Получи документы

ОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Деление слов с открытыми слогами на части»

Заплаткина Валентина Леонидовна
ОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Деление слов с открытыми слогами на части»

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Образовательная область: речевое развитие

Группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

Публикация «ОД по развитию речи „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте, Деление слов с открытыми слогами на части“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• Учить определять количество слогов в слове.

Развивающие :

Развивать фонематический слух;

Развивать познавательный интерес и речь;

Развивать внимание.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к речи;

• Вызвать эмоциональный отклик детей;

• Воспитывать умение слушать.

Ресурсы: презентация, картонный Петя, воздушные шарики, карточки (на каждого ребёнка, фишки, картинки, конверт.

Ход ОД:

I.Вводная часть

1. Орг. момент

2. Мотивация

В: Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

Мы поговорим о том, что такое речь.

В: Ребята, кто мне может сказать, что такое речь (слайд 2)

Д: Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами – устно или письменно.

В: Правильно. А зачем человеку нужна речь?

Д: Чтобы разговаривать, делиться своими мыслями, чувствами, передавать информацию и тд.

В: Правильно. Говорят, чтобы понять человека нужно послушать его речь. Если ваша речь будет красивой, грамотной, то люди сразу поймут, что вы воспитанный образованный человек. Есть такая фраза «кто владеет словом – тот владеет миром». Говорите красиво и правильно и тогда люди будут вас понимать и слушать.

В: Ребята, скажите, а человек может прожить без речи?

Д: Ответы детей.

В: Человек может прожить без речи, но ему будет очень трудно, не все смогут его понять. Ребята, к нам в гости пришёл мальчик Петя (показываю картонного Петю, он ученик первого класса, двоечник и драчун, который не хотел учиться читать и сказал, что ему будет легче прожить без речи (слайд 3). Услышала Красавица-Речь его слова, обиделась и забрала у Пети голос до тех пор, пока он не поймёт для чего нужна речь (слайд 4). А после ему нужно добраться до царства Красавицы-Речи и извиниться перед ней. Только так он получит свой голос обратно.

В: Ребята, вот Петя послушал вас и понял как важна речь, теперь он хочет добраться до царства Красавицы-Речи, но сам он не сможет туда попасть, ему нужна помощь. Ребята, мне стало жалко Петю! Вы согласны помочь ему?

Д: Да!

В: Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие по тропинке красивых слов, чтобы добраться до царства Красавицы-Речи (слайд 5). По пути нам встретятся сложные задания. Вы готовы к трудностям?

Д: Да!

В: Тогда отправляемся в путь!

II.Основная часть

В: Посмотрите, что это лежит на тропинке?

Д: Шарик.

В: Правильно, внутри него что-то есть, наверно, это первое задание. Давайте лопнем шарик и достанем записку (хлопаю шарик, беру записку, читаю).

В: Морская волна высока и сильна (слайд 6). Как вы думаете, что я произнесла?

Д: Предложение.

В: Давайте вспомним, что такое предложение?

Д: Это несколько слов, связанных друг с другом.

В: Правильно. Давайте вместе повторим это предложение (повторяем). Ребята, найдите в этом предложении слова со звуком л.

Д: Волна и сильна.

В: Верно. В словах волна и сильна звук л где стоит?

Д: Звук л стоит в середине слова.

В: Правильно. Теперь негромко повторите эти два слова (повторяют). В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали?

Д: Да.

В: В слове волна какой звук л вы слышите?

Д: Мы слышим твёрдый звук л.

В: Верно. А в слове сильна какой звук?

Д: В слове сильна мягкий звук ль.

Дидактическая игра «Услышь мягкий звук ль»

В: А сейчас, внимание, очень трудное задание. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши. Приготовились, начинаем: юла – Юля – кальмар – ладошка – лёгонькая – Любушка – голубушка – лямка – лампочка – дельфин – баловник – малыш – льдина.

(С детьми, которые ошибались или реагировали на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников, можно выполнить это задание ещё раз)

В: Молодцы. Все справились с заданием. Идём дальше.

Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне. Деление слов на слоги»

В: Ребята, я вижу конверт, наверно, это следующее задание (слайд 7). Ой, а куда он делся (слайд 8) Ребята, посмотрите вокруг себя, пощупайте стульчики может он где-то среди нас (дети находят конверт). Фух, нашёлся. Ну что, открываем?

Д: Да!

В: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я – вам, вы – мне».Мы будем считать не слова в предложении, а части слова. Для выполнения этого задания нам необходимо сесть за столы. Берём свои стульчики и садимся (дети садятся за столы).

В: Первое слово луна. Давайте разделим его на части-слоги. Можно это слово прохлопать в ладоши (прохлопываем). Сколько раз вы хлопнули в ладоши?

Д: Мы хлопнули два раза.

В: Почему?

Д: Потому, что в этом слове 2 части-слога

В: Правильно. Перед вами лежат карточки и фишки, выложите на карточку столько фишек, сколько в слове частей-слогов (выполняют).

В: Сколько кружков вы выложили?

Д: Мы выложили два кружка.

В: Почему?

Д: Потому что в слове луна две части – слога.

В: Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете говорить, что на них изображено. Что изображено на картинке? (показываю картинку жука)

Д: Жук.

В: Давайте поделим это слово на части-слоги с помощью хлопков (хлопаем). Сколько раз мы хлопнули?

Д: Один.

В: Почему?

Д: Потому что в слове жук одна часть – слог.

В: Выложите на карточку столько фишек, сколько в слове частей-слогов (выполняют).

Следующие слова делятся аналогично : лиса, рак, роза, ваза, гуси, коты, мыши.

В: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Давайте вернёмся на тропинку. Берём стульчики и возвращаемся на свои места.

В: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть (слайд 9).

Физкультминутка

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

(Дети усаживаются на стульчики)

В: Дети, посмотрите, мы оказались на лугу шалостей (слайд 10). Давайте немного пошалим! Это и будет нашим следующим заданием. Я буду называть слово, а вы будете его дополнять неправильным словом. Но повторяться нельзя.

На этом лугу

В тесном кругу

Живут неваляшки,

Кроты и барашки,

Прекрасные феи

И сны морфея.

Там кошки квакают,

лягушки рычат,

медведи….(стрекочут,

мыши….(воют,

рыбы (поют,

тигры (шуршат,

волки (гогочут,

вороны (кукуют,

собаки (хрюкают).

(Если останется время выполняем ещё одно задание:

Дидактическая игра «Услышь гласный звук …»

В: Хлопните,если услышите гласный звук «о» среди других гласных: а, у, ы, о, у, а, о, ы, и.

Также можно использовать любой другой звук. (слайд 11)

В: Вот мы и выполнили все задания. Перед нами замок Красавицы-Речи (слайд 12, а вот и сама хозяйка замка (слайд 13). Ребята, мы совсем забыли о том, что Петя не может говорить, как же он извинится?

Д: Предложения детей.

В: Ребята,для глухонемых людей был изобретён жестовый язык. Эти люди общаются с помощью жестов и мимики. Давайте поздороваемся на языке жестов? (показываю, дети повторяют). А теперь поможем Пете извиниться. Давайте на языке жестов скажем: «Извините, пожалуйста» (показываю, дети повторяют).

В: Красавица-Речь простила Петю.

Петя: Ребята, спасибо вам за помощь, я вам очень благодарен. Красавица-Речь, теперь я знаю, что жить без тебя трудно, я обязательно научусь читать, буду любить речь и ценить её.

В: Петя, ребята, давайте поблагодарим Красавицу-Речь на языке жестов. А теперь скажем до свидания! (показываю, дети повторяют)

IV.Заключительная часть

Цель: подвести итог.

В: Вот мы и в садике, какое хорошее дело мы сделали! (слайд14)

В: Ребята, чему вы сегодня учились?

Д: Любить речь; делить слова на слоги; различать мягкий и твёрдый звук л.

В: Правильно. Ребята, посмотрите, я нашла подарок. Ой, это от Пети. Он подарил вам надувные шарики.

В: Нам пора прощаться. Давайте встанем и попрощаемся на языке жестов. До свидания!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» в подготовительной группе Конспект занятие по обучению грамоте. Тема: «Слог. Деление слов на слоги». В подготовительной группе Цель: Дать понятие о слоговом составе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Деление слов на слоги» в подготовительной группе Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Деление слов на слоги». В подготовительной группе. Цель: - Дать понятие о слоге. - Учить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Деление слов на слоги» в подготовительная группе Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Деление слов на слоги». В подготовительная группе. Цель: Научить умению делить слова на слоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Деление слов с открытыми слогами на части»
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 22:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД