Лучший педагог года

Конспект НОД «Три кита.» Цикл тематических занятий по системе Д. Б. Кабалевского, для старшей группы

Галина Алаторцева
Конспект НОД «Три кита.» Цикл тематических занятий по системе Д. Б. Кабалевского, для старшей группы

Конспект НОД "Три кита. "

Цикл тематических занятий по системе Д. Б. Кабалевского для старшей группы

Цели и задачи:

-воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения;

-формировать познавательные интересы детей в процессе музыкальной деятельности.

Программное содержание.

Учить детей различать жанры музыкальных произведений,

-узнавать знакомые произведения,

-учить «оркестровке» знакомой музыки,

Развивать творчество в движении,

Публикация «Конспект НОД „Три кита,“ Цикл тематических занятий по системе Д, Б, Кабалевского, для старшей группы» размещена в разделах

-расширять кругозор,

-воспитывать эстетический вкус.

В зале выставлены портреты композиторов («аллея композиторов»)

Фланелеграф, атрибутика: колпачки клоунов (2-х видов, мольберт, дерево, ширмы с иллюстрациями: песня, танец, марш.

Вход под фонограмму песни -«Наш край» Д. Кабалевского.

Дети стоят полукругом, лицом к гостям.

М. Р. –Здравствуйте, дети! (ответ)

А сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие…

Звучит запись голоса:

-Ребята, я Фея Музыки и приглашаю вас в необычное и увлекательное путешествие по музыкальному городу.

А произведения, которые живут в этом МУЗЫКАЛЬНОМ городе вы узнаете, пройдя по АЛЛЕЕ КОМПОЗИТОРОВ.

ПОД МУЗЫКУ(«Наш край» Д. Кабалевского) ДЕТИ ИДУТ И РАССМАТРИВАЮТ ПОРТРЕТЫ

М. Р. –Кого из композиторов вы узнали? (П. И. Чайковский, Р. Шуман, Д. Б. Кабалевский)

Музыка Д. Б. Кабалевского поможет нам путешествовать по МУЗЫКАЛЬНОМУ городу.

Голос в записи.

-Ребята, вам поможет ещё и легенда о «Трёх китах». Раньше думали, что Земля плоская, опорой для неё служат три кита. И Кабалевский, используя эту легенду, писал, что вся музыка тоже держится на трёх китах- песне, танце, марше.

ПЕСНЯ, ТАНЕЦ и МАРШ сопровождают жизнь человека.

М. Р. Итак, путешествие начинается.

Под музыку дети идут к домику, в нём картинка ВАЛЬСА (закрыта)

М. Р. –А на какую улицу мы попали, вы скажете сами, вам подскажет музыка.

Звучит фрагмент из ВАЛЬСА (фортепиано)

Дети: Вальс

М. Р, -Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали? (открывает картинку ВАЛЬСА

- а что такое ВАЛЬС?

Дети:- Вальс –это танец, который танцуют парами, медленно кружась.

М. Р. – Ребята, да мы с вами оказались на улице ТАНЦА!

Предлагаю немного покружиться в ритме вальса

(воспит-ль вместе с детьми танцует)под музыку.

Давайте украсим ВАЛЬС Д. Б. Кабалевского музыкальными инструментами.

-Какие инструменты подойдут, чтобы украсить наш вальс?

( на столиках лежат разные инструменты: треугольники, бубны, колокольчики, ложки и др.)

-Андрей, почему ты выбираешь этот инструмент?

-у вальса музыка нежная, поэтому я выбираю треугольник.

Лиза, почему ты выбираешь колокольчик?

-Максим… бубен?

Павлик… кубики.

Берите инструменты. (оркестровка вальса, под грамм запись) –положили инструменты.

М. Р. - Нас приветливо встретила улица ТАНЦА, пойдём по ней дальше.

Под музыку «Наш край» Д. Кабалевского идут к ширме «цирк»- открыто окно с иллюстрацией «клоуны».

М. Р. –Мы подошли к к цирку- посмотрим, кто нас здесь встречает?

Дети- клоуны.

М. Р. –Давайте зайдём,присядем и послушаем пьесу. (Дети присаживаются на колени)

-А кто сочинил (написал пьесу «Клоуны»?-(ответ)

М. Р. (Показывает на колпачки на фланелеграфе)

-Вы видите колпачки клоунов. Они разного цвета.

Этими колпачками мы обозначим изменение настроения в музыке

Выложите на фланелеграфе столько колпачков того или иного цвета, сколько частей в пьесе ( 2-3 детей выкладывают: красный -синий- красный.

М. Р. –Почему вы выложили таким образом?

-ответы: потому что 1-я и 3-я части одинаковые.

М. Р. –А как они звучат?

Дети. Музыка веселая, задорная, озорная.

М. Р. Правильно, эта музыка шутливая, бойкая, забавная. Послушайте еще раз и скажите, меняется ли характер музыки? (Вначале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.)

Я думаю, что музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах, ведь пьеса так и называется «Клоуны», а не «Клоун». Какие это клоуны? (Веселый и грустный.)

Правильно, музыка 1-й и 3-й частей звучит шутливо, игриво и изображает веселого клоуна, а музыка 2-й части — клоуна, у которого ничего не получается, клоуна-неумеху. Он пытается все делать так, как первый, но каждый раз терпит неудачу. Даже интонация музыки подчеркивает это.

М. Р. Сейчас наденем на пальчики колпачки разных цветов. Как вы думаете, колпачки какого цвета помогут нам подчеркнуть веселое праздничное звучание музыки первого клоуна? (красного)

Давайте попробуем стать клоунами и передадим в движениях их характер. Начинает представление веселый клоун! Двигаемся радостно, легко, все у нас получается, мы ловкие и смелые, сильные, умелые. А для 2-й части, которая звучит тихо, осторожно, возьмем колпачки синего цвета. Они хорошо передадут образ клоуна-неумехи. Итак, приступаем. Вы попробуете сами услышать и передать смену частей музыки. (дети показывают колпачки соответственно смене частей пьесы)

Звучит музыка, дети показывают, затем, еще раз вспоминают название пьесы и автора музыки.

М. Р. - А сейчас мы отправимся с вами дальше.

Дети подходят к фортепиано, садятся – прослушивают знакомое произведение Д. Кабалевского «Артистка». Рассматривают картонных птичек на дереве. Выбирают птичку- кукушку. Беседуют о содержании, о музыкальных выразительных средствах,интонациях, передающих характер песенки.

Распевание на звуках м. 3 вниз-звукоподражание кукушке. Пропевание скачков, интервалов.

Исполнение 1 к. песни.

Звучит пьеса «Походный марш» Д. Кабалевского

М. Р. Вы узнали эту пьесу? Вспомним название и композитора.

Дети. Это «Походный марш» Д. Кабалевского)

М. Р. -Почему он называется «походный»?

Дети - Потому, что горн зовёт детей в поход

Он звучит настойчиво, даё т команду: всем собраться вместе.

М. Р. –Горн звучит в начале и в конце. А в конце пьесы о чём нам поёт горн?

Дети. – О том, что поход закончился.

М. Р. -Мы с вами сейчас пойдём по улице МАРША.

Максим подходит к ширме-надевает барабан:

- Затрубил горнист с утра, суетится детвора, солнце жаркое встаёт, наш отряд идёт в поход»

«Походный марш» (звучит в записи). Дети маршируют, подходят к следующему домику.

М. Р. -Посмотрим, правильно ли вы отгадали произведение (открывает рисунок с маршем)

Напомните, какой характер этого марша?

Дети:- БОДРЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, СМЕЛЫЙ. Музыка ритмичная, звонкая, чёткая.

М. Р. - Вот и окончилось наше УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ путешествие по МУЗЫКАЛЬНОМУ городу.

Скажите, музыка какого композитора помогала нам путешествовать по улицам.

Дети. Д. Б. Кабалевского.

М. Р - А какие музыкальные жанры вам загадал Кабалевский?

Дети:- ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.

М. Р. - Да, мы побывали на улицах с названием МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.

Они стали частью нашей повседневной жизни.

Напомните мне: какие музыкальные произведения Кабалевского, с которыми мы сегодня встретились, относятся

к ЖАНРУ ТАНЦА (ВАЛЬС, «КЛОУНЫ»)

к ЖАНРУ ПЕСНИ….( «АРТИСТКА»)

К ЖАНРУ МАРША… («ПОХОДНЫЙ МАРШ»)

Вам понравилось наше путешествие?

Я приготовила вам ещё одно путешествие по МУЗЫКАЛЬНОМУ городу, но к другому композитору. А теперь нам пора возвращаться в группу

Под муз. «Наш край» дети выходят из муз. зала.

Публикации по теме:

Слушание музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник». Интегрированное занятие в средней группе Тема: «Слушание музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник». Цель: Познакомить детей с музыкальным произведением Петра.

Творческий проект «Музыкальные шкатулки» Вид проекта: краткосрочный, творческий, коллективный; Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели Форма проведения: занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Три кита.» Цикл тематических занятий по системе Д. Б. Кабалевского, для старшей группы
Опубликовано: 24 марта 2015 в 18:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД