Лучший педагог года

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с Республикой Татарстан»

Гизатова Диля
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с Республикой Татарстан»

Конспект

урока по ознакомлению с окружающим миром

«ЗНАКОМСТВО С РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН»

Программное содержание:

1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар : традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан : герб, флаг.

Публикация «Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром „Знакомство с Республикой Татарстан“» размещена в разделах

2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.

Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.

Предшествующая работа.

1. Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.

2. Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада

3. Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.

4. В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.

5. Подбор тематических стихов.

6. Организовали выставку книг на тему «История Казани».

Используемая литература:

1) «Путешествие по столице».

2) С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах».

3) Т. М. Салтыкова и др. «Казановедение»

4) Н. А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».

Ход занятия

Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А. Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.

- Ребята, в какой стране мы живём?

- Покажите Россию на карте. (Слайд № 1)

- Как называется город, в котором мы живём?

- Покажите его на карте.

- На берегу какой реки стоит наш город?

- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире. (Слайд № 2)

- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна. (Слайд № 3,4)

- Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.

- А вы хотите побывать в Татарстане?

- Как нам это сделать?

- На чём бы вы хотели поехать туда?

- Вот мы и поедем на поезде. (Слайд № 5)

(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)

- Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань (Слайд № 6).

Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. (Слайд № 7) А сейчас вот на таком трамвае (Слайд № 8) мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. (Слайд № 9). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович. (Слайд № 10).

Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. (Слайд № 11)

- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие. (Слайд № 12)

Звучит татарская народная мелодия.

В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.

- Кто вы и откуда?

Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.

Спросили нас:

- От куда мы?

- Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасём стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

- Как вас зовут? (Рената и Дамир)

- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.

- А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)

- А это что? (Показываю на передник)

- А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.

Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)

- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. (Слайд № 13) Вот женский костюм. (Слайд № 14). Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.

Это мужской костюм. (Слайд № 14). Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю, которая тоже украшалась вышивкой. (Слайд № 15).

- Как назывался головной убор у мужчин?

На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти. (Слайд № 15).

Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле (Слайд № 16). шили одежду и украшали её.

А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)

- А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов. (Слайд № 17).

Заканчивался ужин чаепитием (Слайд № 18). Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы. Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак.

После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.

- Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?

- Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)

- А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)

- Кто такой бай? (Богатый человек) (Слайд № 19).

- Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?

(В давние – давние времена или давным – давно)

- Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)

- Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)

- Похожи татарские сказки на русские? (Да)

- Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.

- Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т. д.)

- А почему? (Живём рядом и дружно).

- Загостились мы, пора возвращаться.

(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) (Слайд № 20).

- Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали?

- Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)

- Как называется головной убор у женщин? У мужчин?

- Как называются чашки, из которых татары пьют чай?

- Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?

(В России, в Поволжье)

- В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань.

А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.

Публикации по теме:

«Путешествие по странам». Презентация для детей Данную презентацию рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также для работы с детьми, имеющими нарушения.

Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония»Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония» Работая над проблемой «Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников» знакомили детей не только с традициями, культурным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с Республикой Татарстан»
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД