Получи документы

Конспект урока русского языка во 2 классе «Согласный звук [Й] и буквы «Й, й»

Елизавета Игунина
Конспект урока русского языка во 2 классе «Согласный звук [Й] и буквы «Й, й»

Конспект урока русского языка.

Тема: «Согласный звук й и буква Йй».

Класс : 2 «Д»

Цель: создание условий для формирования знаний об особенностях звука й и буквы Йй.

Задачи:

Публикация «Конспект урока русского языка во 2 классе „Согласный звук [Й] и буквы „Й, й“» размещена в разделах

1. Обучающая: познакомить со звуком й и буквой Йй; научить правильно произносить и находить данную букву в тексте, давать ей характеристику и правильно разделять слова на слоги с данной буквой; упражнять в чтении слов с буквой Йй; закреплять умения записи предложения по памяти, а также нахождения орфограмм и ударений в словах.

2. Развивающая: развивать память, речь, внимание, мышление, воображение, фонематический слух; расширять кругозор и словарный запас; выработать навык правильного чтения звука й и буквы Йй.

3. Воспитывающая: воспитывать внимательность, интерес к чтению и предмету, любовь к животным; связь теории с жизнью.

Тип: урок изучения нового.

Оборудование: учебник, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, сегодня я

проведу у вас урок русского языка.

-Посмотрите на экран. Прочитайте предложение про себя:

«Сила человека в его знаниях».

«Сила человека в его знаниях»

-Как вы понимаете эту пословицу?

-А вы хотите быть такими же «сильными» в знаниях?

-Чтобы достичь этого надо постараться каждому. Я желаю вам

успехов, надеюсь, что вы будете хорошо работать, всё у вас

получится.

Готовят рабочее место

2. Повторение изученного.

Словесный: бе

Минутка чистописания.

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка? (минутки чистописания)

-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы

на ней делаем? (вырабатываем красивый почерк).

- Кто скажет, какое сегодня число?

- Верно. Сегодня у нас двадцать восьмое сентября. Классная работа.

Откройте тетради и запишите число. Не забывайте, что в

слове «классная» удвоенная буква –с. Кто записал, руку на

локоток.

-Кто из вас любит ходить в гости? А кто любит принимать гостей?

-К нам сегодня на урок

Из леса прискакал зверёк.

Он пушистый, длинноухий,

Хвост его - комочек пуха.

Кто же это, угадай-ка.

Ну, конечно, это (зайка).

- Молодцы, ребята, угадали. Зайка сегодня будет нашим гостем на уроке. Он хочет увидеть, как вы занимаетесь. Угадайте слово, которое загадал зайка. Но перед этим вспомним правила правильной посадки.

-Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Как нужно

правильно класть тетрадь? И как правильно держать ручку?

Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся.

Угол тетради смотрит в живот. Ручку держим правильно.

-Посмотрите внимательно на экран.

Леночка, полей-ка

Лилии из лейки,

Лук нам для салата,

А салат не надо.

1. Первая буква стоит в алфавите между буквами Т и Ф (У)

2. Дальше первый слог в слове Родина

3. Следом идёт второй слог слова кожа

4. Буква, которая обозначает непарный звонкий, всегда мягкий звук. (й) (Урожай).

-Что такое урожай (это собранные плоды, злаки и травы)

- Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

-Где именно находится безударная гласная? (в корне). Она проверяется (нет)

-Какие согласные звуки есть в слове «урожай»(у,р,ж). А как вы поняли, что это согласные звуки (при произнесении согласных звуков во рту встречается преграда и мы слышим шум).

-Можно ли подобрать проверочное слово? Как называются такие слова (словарные слова).

3. Изучение нового.

-Построил наш Зайка себе новый, красивый дом.

- Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой. Почему, давайте вместе разберёмся.

-Да, действительно, зайка перепутал букву и с буквой. Давайте поможем исправить эту ошибку.

- Послушайте вот какую историю.

Жила- была буква и, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

-Чем, по-вашему, различаются буквы -Й и -И (в написании, значении).

-Верно ли утверждение, что кроме черточки сверху, никаких других различий между буквами нет (не верное).

-Какой звук обозначает буква Й (мягкий согласный)

буква И (гласный)

-Как произносятся согласные звуки (согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока).

-Как произносятся гласные звуки (гласные звуки произносятся легко, нараспев, не встречают никаких преград).

-Какие звуки могут образовывать слог (сколько в слове гласных - столько и слогов).

-Расскажите о букве И (гласная, мягкая)

-А теперь о букве Й (буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук).

-Какой вывод мы можем сделать (буква Йй и звук й не похожи на букву Ии и звук и).

-Ребята, вы догадались о каком звуке и букве мы сегодня поговорим?

- Какова тема нашего урока?

-Является ли эта тема совершенно новой для нас?

-Да, мы уточним некоторые сведения по этой теме.

4. Работа по учебнику.

-Ребята, мы сейчас вспоминали способ образования слогов. А учебник нам как раз предлагает задание №46 на странице 30, для того, чтобы мы отработали навык разделения слов на слоги.

-Первые слова нам даны: попугай и попугаи.

-Есть ли различие в этих словах? (попугай в единст. числе, попугаи во множ. числе).

-А знаете ли вы, какие попугаи бывают, давайте я вам немного расскажу о них.

1. Ара. Они превосходно подражают звучанию любых инструментов. Ценят разные виды попугаев ара за умение участвовать в беседе. Словарный запас уступает болтливым сородичам, но зато все произнесенное — к месту.

2. Аратинги. Миниатюрные попугайчики, примерно 20-30 см длиной, с веселым и дружелюбным характером. В домашней среде их называют «прилипалами», любят за яркие эмоции в общении с птахами.

3. Веерный (ястребиный) попугай.

4. Жако – самая умная птичка.

5. Лорикеты очень любят цветочную пыльцу. А какая еще птичка питается пыльцой (колибри).

-Понравились вам попугаи?

-Немного побывали в джунглях, теперь возвращаемся в класс к нашему заданию.

-Давайте разделим на слоги слово попугай.

По – пу – гай

-А теперь слово попугаи.

По – пу – га – и

-Ребята, что интересного вы увидели во время разделения этих однокоренных слов? (буква и идёт как отдельный слог, а буква й идет в сочетании с гласной буквой).

-Да, верно. У нас буква Аа и звук а совсем не хочет отпускать букву Йй и звук й.

-А вы не знаете почему?

-На этот вопрос нам поможет ответить волшебное правило из учебника. Ребята, звук й – какой у нас? (согласный).

-Вместе с каким звуком он не хочет разделяться и образовывать отдельный слог (гласным).

-Верно, что это значит (Так как звук й – согласный, то без гласного звука он слога не составляет).

-Теперь выучим это правило. Прилягте на парту и повторяйте за мной.

-А давайте это проверим при помощи следующих слов.

-Выйди к доске и запиши следующие два слова по слогам.

Строй – кА

Стро – и – ли

-Что такое стройка?

-Что можно сказать о получившихся словах (буква и образовала отдельный слог, а й – нет).

-Кто запишет по слогам последние слова?

Уро – жай

Уро – жа – и

-Мы уже разобрали это слово, напомните мне, какое оно (словарное).

-Какое правило мы можем вспомнить, смотря на эти слова?

Физкультминутка-Я буду называть слова. Если звук [й,] вначале слова, то хлопаем в ладоши. Если в середине – топаем ногами, а если в конце, то поднимаем руки вниз и машем.

Йод, воробей, лайка, змей, йогурт, сарай, чайник.

-А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнём. Вставайте с мест.

Мы топаем ногами, раз, два, три.

Мы хлопаем руками, раз, два, три.

Качаем головой, раз, два, три.

Мы руки поднимаем, раз, два, три.

Мы руки опускаем, раз, два, три.

Мы руки подаем, раз, два, три.

-Теперь посмотрим на задание №47 на странице. Что нам нужно сделать (прочитать).

-Кто хочет прочитать?

Под берёзой на горе

Спит барсук в своей норе.

А нора у барсука

Глубоко – преглубока.

-О чём говорится в этом стихотворении?

-Вы когда – нибудь видели барсуков?

-Ребята, это очень интересное задание, вам нужно будет запомнить первое предложение и написать его по памяти.

-Какие слова вам в первом предложении непонятны?

-Как можно проверить безударную гласную е в слове берёза (никак, это словарное слово).

-Как можно проверить безударную о в слове гора (горный, гористый).

-Слово барсук также нужно запомнить, ведь оно словарное и никак не проверяется.

-Почему вы в слове нора, напишете букву о (норка).

-Верно, мы проверили все слова, теперь сложностей в их написании у вас не должно возникнуть!

-Давайте еще раз хором прочитаем первое предложение.

-А теперь прочитайте про себя его.

-Ребята, обратите внимание, когда вы будете записывать это предложение, у вас оно получится на 2 строки. То есть на одной строке записываете «Под берёзой на горе», на следующей «Спит барсук в своей норе». Всем понятно?

-Закрывайте учебники и записывай это предложение в тетрадь. (можно вызвать к доске)

-Теперь проверьте себя, откройте учебник, читайте слово в тетради и это же слово в учебнике. Сравнивайте и смотрите, правильно ли вы его записали.

-Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки.

-Молодцы. Берём в руки простые карандаши и расставляем ударения.

-Кто хочет нам озвучить то, что у вас получилось?

-А теперь подчеркните безударные гласные, выделите орфограммы, в которых эти безударные гласные находятся.

Под берёзой на горе

Спит барсук в своей норе.

-Выпишите отдельно слова с буквой й и разделите их на слоги.

5. Закрепление изученного.

-Ребята, на экране вы видите несколько слов.

скаме_ка, ма_ка, мураве_ник, зате_ник, за_ка, ла_ка.

Какая буква пропущена в этих словах?

-Есть ли среди этих слов незнакомые вам слова?

-Кто такой затейник? (затейник – это организатор досуга).

-Что такое муравейник( -муравейник – это дом муравьев).

Спишите слова. Вставьте пропущенную букву Й. Подчеркните ее и разделите на слоги эти слова.

- Запомните, что –й стоит в конце слога!

6. Итог.

-Какая тема была нашего урока?

-Удалось ли нам достичь поставленные цели?

-Какое правило мы сегодня выучили?

-Чему вы научились сегодня?

-Без какого звука звук й слога не составляет?

-Что вы можете сказать о звуке й?

7. Рефлексия.

-Ребята, а сейчас оцените себя! Возьмите в руки зелёный и красный карандаши. Зёленый карандаш вы можете поднять, если всё поняли и вам было не трудно, красный – если было трудно и остались некоторые вопросы.

8. Домашнее задание.

-Открываем дневники, записываем домашнее задание – страница 32 упражнение №49. Вам необходимо изменить слова, так чтобы они выражали побуждение к действию, например: мы поём – вы пойте, мы читаем – вы читайте. Подставляем в начале слова местоимение вы и изменяем так, чтобы в преобразованном слове появилась буква Йй. Это задание вы делаете письменно в тетради.

-Сколько у нас слогов в слове читайте? (3). А как узнать, сколько в слове слогов (посмотреть на гласные).

-Верно, сколько гласных в слове, столько и слогов.

-Всем понятно домашнее задание?

-Спасибо всем за урок, до свидания!

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка во 2 классе «Согласный звук [Й] и буквы «Й, й»
Опубликовано: 13 июня 2023 в 16:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД