Оксана Проскурина
Конспект занятия по ФЭМП «В гости к Совушке» для детей подготовительной группы по программе «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование разносторонней личности старшего дошкольника через ориентацию во времени и определение части и целого.
Задачи:
Обучающие. Учить детей определять время по часам с точностью до 1 часа. Совершенствовать умение детей делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Систематизировать навыки и умения детей в составлении и решении арифметических задач в пределах 10.
Развивающие. Продолжать развивать у дошкольников внимание, память, логическое мышление. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „В гости к Совушке“ для детей подготовительной группы по программе „От рождения до школы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сова, совушка, совенок, совята
- Темочки
Воспитательные. Формировать у детей качества доброты, дружелюбных проявлений, умение играть и работать в коллективе сверстников. Способствовать получению положительных эмоций, а так же развивать культуру речевого общения.
Наглядные средства: демонстрационный материал: мяч, игрушка совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал: макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы.
мультимедийные: ИКТ (презентация «В гостях у Совушки»)
музыкальные: Э. Григ «Утро»
Этап совместной деятельности педагога и воспитанников, выполнение которой приведёт к достижению запланированных результатов через трансформацию интегративных качеств детей.
В области «Познавательное развитие» интеграция образовательных областей. Социально – коммуникативная область выражена в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; «Познавательное развитие» выражено в формировании свойств объектов окружающего мира (решение задач, деление целого на части, ориентация во времени); область «Речевое развитие» - обогащение активного словаря, развитие диалогической и монологической речи (И. у. «Скажи наоборот»); область «Художественно – эстетическое развитие» - слушание музыки Э. Григ «Утро», И. у. «Путаница», чтение стихотворения А. Усачёва; область Физическое развитие - Физминутка «Сова» под музыку.
I. Мотивация детей к деятельности с целью включения их в деятельность на личностно-значимом уровне.
«Дорогие ребята, к нам пришло интернет - письмо от Совушки она приглашает нашу группу к себе в гости, чтобы мы с вами узнали как тратят своё время совы и сами научились его определять, но для этого нам нужно выполнить несколько заданий, если мы правильно ответим на задания, то мы мигом очутимся у Совушки. Воспитатель эмоционально вовлекает детей в действие, получая от детей согласие на выполнение заданий.
II. Поиск, решение проблемы с целью опоры на опыт детей «открыть новые знания», освоить новые умения, выработать навыки.
1 задание. Игровое упражнение «Скажи наоборот». Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот» «Я буду кидать вам мяч и говорить слово, а вы ловите и называете противоположное по смыслу слово и кидаете мне обратно мяч». Дети встают полукругом. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит «Впереди». Ребенок возвращает мяч и называет слово с противоположным значением (Сзади.)
Слова: высоко-низко, далеко-близко, слева - справа, вверху -внизу, большой -маленький, широкий –узкий, ночь –день, вечер –утро.
2 задание. Игровое упражнение «Составим задачу»
Воспитатель уточняет у детей : «Из каких частей состоит задача?»
Дети отвечают, что задача состоит из трех частей: условие, решение, ответ (вывод).
С помощью, каких арифметических операций мы научились решать задачи?
Дети отвечают: сложение, вычитание.
Вовлекает детей в совместную деятельность. Вводит сюжетное событие (раздача дидактического материала)
Дети составляют задачу: «На полянке играли 5 мышек, 2 мышек позвала мама домой. Сколько мышек осталось на полянке?» Дети отвечают полным предложением. На полянке осталось 3 мышки.
III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения проблемы с целью совместного определения конкретных действий.
Вот, ребята, мы с вами выполнили задания Совушки и нам пора немного отдохнуть (Физминутка «СОВА»).
В лесу темно (Поднимают прямые руки вверх и разводят их в стороны)
Все спят давно (Дети соединив ладони вместе, кладут под правую щёку)
Все звери спят и птицы (ладони под левую щёку)
И лишь одна сова не спит (сделать из пальцев круги и приставить к глазам)
Летит, сама себе кричит (взмахи прямыми руками)
Ах, я Совушка – сова (круги из пальцев приставить к глазам)
Я большая голова (Изобразить большой круг руками)
На суку сидит (Присесть, руки согнуть у груди)
Головою всё вертит (сделать повороты головой вправо, влево.)
Ребята, вот мы с вами и в гостях у Совушки. Совушка через ИКТ презентацию предлагает выполнить задание, которое поможет детям освежить знания о совах.
3 задание. «Когда сова бодрствует?», «Когда сова ложится спать?»
Воспитатель обращает внимание детей на модель часов и спрашивает: «Сколько стрелок на часах? Чем они отличаются? Что показывает короткая? (длинная) стрелка?
Воспитатель показывает детям игрушку совы, уточняет название птицы и её признаки, предлагает детям устанавливать на макетах - часах то время, которое будет соответствовать содержанию стихотворения:
Соблюдается совой
Распорядок часовой.
Ночью в час – по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет два-
В магазин спешит сова.
В три - готовит суп.
В четыре – вытирает пыль в квартире.
В пять сова идет читать.
В шесть она садится есть.
Семь показывают стрелки-
В гости к ней приходят белки.
Не поздней восьми часов-
Совещание у сов.
Но как только девять бьет –
В лес сова гулять идет.
В десять у нее вязанье,
А в одиннадцать купанье.
Как двенадцать бьет часов-
Двери в доме на засов.
В полдень ей пора в кровать.
Любит днем сова поспать.
Дальше все по распорядку:
В час – встает и на зарядку….(А. Усачев)
Ребята, скажите а у вас какой распорядок дня? Во сколько вы ложитесь спать? Воспитатель формулирует проблему, предлагая детям установить время на своих макетах часов и показать положение стрелок.
Дети рассказывают свой распорядок дня.
Утром приходим в детский сад – в 7 часов, уходим на зарядку – в 8 часов, завтракаем – в 8:30, занимаемся – в 9, обедаем – в 12, спим –до 3 часов, полдничаем – в 4:30, ужинаем – в 6, уходим домой с мамами – в 7 часов.
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения.
«Чаепитие у совы».
Воспитатель вспоминает строчки из стихотворения о сове:
Семь показывают стрелки – В гости к ней приходят белки.
Воспитатель показывает карточку с цифрой 7 и уточняет у детей, сколько белок пришли в гости к сове. Вспоминая о правилах этикета, совместно с детьми принимает решение угостить гостей белок чаем с тортом. Показывая торт, воспитатель предлагает разделить его (круг) по количеству сидящих за столом.
На сколько равных частей мы разделим торт, чтобы хватило всем, сидящим за столом (7 белок + 1 сова = 8). На 8 равных частей.
Воспитатель уточняет: «На сколько частей надо разделить торт? Как правильно это сделать»
Какая часть достанется каждому?
Что больше целая или одна восьмая часть?
Что меньше?
А теперь покажите две восьмых, четыре восьмых.
Как еще можно назвать четыре восьмых?
Разделит торт пополам, затем каждую часть разделить еще раз пополам и, наконец, каждую часть разделить еще на две части.
Каждому достанется одна восьмая часть.
Больше целая часть, меньше одна восьмая.
Дети показывают части целого.
Четыре восьмых можно назвать одна вторая или половина.
Задание 5
Дидактическая игра «Путаница».
У детей на листах бумаги написаны цифры, наложенный др. на др.
Воспитатель просит детей разными цветами закрасить цифры, которые они увидели на рисунке.
Воспитатель обсуждает с детьми найденные цифры и побуждает их к высказыванию.
V. Рефлексия, анализ с целью осознания детьми результатов своей деятельности, самооценки и результатов деятельности всей группы. Ребята, а вы помните, для чего нас приглашала Совушка в гости? Что нужно было сделать, чтобы попасть к ней?
Как вы считаете, вы справились с заданиями?
Что выполнять было легко?
Какие задания вызывали трудности и у кого?
Ребята вам понравилось в гостях у Совушки?
А задания Совушки понравились? А чем понравились?
Совушка считает, что все дети справились с заданием и могут смело идти в школу! Вы все огромные умницы, все старались, я вами горжусь. Воспитатель выражает детям признательность за совместную деятельность. Дети выражают собственные мысли, рассказывают, что им было интересно, активно и доброжелательно общаются с педагогом.