Марина Александрова
Конспект НОД «Пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Весна пришла»
Цель:
Формирование элементарных представлений об изменениях в живой и неживой природе с наступлением весны, закреплять знания о приметах весны, развивать умение аргументировать свой ответ, пополнять словарный запас у детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора (Слайд 2)
Весна
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы в скворечники летят.
Звенит под крышами капель,
Публикация «Конспект НОД „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?
Коммуникативная деятельность (Беседа) (Слайд 3,4)
-О чем это стихотворение?
-Какие весенние месяцы вы знаете?
-Подберите слова, которыми можно описать весну.
-Вспомните признаки весны.
Познавательно-исследовательская деятельность
Мнемотаблицы (на стихи) (Слайды 5,6)
Травка зеленая,
Солнышко веселое,
Птицы прилетели,
Весело запели.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(смотри презентацию)
Дидактическая игра «Что происходит в природе весной?»
(Слайд 7)
* Педагог бросает ребенку мяч, задавая вопрос. Ребенок, ответив на вопрос, возвращает мяч воспитателю.
* Вопросы:
Солнце что делает?. (Светит, греет.)
Птицы что делают? (Щебечут.)
Ручьи что делают? (Бегут, журчат.)
Небо весной какое?. (Чистое, ясное, голубое.)
Капель что делает?. (Звенит.)
На деревьях набухают…. (почки) .
Весной природа что делает?. (Пробуждается, оживает.)
Скоро появится зелёная … (травка).
Закрепление пройденного “Выбери правильный ответ”.
1. После какого времени года наступает весна?
• Лето.
• Зима.
• Осень.
2. Кто плачет только весной?
• Дети.
• Сосульки.
• Взрослые.
3. Во что превращается снег на солнце?
• В талую воду.
• В стылую воду.
• В сутулую воду.
4 Во что превращается снег на солнце?
• В талую воду.
• В стылую воду.
• В сутулую воду.
5. Что появляется на полях, когда тает снег?
• Проталинки.
• Заталинки.
• Обталинки.
6. Что происходит со льдом на реке весной?
• Ледопрыг.
• Ледобег.
• Ледоход.
7. Как называются птицы, которые прилетают весной?
• Перелетные
• Зимующие
• Кочующие
Музыкальная деятельность в сочетании с коммуникативной.
-Давайте послушаем звуки весны.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение и в это время показывает иллюстрации на весеннюю тематику и рассказывает об изменениях произошедших в живой и неживой природе.
(Слайды № 12,13,14,15,16,17,18)
Коммуникативная деятельность и восприятие художественной литературы и фольклора.
Рассказ воспитателя о жизни зверей в весенний период.
Загадка
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)
-Ребята, какие изменения весной происходят в жизни зайца? (меняется окраска) .
- А как вы думает, почему зайцы меняют цвет шубки весной? (ответы детей)
-На зайцев нападают лисы, волки, орлы, филины, ястребы. Взрослые зайцы от преследования спасаются бегством; бегают зайцы быстро, большими прыжками, потому что задние лапы
у них длинные, передние короче, и от волка, и от лисы могут убежать зайцы.
Весной, как только появляются проталины, у зайчих уже родятся дети, сразу 2-3, а то и 4 зайчонка. Мать-зайчиха даст пососать молока, да и убежит… Но у зайцев на этот счет свой порядок заведен. У них каждая мать всем детям кормилица. Какая бы зайчиха мимо зайчат не пробежала, обязательно накормит малышей своим молоком. (Слайды 19,20,21)
Загадка
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом?
(Белка) Слайды 22,23
Шерсть у белки зимой серебристо-серая, а весной цвет меняется, она становится рыжей, хвост у нее пушистый, уши торчком, с кисточкой на концах
-Где обустраивает свой дом белка? (в дуплах деревьев)
- Что помогает белке быстро взбираться по стволам деревьев? (острые когти) .
-Весной у белки появляются бельчата, она очень заботливая мать.
Загадка
На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть!
(Волк) (Слайды 24,25)
Волк очень похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире, шея толстая, хвост опущен, малоподвижен. Его уши всегда стоят торчком, у волка острый слух. Глаза волка сверкают желтоватым блеском, он хорошо видит даже в сумерках.
-Где живет волк в лесу? (логово)
-Логово волки устраивают под вывернутыми корнями деревьев, кустарниками, на склонах оврагов. В поисках добычи обходят большие расстояния. Об этом говорит народная пословица: Волка ноги кормят.
Весной у волчицы рождаются детеныши, как их называют? (волчата)
Чтобы накормить детенышей, волк совершает набеги на стада овец, этого мяса достаточно чтобы насытить 6-8 волчат. Волк может ничего не есть 5-7 суток, от этого он становится еще более дерзким, злым. Мать-волчица кормит малышей, играет с ними, заботится о них
Загадка
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёж (Слайды 26,27)
-Как проводят зиму ежи? (спят)
- Где в лесу живут ежи? (в кустах, траве, норе)
-Что отличает ежа от других лесных жителей? (иголки)
-Для чего ежу иголки? (служат ему защитой и для нападения)
-Чем питаются ежи? (насекомые, улитки, мыши, лягушки, жук, даже ядовитые змеи)
- Весной у ежей появляются детеныши, как их называют? (ежата) .
- Ежата рождаются с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения, белые, мягкие. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, но почувствовав опасность, перетаскивает их в другое, более спокойное место. Малыши быстро подрастают. Когда откроют глазки и ушки, а иголки потемнеют и станут твердыми, ежата выходят из норы, бегают следом за мамой-ежихой. Родители учат ежат искать пропитание, ловить жуков, моллюсков, мышей. Днем ежи спят, а ночью выходят на охоту, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. Ежик очень забавный зверек, толстенький, кругленький, вся спинка и бока покрыты не шерстью, а острыми колючками. При опасности еж свертывается, прячет мордочку и лапки. В воде ёж плавает, вытягивая вперед мордочку. Ежи в неволе быстро привыкают к людям, к их зову, ловят в доме мышей, едят молоко, сыр, хлеб, сырое мясо, овощи и плоды. А если дома ежа приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет, а иголки его в одну сторону лягут – хоть гладь, как котенка.
Загадка
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая… (лисица)
(Слайды 28,29)
- Лисицы роют глубокие норы с несколькими запасными ходами.
В марте лисица ищет нору для своего будущего потомства. Когда апрельское солнце обогревает землю и покажется молодая зелень, у лисицы родятся 5-8 слепых, но крепких лисят. Лисица-мать внимательно следит, не угрожает ли кто-нибудь ее детенышам. Она заботится о них и оберегает их, предупреждая об опасности коротким лаем. Лисята растут быстро. Она хорошо видит днем и ночью.
А как вы думаете, почему у лисы кончик хвоста белый? (ответы детей). Верно, когда лиса выходит на охоту в сумерках, ее белый кончик хвоста заметен ее малышам, они бегут за мамой, не теряясь.
К концу осени лисята покидают родное логово. Они начинают совершенно самостоятельную жизнь.
Загадка
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна (Медведь)
(Слайды 30,31,32)
-Что делают медведи зимой? (спят)
-А как медведи узнают что пришла весна и пора просыпаться?
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет — вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил — кругом вода.
Заспешил медведь наружу:
Вылез он и видит лужи,
Заливает — не до сна!
Тает снег. Пришла весна!
Зимой в берлоге у медведицы появляются 2-3 беспомощных медвежонка. К весне они подрастают и становятся ростом с небольшую собаку.
Кроме молока медвежата едят зелень, ягоды, насекомых. С ними медведица ходит все лето. Неуклюжая на вид медведица, очень подвижная, хорошо плавает, в случае опасности бегает быстро, галопом. Взрослый медведь –это всеядный зверь.
- Чем питается медведь? (лягушками, ящерицами, раскапывают муравейники, любят полакомиться медом диких пчел).
Медведь также является заядлым рыболовом. Он может часами ловить рыбу.
Игровая деятельность (Слайды №№,34,35,36)
Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»
Познавательно-исследовательская деятельность
«Птицы и насекомые в жизни людей» (Слайд 37)
* Какую пользу человеку приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
* Какую пользу приносят насекомые? (они опыляют растения, пчелы дают мед)
Как надо относиться ко всему живому? (Бережно, не разорять гнезда, не ловить бабочек и жуков, не топтать муравейники