Елена Сорокина
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в старшей группе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2 «СКАЗКА»
Конспект совместной образовательной деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие»
Тема: сюжетно-ролевая игра «магазин»
(старшая группа компенсирующей направленности № 4)
Подготовила: воспитатель
Сорокина Е. А.
2022 г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Магазин“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
• Учить детей развивать содержание сюжетно-ролевой игры «Магазин» на основе знаний, полученных при восприятии окружающего (из литературных произведений, походов в магазин, дидактических игр, беседы).
• Закреплять знания детей о финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру.
• Закреплять умение детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать подготовленные атрибуты.
• Формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
• Развивать творческое воображение, эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: прилавок для продуктов, касса, счёты, пластиковые карты, альбом фотографий животных зоопарка, письмо директора зоопарка, одежда для: продавца, кассира, муляжи овощей, фруктов и продуктов, деньги (льдинки, ценники, пакеты для упаковки, корзины для переноски овощей и фруктов, кошельки.
Предварительная работа: Проведение дидактических игр финансового содержания. Чтение художественной литературы, беседы о магазине, о профессии продавец, кассир, шофер, о правилах поведения в магазине, в автобусе. Рассматривание картин, иллюстраций о работе продавца, сюжетных картин на тему : «В магазине».
Словарная работа: кассир, продавец, покупатель, ценник.
Здравствуйте ребята! Обращается к вам директор зоопарка. Зимой животным нужно больше давать корма для того, чтобы им было тепло. А в нашем зоопарке, к сожалению, возникли финансовые трудности. Помогите нам, пожалуйста, купить продукты для наших животных. Спасибо большое!
Ход:
I Вводная часть
Дети входят в группу, встают на ковре полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс мне конверт. Хотите узнать что в нём?
Дети: Да.
Воспитатель открывает конверт и достаёт письмо от директора зоопарка, в котором говорится, что в зоопарке заканчиваются запасы еды. Затем воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом с изображением животных зоопарка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь животным зоопарка?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте подумаем, какие продукты нужны животным.
Воспитатель вместе с детьми перечисляют продукты, которые едят животные (зебра, лошадь, обезьяна, попугаи, лиса, волк, т. д.)
Воспитатель: Где мы с вами можем взять эти продукты?
Дети: Мы можем купить продукты в магазине.
Воспитатель: Правильно. Поэтому я предлагаю нам отправиться в магазин. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Магазин находится далеко, поэтому мы с вами поедем на автобусе.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что нужно сделать, чтобы водитель довез нас до магазина?
Дети: Нам нужно оплатить проезд.
Воспитатель: Чем можно оплатить проезд?
Дети: Проезд можно оплатить деньгами или пластиковой картой.
Воспитатель: Сегодня проезд в автобусе мы будем оплачивать пластиковой картой. Плату за проезд будет принимать водитель. Его мы выберем с помощью считалки.
Дети с воспитателем говорят слова считалки. Воспитатель одевает кепку выбранному водителю.
Воспитатель: Ребята, я сейчас раздам вам пластиковые карты, которыми вы оплатите свой проезд, а водитель даст вам билет, на котором будет написано ваше посадочное место.
Воспитатель раздаёт пластиковые карты. Воспитатель напоминает правила поведения в общественном транспорте и приглашает детей в автобус (стоят стулья по два в ряд). Дети садятся в автобус, воспитатель включает музыку.
II Основная часть
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали. Выходите из автобуса.
Дети выходят из автобуса, сдают билеты воспитателю.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами приехали в магазин. Что нужно для того, чтобы нам продали в магазине товар?
Дети: Нам нужны деньги.
Воспитатель: Сейчас я раздам вам кошельки, в которых лежит одинаковое количество денег.
Воспитатель достаёт из одного кошелька деньги.
Воспитатель: Мы с вами условимся о том, что за денежную единицу мы принимаем льдинку.
Воспитатель пересчитывает вместе с детьми льдинки. Их по 10 в каждом кошельке.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называют людей, которые продают товар в магазине?
Дети: Продавец.
Воспитатель: Как называют людей, которые работают за кассой и пробивают товар?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Как называют людей, которые пришли за покупками?
Дети: Покупатели.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами распределим роли. Помогут нам в этом карточки.
Распределение ролей при помощи жеребьевки: 2 карточки продавца, 2 карточки покупателя, остальные карточки покупатели по количеству детей. Воспитатель напоминает детям о том, что после покупок все встречаются на остановке (обозначено место).
Воспитатель: Сотрудники магазина, займите места.
Воспитатель: Ребята, я буду администратором магазина. Это человек, который будет помогать вам совершать покупки.
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним правила поведения в магазине и условимся о том, что каждый из вас купит по два товара.
Воспитатель и дети-покупатели вспоминают и перечисляют правила поведения в магазине (не толкаться, становиться в очередь, не кричать, т. д.)
Воспитатель-администратор: Здравствуйте. Я приглашаю вас пройти в наш магазин.
Дети-покупатели берут корзинки для покупок и проходят в магазин (кошельки с деньгами-льдинками лежат в корзинах)
Далее воспитатель регулирует игровую деятельность, следит за соблюдением правил поведения в магазине, за тем, как дети ведут диалоги.
Примерный диалог продавца и покупателя:
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Добрый день! Что бы вы хотели купить?
Покупатель: продайте мне, пожалуйста, банан и яблоко.
Продавец: Хорошо. Возьмите ваши покупки.
Покупатель складывает покупки в корзину и проходит на кассу.
Кассир: Здравствуйте!
Покупатель: Здравствуйте!
Покупатель достаёт товар из корзины. Кассир пробивает товар.
Кассир: С вас три льдинки.
Покупатель отсчитывает из кошелька три льдинки и кладёт их в тарелку для денег у кассира.
Покупатель: Возьмите, пожалуйста. Пересчитайте, всё правильно?
Кассир: Да, всё верно. Возьмите пакет. Спасибо за покупки! До свидания! Приходите к нам ещё.
Покупатель подходит к столу и перекладывает товар из корзины в пакет.
Все дети встречаются на остановке.
Воспитатель: Ребята, мы с вами купили всё необходимое и нам пора возвращаться в детский сад.
Дети проходят в автобус, оплачивая проезд водителю. Воспитатель включает музыку.
III Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, куда мы с вами сегодня ездили?
Дети: Мы ездили в магазин за покупками.
Воспитатель: Кому мы помогли?
Дети: Мы помогли животным зоопарка.
Воспитатель: Наташа, что ты купила в магазине?
Наташа: Я купила яблоко для лошади и банан для обезьяны.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сейчас мы с вами сложим все продукты в почтовую коробку. Из зоопарка приедет водитель и заберёт ваши угощения для животных.
Воспитатель: За то, что вы оказались такими отзывчивыми и добрыми у меня есть для вас сюрприз.
Воспитатель угощает детей шоколадными монетами.
Список использованной литературы:
1. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.
2. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
3. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2005.- с. 33-37