Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]»

Курбатова Екатерина
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]»

Тема: «Имена. Звук Ч».

Цель:

Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении.

2. Познакомить с новым согласным звуком Ч, его артикуляцией, характеристикой, буквой Ч.

3. Упражнять в словообразовании, различии основных языковых понятий.

4. развивать коммуникативные качества, эмоциональную сферу, стимулировать речевую активность средствами театрализации, ИКТ.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Имена, Звук [Ч]“» размещена в разделах

Оборудование: карта «Город звуков», символ звука, шапочка – буква Ч, картинки с изображением животных, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», реквизит для инсценировки стихотворения, портреты Ю. Гагирина, Ильи Муромца, А. С. Пушкина.

Ход занятия:

Воспитатель и логопед:

-Здравствуйте, девочки и мальчики!

Отгадайте загадку:

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

- О чём мы сегодня поговорим? (Об именах)

Беседа об именах

Воспитатель:

- Дети, что такое имя? (ответы детей) Это особенное слово – собственное название каждого человека. Может ли человек жить без имени? Почему?

- Человек живёт среди людей ему надо общаться с ними. А при общении люди называют друг друга по имени.

Воспитатль:

- Первое, что спрашивают у человека, когда вы знакомитесь с кем-то, или приходите куда-то - это имя. Ваше имя записывается в гимназии, в больнице, кружках, секциях…

-Когда человек получает имя?

-Когда рождается ребёнок мама и папа придумывают своему малышу имя (дети рассказывают, почему их назвали)

- А можно ли выбрать себе имя, если оно у вас уже есть?

- Имя живёт с человеком всю его жизнь. Имя записывают в документ, который называется «Свидетельство о рождении» (продемонстрировать, у каждого из вас оно есть. Когда вы подрастёте и вам исполнится 14 лет, вы получите паспорт. Это главный документ человека.

Каждому человеку дорого своё имя, для него это самое приятное слово. И чтобы твоё имя уважали и любили, каким человеком нужно быть? (совершать хорошие поступки)

- О чём может рассказать имя человека? (может определить мальчик это или девочка)

- Что мы можем узнать о человеке по имени, даже не видя его? (мужчина это или женщина)

- Но иногда одинаковые имена дат и мужчинам и женщинам, например – Евгений-Евгения, Валентин-Валентина, Александр-Александра…

Можно узнать национальность, например имя Полина – русское, а имя – Левон – армянское.

Вот как много может рассказать имя человека!

В нашей стране помимо имени у людей есть ещё отчество и фамилия. Их дети получают от отца. А знаете ли вы своё полное имя, отчество и фамилию? (ответы детей).

Игра «Назови отчество сына» (с мячом)

Есть одна интересная игра, хотите поиграть?

«Мяч волшебный, ты поймай – отчество сына называй!»

У Ивана - Иванович

У Петра - Петрович

У Ильи - Ильич….

Логопед:

- На какой звук заканчиваются все отчества сыновей? (на Ч)

- Давайте поиграем с этим звуком. Послушайте, как красиво, нежно, ласково он звучит (дети подходят к зеркалу, произносят звук перед зеркалом) Губы выдвинуты вперёд и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой стучит за верхними зубами по бугоркам.

Входит ребёнок, переодетый в «Звуковичка»

- Кто меня звал?

Логопед:

- Вы узнали того, кто к нам пришёл?

Звуковичок :

Хотите со мной поиграть? Пострекочите, как кузнечик, почихайте (пчхи, как говорят, когда просят помолчать? (ччч)

Логопед:

Дети, расскажите Звуковичку о характере звука Ч.

Дети:

- Это звук согласный (язычок строит преграду, глухой (он носит соломенную шляпку, мягкий (у него зелёные башмачки).

Логопед:

- Звук Ч живёт в разных словах. Слова – это имена различных предметов. Помогите Звуковичку посадить слова - пассажиры в нужное купе поезда.

(Работа с фрагментом логопедической программы «Игры для Тигры» - 9 слов. Развитие фонетико-фонематических способностей: определение позиций в слове).

_ Мы знаем, что слова есть и у букв.

Какая буква написана на вагончике? (Это буква Ч). На какую цифру она похожа?

Звуковичок :

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Логопед:

- Чем отличается звук от буквы?

Дети:

- Звуки мы пишем и произносим, буквы видим и пишем.

Воспитатель:

Имена есть не только у людей, но и у животных. Их имена называются кличками. Назовите кличку своего домашнего животного.

Логопед:

- Ребята, посмотрите на картинки, где изображены животные и их хвосты

Послушайте стихотворение и добавьте нужное слово. Будьте внимательны!

Хвост у собаки, конечно (собачий,

У кошки он просто (кошачий,

У жеребёнка какой… (жеребячий,

У волка хвостище (волчий).

У зайца маленький (заячий,

У булки пушистый (белечий,

А у лисицы шикарный (лисий) – ловушка!

- Конечно, у лисы самый красивый хвост. Как ласково можно назвать лису? (лисичка)

- Давайте подарим лисичке подходящую модель слова.

(Дети выбирают подходящую модель слова)

Физ. минутка: игра «Четыре Анюточки»

- Поиграем в игру, в которой много слов со звуком Ч.

Четыре Анюточки, не устав ни чуточки,

Пляшут третьи суточки, всё под прибауточки:

Чок-чок-чок, ставим ручки на бочок,

И пойдём на пятках, а потом вприсядку.

(Слова сопровождаются соответствующими движениями под музыку)

Воспитатель:

- Мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека. И если человк умирает, его имя остаётся в памяти других людей. Было бы хорошо, если бы вы знали имена не только своих бабушек и дедушек, но и прабабушек и прадедушек. Мы помним имена Великих людей, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.

- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья? (Илья Муромец – русский богатырь,

- Пётр? (Пётр Ильич Чайковский – русский композитор,

- Юрий? (Юрий Гагарин - первый космонавт,

- Александр? (Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт).

Логопед:

- Давайте и мы, как поэты поиграем в рифмы:

Точка-ночка, дочка-почка, ночь-дочь, печь-речь….

А теперь попробуем сочинить по картинкам чистоговорки, используя ласковые имена :

• Димочка Ниночке чинит ботиночки.

• В шкафчике у Танечки чашечки и чайнички.

• Симочка для Санечки села чистить семечки.

• У мальчика Вовочки ключик на верёвочке.

Воспитатель:

- Конечно, приятно, когда вас называют ласково, но бывает в жизни и так…

Посмотрите, послушайте и подумайте, правильно ли вёл себя мальчик?

Инсценировка стихотворения «Внучек» (заучивается с детьми заранее)

Вот пришёл из сада мальчик, поднимает к верху пальчик,

Манит дедушку: «Дедульчик! Принеси-ка быстро стульчик!

Расстегни-ка мне замочек, отпусти воротничочек!

Ой, запутался шнурочек, развязался узелочек!

И поправь-ка мне носочек!».

Бабушка спешит:

«Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!

Съешь бульончик,вот батончик!

Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!

«»Я наелся! Ну. Бабульчик, отодвинька, быстро стульчик,

Я возьму ещё бананчик и улягусь на диванчик.

Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, - принеси-ка мне журнальчик!

Да не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!

Не шумите! И молчок! Отдыхает Ваш внучок!»

Воспитатель:

- Правильно ли вёл себя мальчик? (Он называет бабушку ласково, но ведёт себя грубо. Так нельзя относиться к взрослым).

- Ребята, что нового вы узнали об именах?

Логопед:

Мы много играли со звуком Ч, какие игры вам понравились?

Звуковичок :

-Что интересного вы расскажите своим родителям, если вас спросят, что вы нового узнали сегодня? Всем спасибо, пока, пока!

Публикации по теме:

«Сохраним имена тех, кто сохранил нам мир и жизнь». Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста«Сохраним имена тех, кто сохранил нам мир и жизнь». Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста П\С: Продолжать формировать познавательный интерес к защитникам Родины в борьбе с фашистскими оккупантами. Дать знания о том, что не только.

Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]» Тема: «Имена. Звук Ч». Цель: Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении. 2. Познакомить.

Конспект логопедического занятия на сюжетной основе для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звук [п]. Буква П» Тема: «Звук П, и буква П» Цель: развитие простых форм звуко-буквенного анализа на материале обратных слогов и знакомства с со звуком и буквой.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш»Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш» Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш. Задачи: Коррекционно – развивающие: 1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весёлая ярмарка» Цель: Приобщение к культурному наследию своего народа. Задачи: 1. Расширять представление детей о народной дымковской игрушке, о дымковской.

Конспект ООД по развитию речевого восприятия для детей старшего дошкольного возраста «Звук и буква И» «Звук и буква И» Лексическая тема: «Осень» Цель: Учить различать гласные звуки, узнавать букву И. Задачи Обр-е: Закреплять умение условно.

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе». Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная. Задачи: -Закреплять и обобщать представления детей об.

Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Листопад»Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Листопад» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний листопад». Занятие «Лепка из пластилина осеннего дерева». Цели:.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]» Коррекционно-образовательные цели: • учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие.

Занятие по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста «Звук [Т]» Программные задачи; Упражнять детей в отчетливом произношении звука «т» изолированно, в слогах, словах и фразовой речи. Учить детей определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]»
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 18:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД