Получи документы

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»

Наталья Пастухова
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»

1. Доминирующая образовательная область: Речевое развитие

2. Вид деятельности детей: Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности: Образовательная деятельность

по обучению грамоте «Буква Л» и «Звуки [л] [л’]» «Лунтик в гостях у ребят».

2. Методы и приемы реализации содержания занятия: Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, создание ситуации выбора, обсуждение.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте „Лунтик в гостях у ребят, Буква Л и звуки [л], [л’]“» размещена в разделах

3. Интеграция образовательных областей:речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

4. Возрастная группа 6-7 лет

5. Цель: познакомить с буквой Л и звуками [л] [л’].

6. Задачи:

6.1 Образовательные:

-совершенствовать навыки звукового анализа слов;

- определять гласные, согласные (мягкий, твердый, место звука в слове;

- делить слова на слоги;

- определять количество слогов в слове;

- упражнять в придумывании предложений по заданной схеме.

6.2 Развивающие:

- развивать фонематический слух, зрительное восприятие;

- развивать умение отвечать на вопрос учителя – логопеда полным ответом;

- развивать умение дифференцировать звуки [л] и [л’].

6.3 Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

- поощрять активность и самостоятельность;

- воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

7. Планируемые результаты:

- умеет вести деловой диалог со взрослыми и детьми;

- различает структуру повествования, легко сочиняет, фантазирует;

- владеет всеми средствами звукового анализа;

- интересуется речью как особым объектом познания.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

посылка с Лунтиком,

картинки со звуками [л] [л’],

цифровые веры,

прищепки и карточки схемы на определение места звука в слове,

буквы Л, У, Н, А,

мольберт магнитный,

карточки-схемы для выполнения звукового анализа слов,

наборы фишек для выполнения звукового анализа слов,

набор карточек-схем для составления предложений,

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- определение места звука в слове;

- деление слов на слоги;

- выполнение звукового разбора слов;

- составление предложений из двух, трех и более слов;

- составление предложений по заданной схеме;

- изучение основных правил по обучению грамоте:

Образовательная деятельность

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему (вовлечение детей в деятельность)

Логопед: ребята, поздоровайтесь с гостями.

Дети: здравствуйте.

Логопед: встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов ответить на мои вопросы?

Дети: ответы детей

Логопед: итак, слушаем внимательно. (Игра с мячом)

Логопед: из чего состоит наша речь?

Дети: наша речь состоит из предложений.

Логопед: из чего состоят предложения?

Дети: предложения состоят из слов.

Логопед: из чего состоят слова?

Дети: слова состоят из слогов.

Логопед: из чего состоят слоги?

Дети: слоги состоят из звуков.

Логопед: на какие две группы делятся звуки русского языка?

Дети: гласные и согласные.

Логопед: чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: гласные звуки поются, а согласные нет, и при произнесении встречают во рту преграду.

Логопед: назови, гласные звуки и согласные звуки

Дети: А, О, У, И, Е, Ё, Ы, Я, Э, Ю, и М, Б, Г, Д, С, Р, Л и т. д.

Логопед: на какие группы делятся согласные звуки?

Дети: на твердые и мягкие.

Логопед: фишкой, какого цвета обозначаем согласный твердый звук? Согласный мягкий звук? Гласный звук?

Логопед: чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы мы видим и читаем, а звуки слышим и произносим.

Логопед: молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно. (3 минуты)

1.2 Мотивация деятельности детей

Стук в дверь, заносят коробку, на коробке наклеена загадка (про Лунтика, Логопед читает загадку, после того, как дети отгадали загадку логопед достает из коробки игрушку Лунтика.

Упал с луны на землю я,

И говорили мне, что я лишь сон.

Потом сказали: лунная пчела.

Потом я имя для себя нашел. (Лунтик)

Логопед: ребята, вместе с Лунтиком в коробке еще лежит записка, давайте его прочитаем. Логопед читает записку.

Здравствуйте! Данная посылка не доставлена по месту назначения, так как от дождя размылся адрес. ПОМОГИТЕ! (2 минуты)

1.3 Целеполагание

Логопед: ребята, что же делать? Как помочь?

Дети: ответы детей.

Логопед: но для этого вам необходимо будет выполнить все задания и показать свои знания. Готовы? Отлично. (1 минута)

II. Основная часть:

2.1. Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Логопед: ребята, посмотрите на доску, что это за буква?

Дети: эль

Логопед: Правильно, это буква эль она обозначает два звука. Как вы думаете какие?

Дети: ответы детей [л], [л’].

Логопед: у каждой буквы есть свое имя, у этой буквы имя эль, но об этом более подробно вы узнаете в школе, а в детском саду мы ее будем называть коротко Л, так же как и звук. Давайте все вместе повторим.

Логопед: ребята проходите, садитесь на стульчики, и мы с вами продолжим знакомиться с буквой Л.

Логопед: Даня, дай характеристику звуку [л].

Ребенок дает характеристику – звук согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Логопед: Арина, дай характеристику звуку [л’].

Ребенок дает характеристику – звук согласный, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

Логопед: все верно. Даша, раздай ребятам зеркала, мы сейчас с вами посмотрим артикуляцию звуков [л], [л’].

Логопед просит детей описать артикуляцию звуков.

Логопед: возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук [л].

При произнесении звука [л]:губы в легкой улыбке, зубы видны и сближены; кончик языка поднимается к бугорочкам, а средняя часть языка вместе с его краями опускается;

Звук [л']: положение органов артикуляционного аппарата такое же, как и при произнесении л (твердого, только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Логопед: ребята, вот мы с вами и познакомились с правильной артикуляцией звуков[л] и [л’].Даша собери зеркала.

Логопед: ну, что готовы к выполнению первого задания?

Дети: да

Логопед: Даша раздай ребятам карточки – схемы и прищепки, я буду называть слова со звуками [л] и [л’], а вам нужно будет меня внимательно слушать и определить где находится звук – в начале, в середине или в конце.

(лампа, палка, стол, волк, ложка, слива, лейка, автомобиль, пальма, соль)

Логопед: Все верно, молодцы. Что нам нужно найти?

Дети: букву Н

Логопед: найденные буквы мы будем прикреплять на доску. (9 минут)

2.2. Актуализация ранее приобретенных знаний

Логопед: сейчас подойдите ко мне, на столе лежат картинки, в названиях которых есть звуки [л] и [л’], нужно взять по две картинки и разложить их по корзинкам, в зелёную со звукам [л’], а в синюю со звуком [л]. Приступайте.

(ласточка, лошадь, свёкла, слон, галстук, масло, стол, колбаса, глобус, шоколад, пылесос, шмель, шляпа, лягушка, кастрюля, качели, коляска, самолет, лист, лиса)

теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки.

Логопед: вот вы справились и со вторым заданием, а буква? У

Логопед: ребята проходите на палас и садитесь в круг. Но перед следующим заданием давайте с вами вспомним способы деления слов на слоги.

Дети:с помощью хлопков, с помощью касания ладони подбородка. Сколько гласных столько и слогов.

Логопед: ребята я буду называть слова, а вам нужно будет поделить их на слоги и количество слогов показать на цифровом веере. Готовы?

(лошадь, лук, ландыши, клюшка, лес, подсолнух, колесо, стул, автомобиль, раскладушка)

Дети: да

Логопед: и с этим заданием вы тоже справились, а теперь ищите очередную букву А

Логопед: а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку. Вставайте в круг.

Физкультминутка:

(Дети стоят в кругу. Выполняют движения по тексту)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь.

Рук коленями коснитесь

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Логопед: отдохнули? Ребята обратите внимание на ваши эмблемы. Если картинка на эмблеме из двух слогов, проходите и садитесь за столы с цифрой 2, если же картинка состоит из трех слогов, то проходите за столы с цифрой 3. Садитесь красиво, спинки ровные, колени вместе.

Логопед: ребята вы мне уже сказали, что речь состоит из предложений. Скажите, из скольки слов может состоять предложение?

Дети: из одного, двух, трех и более слов.

Логопед: посмотрите на мольберты, на них расположены картинки в названиях которых есть звуки [л] и [л’], и схемы предложений. Ребята, нужно придумать предложения с этими картинками. Те кто сидят за столами с цифрой 2, придумайте предложения из трех слов, а кто сидит за столами с цифрой 3 из 4 слов.

Логопед: ну, что готовы? Кто начнет?

Дети: ответы детей.

Логопед: прекрасные получились предложения. Вот последняя буква. Послушайте загадку.

Вокруг Земли вращается. Как называется? (Луна)

Логопед: правильно. Арина подойди к доске и выложи слово ЛУНА.

Логопед: а сейчас давайте выполним звуко-буквенный разбор слова «ЛУНА».

Логопед: Амина будет выполнять разбор слова на доске, а остальные ребята у себя за столами.

Логопед: возьмите по одной схеме.

Логопед: Амина, назови первый звук в слове Луна.

Ребенок: звук [л], он согласный, твердый, мы его обозначаем синей фишкой.

Логопед: назови второй звук в слове лУна.

Ребенок: звук [у], он гласный, его обозначаем красной фишкой.

Логопед: назови следующий звук в слове луНа.

Ребенок: звук [н], он согласный твердый, его обозначаем синей фишкой.

Логопед: Амина, назови последний звук в слове лунА.

Ребенок: звук [а], он гласный, его обозначаем красной фишкой.

Логопед: все верно, а теперь скажите мне в слове зима сколько слов?

Дети: одно.

Логопед: сколько слогов?

Дети: два.

Логопед: ребята, сколько в слове ЛУНА звуков?

Дети: четыре.

Логопед: а скажите, сколько гласных звуков в слове, ЛУНА?

Дети: два.

Логопед: назовите их.

Дети: У,А

Логопед: а сколько согласных?

Дети: два.

Логопед: скажите, сколько согласных мягких звуков в слове ЛУНА?

Дети: ни одного.

Логопед: правильно. А сколько согласных твердых?

Дети: два.

Логопед: назовите их.

Дети: Л, Н

Логопед: молодцы ребята, с этим заданием вы справились прекрасно. А теперь убирайте фишки и схемы на тарелочки и подходите ко мне. (14 минут)

III. Заключительная часть

3.1 Анализ результатов деятельности

Логопед: скажите, мы помогли восстановить адрес? Теперь Лунтик точно попадет домой. Где же он живет?

Дети: на луне.

Логопед: так как я теперь знаю адрес, то я сама отправлю после занятия посылку с Лунтиком.

Логопед: а сейчас ребята возьмите по звездочке. Если вам сегодня удалось справиться со всеми заданиями без трудностей, то прикрепите свои звездочки вокруг полной луны, если же возникли какие – либо сложности при выполнении заданий, то прикрепите звезды вокруг не полной луны.

Логопед: ребята, а что позволило вам справиться со всеми заданиями правильно?

Дети: знания, сплочённость, понимание, умение работать в команде.

Логопед: Савелий, какое задание для тебя было самым трудным? А для тебя Арина?

Логопед: скажите, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Логопед: Полина скажи, а в какую игру ты бы еще раз поиграла?

Логопед: Даша, какое задание для тебя было самым интересным?

Логопед: ребята, а мне хотелось поблагодарить вас за ваши старания и за то, как вы умеете работать в команде. На этом наше занятие окончено. Спасибо, вам огромное! (1 минута)

IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1 Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов, учить составлять предложения по заданной схеме и закреплять пройденный материал.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»
Опубликовано: 10 мая 2020 в 21:23
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД