровел.

Благодарим зайца за помощь, берём с него слово, что больше таскать морковь без разрешения он не будет, отдаём ему часть урожая моркови и отпускаем домой.

Открываем крышку улья, достаём соты и вместе с большой корзиной гостинцев от всех зверей, входим в дом к Медведю.

III. Заключительная часть:

Находим Медведя, лежащего в своей кровати.

—Давай, давай лечиться! Разбираем корзину и решаем, что из всех продуктов можно приготовить для больного, попутно вспоминаем какой зверь нам что дал, их характерные особенности, о которых мы сегодня узнали (грибы и морковь-суп; малина-варенье; рыба-пожарить; яблоки-компот; мёд из сот перекладывается в баночку и подаётся с чаем, в который тоже можно добавить малину).

Делю детей на подгруппы и прошу каждого разобрать себе определённый продукт и из него приготовить блюдо.

По итогу, угощаем тем, что получилось Медведя.

От лица Медведя : –Спасибо вам большое за помощь, теперь я быстро пойду на поправку. А всё потому, что у меня такие верные и заботливые друзья, как вы, которые обязательно придут на помощь и ни за что не оставят одного в трудной ситуации.

Публикации по теме:

«Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!» Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста«Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!» Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Блиц-олимпиада по окружающему миру «Лучшие друзья человека» для среднего и старшего дошкольного возрастаБлиц-олимпиада по окружающему миру «Лучшие друзья человека» для среднего и старшего дошкольного возраста • Блиц-олимпиада по окружающему миру "Лучшие друзья человека" для старшего дошкольного возраста. • И касается самых главных спутников.

Фотоотчёт открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста.Фотоотчёт открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт открытого занятия. Перед началом занятия. Начало занятия. 1 задание. Составление.

Конспект наблюдения по окружающему миру «Ягода — клубника» с детьми дошкольного возрастаКонспект наблюдения по окружающему миру «Ягода — клубника» с детьми дошкольного возраста Ко Всемирному дню окружающей среды на Маам. Описание материала: Материал можно использовать, как ознакомление с окружающим. Данный конспект.

Конспект открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста. 1. Цель занятия: дать новые знания и выявить полученные знания, представления, умения детей по блоку «Считалочка». 2. Программное содержание:.

Конспект занятия по окружающему миру для детей раннего возраста «Полевые цветочки»Конспект занятия по окружающему миру для детей раннего возраста «Полевые цветочки» Конспект занятия по окружающему миру для детей раннего возраста «Полевые цветочки» Подготовила Косякина Елена Алексеевна Цель: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «На помощь Медведю» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2024 в 13:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД