МААМ-картинки

Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте

Татьяна Вдовенко
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте

Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ].

Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ]., с буквами «Н», «н»; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения; развивать речь, логическое мышление учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Начинаем мы урок,

Затаив дыханье.

Кто же ступит на порог,

Гадаем в ожиданье. (С. Чижова)

Появляется кукла Незнайки.

-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).

Публикация «Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте» размещена в разделах

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)

2. Повторение ранее пройденного материала

Вспомнить изученные буквы, расположенные в «Замке букв».

Чтение букв, буквосочетаний.

3. Определение темы урока.

- Назовите гостя, пришедшего к нам на урок.

- Незнайка – назовите первый звук.

- Назовите фамилию автора, придумавшего этого героя.

- Носов – назовите первый звук.

- С какими же звуками мы будем работать на уроке? А ещё мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!

4. Книжная пятиминутка.

Кукла Незнайка: Как появился я, Незнайка?

И почему всё знает Знайка?

А кто придумал Пульку с Булькой?

А кто такой болтливый Гунька?

Как много слышу я вопросов!

Всех нас придумал автор Носов! (С. Чижова)

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976).

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

Произведения: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Телефон», «Затейники», «Дружок», «На горке» и др.

5. Изучение нового материала.

Слого-звуковой анализ слов.

Характеристика звуков н, н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан», «конь».

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

6. Вывод.

звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается, звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание, твёрдый;

звук [ н].– согласный, звонкий, мягкий;

оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн»).

«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).

- Поселим новую букву «н» в «Замок букв».

- Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки).

Из истории буквы «н».

- Сейчас эта буква называется «эн», а когда-то называлась иначе – «наш», т. е. «свой, принадлежащий нам». В старину так называлась буква, а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов:

«знай наших» - восхваление самого себя;

«наша взяла» - мы одержали победу;

«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.

Работа с учебником.

Составление предложений по картинке (по заданным схемам).

- Кто изображён на картинке?

Словарная работа:

богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;

былина – русская народная песня, сказание о богатырях.

- Какие русские богатыри вам известны?

- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н».

Обучение письму строчной буквы «н».

Работа в прописи.

Написание буквы «н», слогов и слов с новой буквой после слого-звукового анализа.

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. (О. Узорова)

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Физминутка.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился –

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял –

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился –

Быть культурным научился. (С. Чижова)

Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы).

Работа в прописи.

Слого-звуковой анализ слова «Незнайка».

Разминка для глаз.

7. Закрепление изученного на уроке материала.

Упражнение «Слогочиталочка».

Дети читают слоги с изученной буквой, работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик», меняясь ролями.

Упражнение «Цветочная поляна».

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем –

Вспомним травы и цветы

С буквой «н» - и я и ты.

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

8. Подведение итогов.

- С какими новыми звуками познакомились?

- Что узнали об этих звуках?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Урок окончен. (Домашнее задание в первом классе не задаётся)

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв» "Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну звуков и букв». цель: обобщение знаний детей по разделу звукопроизношение. Оборудование: разрезная азбука, мультимедийная установка, модели домиков (2,.

Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида Тема: «Предлог».Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении. Задачи урока: 1. Образовательные:.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Буква В. Слоги и слова с буквой В» Конспект урока письма в 1 классе СКОУ 8 вида Учитель – дефектолог Солосенкова В. В. Тема урока: «Буква «В». Слоги и слова с буквой «В»».

Конспект урока в 1 классе по предмету «Букварь» по теме «Закрепление букв Л, М» Урок 29 Тема урока: Закрепление Цель урока: закрепить знание изученных букв, формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами.

Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 «Брусничка» Мастер – класс.

Мастер-класс «Предупреждение ошибок чтения и письма у детей с ОНР» Уважаемые коллеги! Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш» План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш». Тема: «Дифференциация звуков С-Ш». Ребенок:.

Конспект занятия по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения «Звуки [П]-[П’] и буква П» . Знакомство с понятием «Согласный звук». Анализ и синтез слогов ПА-АП. Задачи: Познакомить детей с понятием «Согласный твёрдый и мягкий.

Развитие фонематического и зрительного гнозиса для профилактики нарушений чтения и письма Ведущей тенденцией современного образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Практика показывает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте
Опубликовано: 23 января 2017 в 14:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД