Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи (подготовительная к школе группа) «Звук и буква А»

Кира Назарова
Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи (подготовительная к школе группа) «Звук и буква А»

Тема: «Звук и буква А»

Цель – чёткое произнесение и характеристика звука А.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: закрепить понятие «звук», «гласный звук», «буква»; закрепить кинестетические ощущения от произнесения звука А.

Коррекционно – развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие голоса, дыхания и просодики; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи (подготовительная к школе группа) „Звук и буква А“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитание умения внимательно слушать педагога и ответы других детей, воспитание дисциплинированности.

Оборудование: предметные картинки на А; красные кружки, палочки Кюизниера.

Ход:

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто ответит на мой вопрос:

- Что нам помогает слышать?

- Чего нельзя делать с ушами?

- Что нам помогает говорить?

- Как нужно беречь зубы?

- Каким должен быть язык и губы, чтобы хорошо говорить?

Артикуляционная гимнастика

- А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

- «Худышка» - «Толстячок»

- «Улыбка» - «Трубочка»

-«Заборчик» - «Бублик»

- «Лопаточка»

- «Иголочка»

- «Лопаточка»«Иголочка»

- «Часики»

-«Качели»

- Молодцы, ребята, отложите зеркала в сторону.

2. Сообщение нового

На доску выставляются игрушки.

- Мы пошли на рынок и купили: ананас, апельсин, абрикос, лимон.

- Как всё это назовём одним словом?

- Какой фрукт лишний? Почему? (Лишний лимон, потому что слово «лимон» начинается на «Л», а все остальные слова на «А»)

- Правильно. Звук [А] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [А] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [А] обозначается красным цветом, потому что он гласный. Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [А].

3. Уточнение артикуляции звука

Артикуляционная характеристика звука

Рот приоткрыт, зубы, губы, язык нам не мешают

Фонетическая характеристика звука

Голос работает – гласный звук. Мешает ли что – нибудь вам говорить? Если ничего не мешает и воздух свободно выходит изо рта – это гласный звук. Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком.

4. Игра «Поймай звук»

А) - Я буду произносить разные звуки, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звук А.

В звуковом ряду : а, у, и, ы, о, и, у, ы, а, и…

Б) - Я буду произносить разные слоги, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите слог со звуком А.

В слоговом ряду: ык, ик, ка, кы, пы, та, пи, ты, ат, ип, ах, ых…

В) Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

- Звуковой анализ слова «МАК».

- Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.

- Определение места звука в слове.

5. Игра «Найди картинку»

- называние картинок;

- кто – что;

- мой – моя;

- слова с 1 (2, 3) слогами

- составление слоговых схем слов

6. Физкультминутка

- Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук [А], вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.

7. Игра «Отгадай»

(На доску выставляются картинки, дети называют и определяют первый звук)

А) Живое – неживое

Б) Догадайтесь, что я загадала?

На шесте, ветвях, на крыше

Гнёзда вьёт он, где повыше.

Ест лягушек, что попались,

С клювом длинным белый … (аист)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус

Что это за шар? (арбуз)

В самых разных морях они водятся

И опасны, коль рядом находятся,

Не боится моторного гула.

К кораблю подплывает … (акула)

На крыше дома начинается,

У телевизора кончается.

Чтоб кино телевизор показал непременно

Нам нужна телевизионная… (антенна)

На окошке стеклянный пруд,

В том пруду наши рыбки живут.

Мы бросаем крошки им

Этот дом (аквариум)

Если ты боец, солдат,

Тебе нужен (автомат)

8. Знакомство с буквой А

- Звук [А] обозначается буквой А. На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок,

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

9. Игра «Собери букву»

- Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит. Соберите букву А из счетных палочек.

10. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

- Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

- Доскажите словечко до конца: рос…а, полос…а, лис…а, лун…а, ложк…а, берез…а, сосн…а, весн…а, осин…а, кошк…а, калин…а, малин…а.

- Звук [А] – это какой звук?

Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

«Звук и буква У». НОД по образовательной области «Познание» (обучение грамоте) в подготовительной группе Звуки [У]. Буква У. Цель 1. Четкое произнесение звука 2. Звуковой анализ ряда из двух звуков 3 Развитие внимания, памяти. 4 Знакомство с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи (подготовительная к школе группа) «Звук и буква А»
Опубликовано: 12 октября 2014 в 00:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД