Лучший педагог года

Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе

Вероника Никитина
Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе

Задачи:

- Продолжать учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Познакомить с «новым» фразеологизмом «Как с гуся вода»;

- Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения;

- Расширять представления о взаимосвязи природы и человека;

- Развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.

Публикация «Конспект познавательно-речевого занятия „Необычное слово „Вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением разнообразных сказок, картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня; перья куриные и гусиные, емкости с водой, пипетки, подносы, растительное масло.

Словарная работа : водомерка, водовоз, водокачка, водопровод, водосток, водоросли, водоворот, водопой, водолаз.

Фразеологизмы: «Как с гуся вода», «носить воду решетом», «И в огонь и в воду», «Пройти сквозь огонь и воду», «Много воды утекло», «Как две капли воды», «Водой не разольешь», «Как рыба в воде», «Толочь воду в ступе».

Предварительная работа: беседа о воде, фразеологизмах, разучивание пословиц о воде, чтение сказок «Сказка о попе и его работнике Балде», «Огонь, вода и медные трубы», «По щучьему веленью» и другие, загадывание загадок о воде.

Ход занятия.

Воспитатель: Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте веселую песенку и скажите, о каком слове пойдет речь на сегодняшнем занятии. (звучит аудиозапись «Песенка Водовоза» из кинофильма «Волга – Волга») Может ли человек жить без воды? Какой бывает вода? (чистая, грязная, соленая, минеральная, пресная)Как люди использую воду? (тушат пожары, стирают, варят суп)

Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей.

Бывает частенько, что слово – одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал.

Молчал я, как будто воды в рот набрал.

Зато болтуну мы ответить не прочь:

- Не хватит ли воду как в ступе толочь!

Мы можем лентяю сказать невзначай:

- Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперед:

- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идет,

Под камень лежачий вода не течет.

Лгунишка на врет, не поймешь для чего, -

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах то – вода (В. Суслов)

Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал в стихотворении? (ответы детей) Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»? (предположения детей) Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда выходит сухим из воды.

Проводится опыт. Как вы думаете, чьи это перья? Возьмите сначала куриное перо и полейте на него воду из баночки. Что вы видите? (перо намокло, а теперь полейте воду на гусиное перо. Что произошло (вода стекла и перо не намокло, осталось прежним). А теперь мы проведем ещё один опыт. Поставьте кулачек, сейчас я на него капну капельку масла, а вы разотрите её пальчиком. Теперь возьмите пипетку и капните воду на руку пропитанную маслом. Что происходит? (вода скатилась, стекла полностью, т. к. жировой слой не дает воде проникнуть в кожу). А теперь капните воду на сухую руку. (вода стекла, но часть воды осталась на коже и намочила руку, так как нет защитного слоя) Воспитатель делает с детьми вывод (гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром)

Воспитатель: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут. А в жизни говорят «как с гуся вода» о таких людях, которым все не почем, все безразлично.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, наша Капелька (панно в виде большой капельки в юбочке с кармашками) нас зовет, она приготовила для нас какое – то задание. Я вижу у неё в кармашках карточки, пройдите и возьмите каждый по одной. (в кармашках Капельки картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня). Капелька спрашивает вас, какие необычные выражения со словом «вода» вы знаете? И просит объяснить их смысл. Каждый ребенок смотря на свою картинку вспоминает фразеологический оборот и пытается объяснить его смысл. При затруднении остальные дети помогают. (Носить воду решетом – делать что-то бесполезное; И в огонь и в воду – идти на самоотверженный поступок; Много воды утекло – много времени прошло; Как две капли воды – очень похожие ит. д.)

Воспитатель: Придумайте предложение о детском саде, группе или своих друзьях. Используйте в нем любое выражение со словом «вода» (ответы детей) (Я в детском саду чувствую себя как рыба в воде. Мы с Егором друзья – водой не разольешь. Мы на занятиях не толкем воду в ступе).

Воспитатель: Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово «вода». Я буду говорить начало пословицы, а вы - её конец.

Не зная броду, не суйся в воду.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Чистая вода – для хвори беда.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Все не беда, коли есть хлеб да вода.

В этом доме и вода что мед.

Воду варить – вода и будет.

Поздно щуке на сковороде вспоминать о воде.

Мы с тобой как рыба с водой.

Воспитатель: Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте поиграем с Капелькой (маленькой) и соберем семью к слову «вода». (Дети называют слова передавая друг другу капельку: водомерка, водопой, водосток, водовоз, водоворот, водолаз, водолей, водоросли, водопад, водокачка)

Воспитатель: Большая семья у слова «вода». Ой, смотрите сколько иллюстраций со сказками приготовила нам Капелька. Подойдите и возьмите только ту иллюстрацию к сказке, в которой упоминается вода. А теперь посмотрите друг у друга правильно ли вы выбрали. (дети отбирают иллюстрации с водой, лишние остаются). Ребята, не только в повседневной жизни встречаются необычные выражения со словом вода, они есть и в сказках. Например, в сказке «Волк и семеро козлят» - Коза, уходя в лес, говорит козлятам: «Ведите себя тише воды ниже травы», а сказке «Огонь, вода и медные трубы» - герой прошел сквозь огонь и воду.

Капелька приготовила для вас ещё одно последнее задание. Она спрятала какое – то слово, (кроссворд) но для того чтобы его отгадать, нам надо разгадать загадки.

Меня не растили,

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку (снеговик)

Вода по воде плавает (лед)

Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце (родник)

В воде живет, а не рыба (рак)

Воспитатель: Какое слово спрятала Капелька? Правильно, вода.

Наше занятие подошло к концу. Можно ли сказать, что мы лили воду или толкли воду в ступе? (нет) Почему? Чем мы занимались? (проводили опыты с перьями, подбирали «семью» к слову вода, подбирали иллюстрации со сказками, в которых говорится о воде, придумывали предложения о детском саде, используя необычные выражения). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). А Капелька хочет подарить вам на память о нашем занятии каплю из моря знаний родного языка. (воспитатель от Капельки дарит маленькие капельки с фотографиями детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода и ее свойства» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. на тему: «Вода и ее свойства» подготовил воспитатель I кв. категории.

Конспект интегрированного занятия «Волшебница Вода» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия «Волшебница Вода» в подготовительной группе Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни,.

Конспект открытого познавательно-речевого занятия «Приготовим винегрет» в старшей группеКонспект открытого познавательно-речевого занятия «Приготовим винегрет» в старшей группе Старшая группа Шаломина И. А. - воспитатель МДОБУ «Великосельский детский сад №14» Цель: Познакомить детей со способом приготовления винегрета.

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеКонспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

Конспект занятия по математики в подготовительной группе «Необычное путешествие в страну математики» Составила воспитатель Заморохова С. И. Цели: - продолжать формировать у детей представление о порядковом счете; - содействовать формированию.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебная вода»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебная вода» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе Тема: «Волшебная вода». Возрастная группа : 2 – 3 лет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» для детей подготовительной группы Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» для детей подготовительной группы Программные задачи:.

Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Ход занятия: На окошке находим.

Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебница Вода» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

План-конспект познавательно-речевого занятия в средней группе «Путешествие с капелькой» Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение важности воды для всего живого. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 сентября 2018 в 17:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД