Лучший педагог года

Конспект ООД в старшей группе «Заклички — прошлое и настоящее»

Марина Форманюк
Конспект ООД в старшей группе «Заклички — прошлое и настоящее»

Цель:

-познакомить детей с малыми фольклорными формами – закличками,

-дать представления об их традиционном использовании,

-научить ими, пользоваться в повседневной жизни.

Материал: Иллюстрации: дождик, радуга, солнышко, птичка, улитка, сорока-белобока, божья коровка.

Электронное приложение к занятию: презентация «Быт и традиции русского народа», звукозапись народных мелодий.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия (пожеланию воспитателя). Входит воспитатель в русском сарафане.

Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Заклички — прошлое и настоящее“» размещена в разделах

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Ребята, сегодня я вас познакомлю с короткими необычными народными произведениями, которые дошли до нас из прошлого. Называются они заклички. Послушайте:

1. Гром гремучий, 2. Радуга-дуга,

Тряси тучи. Отворяй ворота-

Дай дождя Ключиком, замочком,

С небесной кручи! Шёлковым платочком!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : «Закличка» происходит от слова «кликать». Знакомо ли вам это слово? Да, ребята это старинное слово означает – кричать, громко звать.

Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались из уст в уста, т. е. от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы: будет холодное, дождливое лето -не созреет урожай, будет палить нещадное солнце – сгорят посевы. Вот и верили они, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет на славу, будет, чем кормится всю зиму.

Весной люди обращались, например, к птице:

Уж ты пташечка, ты залётная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.

А затем просили солнце:

Солнышко, покажись!

Красное – нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенёк,

Посвети весь денёк!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Я предлагаю вам, ребята, поиграть в эту закличку. Дети встают в круг и произносят текст вместе, сопровождая его движениями. Например: на первые две строчки – руки протянуть вверх, к солнцу; на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» - можно сделать поклон, а на последние две строчки – похлопать в ладоши.

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Лето для русского человека – очень важное время года. Летом делали запасы на зиму: варили варенье, сушили грибы, припасали мёд, выращивали овощи, пшеницу.

Когда сажали овощи, то просили:

Матушка, репка, уродилась крепка!

Когда урожай поспевал, просили дождик полить его:

Дождик, дождик посильней!

Будет травка зеленей!

Дождик-дождик пуще!

Дам тебе гущи!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : давайте её выучим и проиграем (движения можно придумать вместе с детьми, можно подобрать музыкальное сопровождение).

Воспитатель: К концу лета созревала пшеница. Во время уборки работать надо было быстро, чтобы успеть собрать урожай до дождей. В это время, обращаясь к дождю, говорили такую закличку :

Не иди, дождик, где косят,

А иди, где просят.

Не иди, дождик, где жнут,

А иди, где ждут.

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : в древние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, её так просили показать свои рожки:

Улитка-улитка, высунь рожки!

Дадим лепёшки, свиные ножки,

Каши горшок, хлеба вершок!

А, увидев сороку, говорили ей так:

Сорока-белобока,

Научи меня летать,

Не высоко, не далёко –

Чтобы солнышко видать!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Помните, ребята, что просят у божьей коровки, если найдут её в траве?

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Чёрного и белого,

Только не горелого!

Бабушка рассказушка (воспитатель) : Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая хлопками в ладоши. Сначала произнесём её тихо-тихо, потом погромче, потом совсем громко.

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Давайте, ребята, сочиним свои заклички. Я, предлагаю вам первую строчку, а вы придумайте дальше.

*Дождик, дождик, не стучи… Дети - Наших деток не буди.

*Дождик, дождик, поливай… Дети – Будет лучше урожай.

*Страшный сон, улетай… Дети – И Алёшу не пугай!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Вот и всё! Наше знакомство с «закличками» подошло к концу. Спасибо вам, что вы внимательно слушали и принимали активное участие.

Публикации по теме:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Анапа. Прошлое и настоящее» Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию («Познание») в подготовительной группе на.

Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее»Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее» Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии,.

Игра «Слабое звено» по теме «Прошлое и настоящее Кубани» Программные задачи: 1. Закреплять и уточнять знания детей об истории и настоящем станицы и края. 2. Продолжать закреплять умения детей.

Интегрированное занятие по ознакомлению с социальной действительностью и основам безопасности «Настоящее, прошлое телефона» Тема: «Настоящее,прошлое и будущее телефона» Цель: -познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое утюга.»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое утюга.» утешествие в прошлое утюга. Приоритетная область-Познавательное развитие. Интегрируемые области:речевое развитие,социально-коммуникативное.

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Конспект НОД в старшей группе: «Путешествие в прошлое утюга» Тема: «Путешествие в прошлое утюга». Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения утюга, побудить понимать назначение.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному городу в прошлое, настоящее и будущее» Программное содержание:Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях; учить узнавать по иллюстрациям.

Родительское собрание по теме «Игрушки наших детей — прошлое и настоящее» МБДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Березка» МО город-курорт Анапа [/b]Воспитатель Александрова Е. Н. Родительское собрание от.

Экскурсия в рамках проекта «Прошлое-настоящее»Экскурсия в рамках проекта «Прошлое-настоящее» В рамках проекта "Прошлое - настоящее" мы решили познакомить детей с первой подводной лодкой, которую построили в Гатчине. Она такая маленькая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в старшей группе «Заклички — прошлое и настоящее»
Опубликовано: 9 октября 2015 в 23:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД