Получи документы

Конспект НОД со средней возрастной группой «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

Елена Валериановна Разинова
Конспект НОД со средней возрастной группой «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

Конспект НОД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой» план-конспект занятия (средняя группа)

Возрастные группы :

Средняя группа 4-5 лет

Публикация «Конспект НОД со средней возрастной группой „Знакомство с чувашской национальной одеждой“» размещена в разделах

Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.

Задачи:

Образовательные:

• расширять знания детей о родном крае, о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности);

познакомить детей с чувашской национальной одеждой женщин, вышивкой.

• закреплять знания о государственной символике Чувашии, о чувашских народных промыслах и элементах чувашского орнамента.

Развивающие:

• развивать связную речь, мышление и память детей.

• вызывать у детей интерес и любопытство по изучению родного края, его традиций, обычаев;

Воспитательные:

• - воспитывать любовь, уважение к своей малой родине, бережное отношение к ней.

• – воспитывать чувства патриотизма к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.

Предварительная работа: беседы о Чувашии, рассматривание картинок, иллюстраций, книг на тему чувашского искусства.

Демонстрационный материал: флаг Чувашской Республики, чувашский национальный костюм, плакаты и иллюстрации с символикой России и Чувашской Республики, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, куклы Нарспи и Элине, чувашская вышивка, фото чувашских костюмов, карта Чувашской Республики.

Методы и приемы:

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, вопросы, загадки

Наглядный: рассматривание иллюстраций с одеждой, плакатов с изображением символики Чувашии,

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. «Ыра кун пултар». Вы поняли, что я вам сказала? (Да, нет)

Воспитатель: Я с вами поздоровалась и на русском языке, и на чувашском. Также в давние времена говорили «Салам». Это слово использовали только при вхождении в дом. (дети рассаживаются на стульчики) Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о национальной одежде нашего родного края.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на меня. Что за наряд на мне? (Чувашский национальный костюм)

Воспитатель: (слышен стук в дверь) Кто же это к нам пришел? Ребята, разве к вам кто-то должен был прийти в гости? (нет)

Воспитатель: Давайте посмотрим (воспитатель идет к двери и заносит в группу двух кукол). Смотрите, кто к нам пришел. К нам пришли гостьи по имени Нарспи и Элине. («Салам») Давайте поздороваемся с ними на чувашском языке. («Ыра кун пултар»)

Воспитатель: Нарспи и Элине, побудьте вместе с нами. Сегодня мы будем говорить о чувашских нарядах. Одежда чувашей традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Она зависела от места, где они жили, традиционных занятий населения. По месту жительства чуваши подразделялись на низовых, верховых и средненизовых чувашей. Ребята, а вы знаете что это значит? (Жили в разных местах)

Воспитатель: Верховые чуваши, это чуваши, живущие выше по Волге, а низовые – чуваши, живущие ниже по Волге (показываем детям на карте где жили верховые чуваши, и где низовые). Ребята давайте встанем в один ряд. А теперь представим, что мы на реке Волге на корабле. И поплыли.

Физкультминутка «Плывём на корабле»

От зеленого причала, оттолкнулся наш корабль, (Дети встали.)

Раз, два, он шагнул назад сначала (Шаг назад.)

Раз, два, а потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)

Раз, два, и поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)

Он поплыл вперед сначала (пару шагов вперед, делая плавающие движения)

А потом поплыл обратно (дети разворачиваются, и идут обратно так же)

«Ой, смотрите» - наш причал, (ходьба на месте)

Надо бы подплыть к нему. (садятся на места)

Воспитатель: Материал для одежды изготовляли в основном дома. Из конопли и льна ткали холст. Чувашская национальная женская одежда весьма сложная. Она состоит из туникообразного белого платья-рубахи (по-чувашски «кепе», которая была многообразно украшена. (Воспитатель показывает иллюстрацию платья-рубахи). Например, это были целая система вышивок, бисерные и металлические украшения. Ребята, а вы знаете что такое вышивка? (Это когда на ткани нитками вышивают)

Воспитатель: Вышивка – это широко распространенный вид украшения ткани и материалов, вручную (с помощью иголки) или с помощью вышивальной машинки, различными узорами. Давайте внимательно посмотрим на украшение этой рубахи. Она вышита нитками разного цвета. Каждый цвет в этот узор вкладывает свой смысл. Например, белый - это символ, чистоты и мудрости, красный – цвет счастья, жизни и земли, а зеленый - цвет растительности. А теперь я хочу задать вам загадки, чтобы вы сами догадались о том, что означают другие цвета. Что же означает желтый цвет?

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больше жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Воспитатель: Правильно. Желтый цвет – это цвет солнца. Теперь еще одна загадка. Что означает синий цвет?

По нему летают тучи

И порхают облака,

И оттуда солнца лучик

Льётся в окна как река. (Небо)

Воспитатель: Правильно. Синий цвет –этот цвет символизирует небо. Каждый узор в чувашской вышивке что – то обозначает: круг- это солнышко, квадрат или ромб – это земля, крест – это оберег от злых сил. Этих узоров огромное количество. Красивый узор по-другому называют орнаментом (воспитатель показывает иллюстрации различных орнаментов чувашской вышивки). Также в национальном костюме мы видим фартук, головной убор, нагрудные украшения и поясные подвески.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как выглядит фартук (передник). По-чувашски передник называется «чер ситти» или «саппун». Фартук всегда украшался очень красиво (показываем иллюстрации фартука, а также сам фартук). Ребята, скажите пожалуйста у Нарспи есть «саппун»? (Да).

Воспитатель: Также любой праздничный наряд у чувашских женщин дополнялся поясом (по-чувашски «писиххи»). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами (показываем, как выглядел пояс). Посмотрите пожалуйста на меня. Что у меня на голове? (повязка)

Воспитатель: Это повязка называется «масмак». «Масмак» тоже украшали вышивкой, монетами и бисером (показываем, как выглядит «масмак»). А теперь посмотрите на Нарспи и Элине. У них тоже «масмак» на голове? (Нет)

Воспитатель: Правильно. У наших гостей на голове не «масмак», а «тухья». «Тухья» – это округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Эта шапочка украшалась бисерной вышивкой и серебряными монетами (показываем, как выглядит «тухья»). Посмотрите, что у них еще есть? (украшения)

Воспитатель: У них есть нагрудные украшения. (по-чувашски «шулкеме»). «шулкеме» – это украшение сугубо девичье украшение с монетами. «шулкеме» носили на груди, так как оно является символом защиты (показываем иллюстрации нагрудных украшений). А что же чуваши одевали на ноги? Кто знает? (лапти)

Воспитатель: Правильно. Основной обувью были плетеные лапти («сапата»). Женские лапти плелись весьма тщательно — из более узких полосок лыка и большего числа. Посмотрите, как они выглядят.

Воспитатель: Вот и изучили мы с вами женскую одежду. Ребята, про что сегодня мы с вами разговаривали? (про чувашскую одежду)

Воспитатель: Теперь давайте вместе повторим, как называются по чувашски детали национальной одежды. (повторяем вместе с детьми)

Воспитатель: Ребята, Нарспи и Элине очень понравилось сегодня с нами. Но им уже пора собираться домой. Ребята, давайте мы с вами попрощаемся с ними на чувашском языке «Сыва пулар». («Сыва пулар»)

Воспитатель: Спасибо вам ребята, за сегодняшнюю беседу. Вы все большие молодцы.

Публикации по теме:

Первое знакомство с группой вместе с родителями. Сценарий развлечения «Веселый огород» для первой младшей группыПервое знакомство с группой вместе с родителями. Сценарий развлечения «Веселый огород» для первой младшей группы "Веселый огород. " Конспект осеннего развлечения для детей 1 мл. группы (первое знакомство с группой вместе с родителями.) Авторская разработка.

Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья» Чувашская народная одежда Тухья. Тухья… Какое загадочное слово! Заложи это слово в кроссворд, придется многим оставить клеточки пустыми.

Досуг «Первое знакомство с космосом» во второй младшей возрастной группеДосуг «Первое знакомство с космосом» во второй младшей возрастной группе Цель: - способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом; - формирование первичных представлений о космосе. Задачи: - расширение кругозора.

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества»Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества» Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА» Программное.

Конспект ООД по ФЭМП в средней возрастной группе «Игра и игрушки»Конспект ООД по ФЭМП в средней возрастной группе «Игра и игрушки» Цель: Развитие у детей математических представлений и навыков ориентирования в пространстве. Задачи: -Продолжать учить считать в пределах.

«Овощи». Конспект ООД в ОО «Познание» в средней возрастной группе«Овощи». Конспект ООД в ОО «Познание» в средней возрастной группе Тема : «Овощи» Цель: закрепление знаний детей об овощах и уточнение качественных признаков овощей. Задачи: Обучающие: -закреплять у детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей»Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей» Цель прогулки: расширять представления детей о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные.

Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей зимой»Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей зимой» Цель прогулки:Продолжать знакомить детей с погодой в зимнее время (сильный мороз,вьюга,снегопад) .Расширять и углублять знания об одеже.

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группеКонспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы[/b] «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле.

Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции»Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции» Здравствуйте, дорогие коллеги, родители, гости! В условиях эпидемии какие-то сады продолжали работу, а каким-то пришлось полностью закрыться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД со средней возрастной группой «Знакомство с чувашской национальной одеждой»
Опубликовано: 31 октября 2022 в 13:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД