Лучший педагог года

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Март весну встречает»

Светлана Кошелькова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Март весну встречает»

Тема: «Март весну встречает».

Программные задачи:

-развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

-развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки сверстников;

-поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

-формировать представления о весне на основе знакомства детей с существенными признаками марта, с народным календарем, устанавливать разнообразные связи в природе, стимулировать желание самостоятельно изучать окружающий мир;

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Март весну встречает“» размещена в разделах

-расширить активный словарь (март, протальник, грачевник, брезень, снежица, тудоба, хвороба, пролетье) и зрительное восприятие в процессе игрового общения;

-развивать образное представление, фантазию, наблюдательность;

-воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности.

Предварительная работа:

-чтение и заучивание стихов о весне;

-рассматривание картин на тему «Весна».

Материалы и оборудование: картинка с изображением весны, квадратные листы бумаги большого и маленького формата (по количеству детей).

Ход НОД.

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель читает стихотворение И. Толмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На снегу видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны!

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы

видим.

(Дети вместе с педагогом подходят к окну).

Воспитатель. По каким изменениям в природе можно понять о том, что наступила весна?

Дети. Солнышка стало ярче светить, снег таит…

Воспитатель. Да, действительно, снег посерел, почернел, видны проталины. А какие еще изменения вы заметили утром по дороге в детский сад?

Дети. На улице стало теплее, люди шубы сняли, надели куртки.

Воспитатель. Какая погода весной?

Дети. Хорошая, теплая, солнечная…

Воспитатель. Март-первый весенний месяц, в народе его называют протальником и грачевником. Морозы держатся недолго, небо часто яркое, голубое. В марте на Руси встречали весну, прилет птиц. После 22 марта обычно вешали скворечники. В Древней Руси март величали брезень - злой для берез, так как в этом месяце брали сок из берез; жгли березу на уголь, из которого делали удобрения и лекерства. Талая вода- снежица, по народному поверью, целебна. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей. Считается, что март- не весна, а преддверье. Как вы думаете, почему в народе март называли «утро весны», «первенец весны»?

Дети. Потому что март- первый месяц весны.

Воспитатель. Еще март в старину называли «зазывалой весны» и «огородником». Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают свои предположения, дополняя друг друга. По окончании рассказа воспитатель предлагает детям поиграть.)

Игра малой подвижности «Мы прошли в весенний лес».

(Дети выполняют движения, соответствующие тексту).

Мы пришли в весенний лес! Дети шагают на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Поднимают руки вверх и раскачивают Справа березка ветками шумит, над головой.

Слева елка на нас глядит!

На опушке зайчик скачет Прыгают на обеих ногах.

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок!

На поляне серый рыщет, Наклоняются и медленно продвигаются

Он себе добычу ищет. в перед. Прячут глаза руками.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Мишка вылез из берлоги, Двигаются как мишки.

Огляделся на пороге. оглядываются, потягиваются.

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Наклонился в зад -вперед. Наклоны назад - вперед.

Вот он по лесу идет. Медленно идут по кругу, наклоняясь Ищет мишка корешки вперед, имитируя сбор корешков.

И трухлявые пеньки.

В них съедобные лисинки- Садятся на корточки.

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ, который я вам приготовила.

«Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда.

Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Весело, радостно закричали:

— Скворцы! Скворцы прилетели!

Выбежал на опушку заяц-беляк; присел на пенёк, огляделся. Ушки на макушке у робкого зайца. Смотрит заяц-беляк: вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился, слушает лось… А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге медвежат на первую прогулку. Ещё не видели медвежата весны, не знают большого тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля.

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Со страхом заглядывают в холодную бегучую воду, взбираются на пни и оттаявшие на солнце старые коряги…

Стройными косяками летят, тянутся с юга гуси; показались первые журавли.

— Гуси, гуси! Журавли! — кричат, задрав головы, ребята.

Вот закружились над широкой рекой гуси, спустились отдохнуть на наполненную водой полынью.

Увидели отдыхающих на льду гусей другие пролетавшие гуси, стали подсаживаться к ним. Обрадовались товарищам другие гуси. Далеко над рекой покатился радостный крик…

Всё теплее, шумнее и краше весна.

На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. А над полянкой, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка».

Ребята, когда бывает все то, о чем вы услышали в рассказе?

Дети. Весной.

Воспитатель. Весна наступает внезапно или постепенно?

Дети. Постепенно, каждый день происходят изменения в природе.

Воспитатель. Назовите,какие признаки весны описаны в рассказе?

Дети. Ярче светит солнце. Потемнели дороги, посинел лед. Прилетели грачи, скворцы. Зазвенели ручьи. Появились почки на деревьях. У зайчихи появились зайчата, у медведицы – медвежата. Летят гуси; показались первые журавли. Побежали по кочкам муравьи. Раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.

Воспитатель. Вы правильно назвали все признаки весны, о которых говорится в рассказе. А за каким временем года наступила весна?

Дети. Весна наступила после зимы.

Воспитатель. Как вы думаете, как этот рассказ называется?

Дети. «Весна», «Весна в лесу»

Воспитатель. Этот рассказ написал Иван Сергеевич Соколов –Микитов и назвал его «Весна». А теперь, играем.

Игра «Хитрая лиса».

Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, до которого дотронулись, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому – нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами «хитрую лису». Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?»- и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли «лисичка». После трех вопросов «лиса» отвечает: «Я тут!»-и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны.

Когда лиса поймает 2-3 детей, игра заканчивается.

Воспитатель. В народе про весну придумали много загадок.

Отгадайте их.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года?

Дети. Весна.

Воспитатель.

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется…

Дети. Трава.

Воспитатель.

Самый первый, самый тонкий,

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется…

Дети. Подснежник.

Воспитатель.

Желтая, пушистая,

Нежная, душистая,

Боится мороза,

Называется…

Дети. Мимоза.

Воспитатель. Молодцы, отгадали все загадки. А теперь я предлагаю объяснить смысл пословиц о весне.

Воспитатель. Весною сверху печет, а снизу морозит.

Дети. Весною солнце сильнее греет, а земля еще холодная.

Воспитатель. Февраль силен метелью, а март – капелью.

Дети. В феврале часто метут метели, а в марте снег тает, капает с крыши.

Воспитатель. Грач на горе – весна во дворе.

Дети. Прилет грачей – праздник весны.

Воспитатель. Молодцы, дети, мы сегодня многое узнали о приходе весны. Скоро первый весенний праздник – 8 Марта – праздник мам. Давайте для ваших мам сделаем из бумаги тюльпаны.

(Дети вместе с воспитателем подходят к длинному столу, на котором приготовлены по количеству детей квадратные листы бумаги. Дети рассаживаются за столом, педагог показывает процесс изготовления тюльпана, дети последовательно повторяют операцию за операцией).

Вот и все! Наш цветок готов. Можно сделать несколько цветков и собрать их в подарочную плетенку и подарить мамам.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «На помощь к Федоре Егоровне» в старшей группе Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой,.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Все профессии важны» МБДОУ «Солнышко» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны» с использованием.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Космическое путешествие» Программные задачи: Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. Расширять знания.

Конспект ООД «Март пришел — весну привел» ООД «Март пришел – весну привел» Цель: развитие творческих способностей детей, вовлечение их в музыкальную деятельность. Программное содержание:.

Конспект урока развития речи «Кто как весну встречает» Цель: рассказать учащимся о жизни животных весной. Ход занятия 1. Организационный момент. Утром солнышко проснулось, Всем ребятам улыбнулось.

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «Загадки весны»Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «Загадки весны» Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «Загадки весны»[/i] Доминирующая область: «Речевое развитие» Интеграция областей:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает»Конспект занятия по изобразительной деятельности «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает» Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования – ватными палочками (пуантилизм) «Из-под снега расцветает,.

НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март» Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»Цели: образовательные: - совершенствовать навык рассматривания.

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе «Путешествие в весну» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: «Путешествие в весну» Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей.

ООД по речевому развитию в старшей группе Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «А в санях сидит царица» Цель. Повышение уровня речевого развития детей Задачи. - Уточнять представления детей о зимних явлениях природы. - Обогащать речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Март весну встречает»
Опубликовано: 13 августа 2017 в 20:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД