Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград» в старшей группе

Винера Халитова
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград» в старшей группе

Программное содержание :

• Уточнить представления детей о понятии звук

• Познакомить детей с понятиями гласный и согласный звук

• Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки

• Учить называть слова на гласные и согласные звуки

• Учить поводить звуковой анализ слова шар

• Формировать связную речь, обогащать и расширять словарный запас

• Воспитывать интерес, любознательность, желание учиться и познавать.

Методические приемы:

• Эмоциональный настрой

• Сюрпризный момент – появление Пишичитай

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Путешествие в Звукоград“ в старшей группе» размещена в разделах

Путешествие в Звукоград, знакомство с гласным и согласным звуком

• Д/игры «Назови слово на гласный звук», «Собери урожай»

• Физ. минутка

Звуковой анализ слова шар

• Итог занятия

Словарная работа: звук, гласные, согласные звуки, глас

Материал: Презентация Power Point ( слайды: видеовставки приветствие и прощание с детьми Пишичитай, физминутка, город гласных и согласных звуков, фрукты и овощи, схема-шар).

Ход занятия:

Педагог на экране

Здравствуйте, ребята.

Рада видеть вас сегодня на занятии по обучению грамоте.

Слайд№3 (появление Пишичитай)

Мы рады встрече с вами уважаемый Пишичитай.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами закрепляли умения находить и выделять в слове заданный звук.

Сегодня мы узнаем, какие еще бывают звуки.

А для этого нам нужно попасть в сказочный город.

Но чтобы попасть в этот город нам надо отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно.

Что это? (пауза)

Молодцы, конечно, это звук.

Звуки мы слышим, слушаем.

Слайд№4 педагога нет на экране

Мы знаем, что звуки бывают разные :

звуки природы, (нажать на звук) звуки предметов,звуки музыки. (нажать на звук)

на экране педагог:

Но это еще не все звуки.

Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи.

Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Слайд№5- нет педагога на экране (нажать на картинку)

На экране педагог:

Много звуков есть на свете :

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Слайд№6

Пишичитай: Сегодня я вас приглашаю в сказочный город Звукоград.

Педагог на экране

Ну, что вы готовы отправиться в город Звукоград?

Тогда вперёд!

В путешествие я предлагаю отправиться на воздушном шаре!

Но с начало необходимо надуть шар.

Слад№7 на экране педагога нет

Воздух через нос легко вдыхается

И животик, словно, шарик, надувается.

Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот

И сдувается, как шарик, наш живот.

Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (музыка полёта по щелчку слайда)

Педагог на экране:

Спускаемся со звуком Ш-Ш-Ш.

Так наш шарик сдулся и приземлился

и приземлился в город «Звукоград».

Слайд№8

Пишичитай: Добро пожаловать, ребята.

Педагог на экране педагог:

Мы попали с вами в совсем крохотный город под названьем «Звукоград».

В нем живет всего три жителя.

Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками.

Но зато их можно услышать.

Зовут этих жителей Звукарики, они братья.

Слайд№9 педагога нет на экране

Один из братьев звуков очень любит петь.

Он поёт такую песню «а-а-а-о-о-о-э-э-э-у-у-у-и-и-и-ы-ы-ы

За голосистость и певучесть этого братца Звукарика называют — братцем гласным звуком,

он любит носить рубашку красного цвета.

На экране педагог:

Ребята, когда мы произносим или поём эти звуки, нам ничего не мешает:

ни зубы, ни губы, ни язычок.

Когда мы произносим гласные звуки они легко и свободно звучат,

не встречая на своём пути никаких преград.

Им не мешают ни язычок, ни губы, ни зубы.

Гласные звуки можно долго и громко петь.

Давайте попоём. «а-а-а-о-о-о-э-э-э-у-у-у-и-и-и-ы-ы-ы»

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки гласные.

В русском языке 6 гласных звуков [А О, у, э, ы, и ].

Называются они гласными, от слова «глас», т. е. голос.

Потому, что их можно петь гласом, значит голосом.

Слайд №10

Пишичитай:

Предлагаю для закрепления знакомства с братцем гласным звуком поиграть в игру «Назови слово, которое начинается с гласного звука». (пауза)

Правильно, арбуз (картинка) облако (картинка) утка (картинка) экскаватор (картинка) иголка (картинка) аист (картинка) ослик (картинка, утюг (картинка) индюк (картинка) эскимо. (картинка) (последовательно на каждое слово появляется картинка)

В русском языке нет слов, которые начинаются на гласный звук Ы.

Слайд№ 11

Пишичитай: Но в этой волшебной стране есть ещё жители —это два братца близнеца.

Эти братья Звукарики не умеют петь, они шипят, шелестят, шуршат.

Они не умеют петь, потому что им мешают губы, зубы, язык. (Появляются картинки)

Именно они создают преграду. Послушайте, как они звучат: д, т, н, р, б, п, к.

На экране педагог:

Давайте произнесём, как собака рычит «р». Р-р-р

-А как комар поёт? «з-з-з»

-Как ветер воет? «в-в-в»

-Как град стучит? «д-д-д»

-Как листья шелестят? «ш-ш-ш»

Ребята, когда вы произносили эти звуки, то вам мешали и зубы и губы и язычок. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными.

Поэтому они и называются согласные звуки.

Педагог на экране

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Слайд№12 (педагога на экране нет)

Ш Ш Ш--- змеиный слышен свист, (мигает)

З З З--- комарики звучат, (мигает)

Ж,Ж,Ж--- жуки в саду жужжат, (мигает)

Р,Р,Р--- моторы тарахтят (мигает)

Педагог НА ЭКРАНЕ

Согласные звуки произносятся коротко.

Одни твердо, другие мягко.

М- звучит твердо-

мь, - звучит мягко

д- звучит твёрдо

дь- звучит мягко

р- звучит твёрдо-

рь- звучит мягко

Слайд№13 педагога нет

Ребята, посмотрите на них и запомните,

твёрдый согласный любит синий цвет и носит синюю рубашку.

А мягкий согласный любит зелёный цвет и носит зелёную рубашку.

Педагог на экране

Ребята, вы много узнали о звуках, пришло время отдохнуть.

Слайд№14 физ. минутка

Слайд№15

Пишичитай: Ребята, братцы звуки предлагают построить домики и заселить в них звуки. У каждого звука должен быть свой домик, но для этого нужно уметь делать звуковой анализ слова.

Педагог на экране

Сегодня я вас научу проводить звуковой анализ слова.

Слайд№15 на слайде Пишичитай и шар

Посмотрите, что нарисовано на картинке? (пауза)

Правильно, воздушный шар.

Ниже шара нарисованы клеточки- это домики звуков. (появляются клеточки)

Сейчас я произнесу слова шар выделяя первый звук,

постарайтесь услышать его.

Ш-ш-шар, ш-ш-шар.

Какой звук вы услышали? (пауза)

Правильно, звук «Ш».

Давайте попробуем пропеть этот звук. Ш-ш-ш.

Получается пропеть этот звук? (пауза) – нет не получается.

А что нам мешает? (пауза) Правильно мешают зубы.

Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? (пауза)

Верно согласный звук.

Звук «ш» твёрдый согласный, обозначаем его синим цветом, (появляется синий прямоугольник)

потому, что он любит носить синюю рубашку и заселяем его в первый домик. (появляется синий прямоугольник)

Слушаем второй звук ш-а-а-а-р ш-а-а-а--р

Какой второй звук в слове шар? (пауза)

Звук «А»

Давайте попробуем пропеть этот звук А-а-а.

Звук «А» можно пропеть? (пауза)

Верно, можно пропеть и ему ничего не мешает,

значит он какой звук? (пауза)

Правильно, гласный.

Обозначаем звук красным цветом, (появляется красный прямоугольник)

потому, что гласные звуки носят красные рубашки

и заселяем его во второй домик. (появляется красный прямоугольник)

Слушаем третий звук шар-р-р шар-р-р

Какой третий звук в слове шар? (пауза)

Звук «Р»

Попробуем пропеть звук р- р-р-р.

Звук «Р «не поётся, потому, что ему мешают зубы и язык.

Значит он какой? (пауза)

Правильно, звук «Р» твёрдый согласный звук и мы его заселяем в третий домик.

(появляется синий прямоугольник)

Все домики заселены.

Прочитаем слово ш-а-р. (двигается ручка)

Слайд№16

Ребята скажите, сколько звуков в слове ш-а-р? (пауза)

Верно, в слове ш-а-р 3 звука.

Сколько гласных звуков? (пауза)

Правильно, в слове ш-а-р один гласный звук «а». (пульсация звука)

Сколько согласных звуков в слове ш-а-р?

Верно, в слове ш-а-р два согласных звука «ш» и «р» (пульсация звука)

Слайд №17

Пишичитай : Молодцы ребята, вы внимательно слушали и научились слышать звуки в слове. Ну, а мне пора возвращаться.

Слайд №18 (прощание Пишичитай)

Педагог:

ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в сказочный город Звукоград.

В городе мы познакомились с братьями Звукриками.

Братцем гласным звуком и братьями близнецами твердым согласным звуком и мягким согласным звуком.

Научились проводить звуковой анализ слова шар.

До свиданья. До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу» «Путешествие по волшебному листу».Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе. Хабарова Альбина Александровна Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект второго занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук [К]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе «Спасти крокодила Гену и Чебурашку» Программное содержание: образовательные задачи: - учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения; - учить различать на слух твердые.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране ЗнанийКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Развлечение по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Знаний» Программные задачи: Формирование осознанного отношения к слову, технических и графических навыков письма. Развитие мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград» в старшей группе
Опубликовано: 16 октября 2020 в 17:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД