Лучший педагог года

Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Я сам» по технологии продуктивного чтения в старшей группе

Татьяна Савельева
Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Я сам» по технологии продуктивного чтения в старшей группе

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы в старшей группе с применением технологии чтения-слушания

Тема занятия:«Я сам!»

На основе рассказа Михаила Зощенко «Глупая история»

Цель: создание условий для понимания дошкольниками смысла художественного произведения.

Задачи:

Познавательное развитие

- закрепить названия предметов одежды;

Публикация «Конспект НОД по восприятию художественной литературы „Я сам“ по технологии продуктивного чтения в старшей группе» размещена в разделах

- последовательность одевания на прогулку мальчиков и девочек.

- расширить представления детей о писателе и его творчестве.

Речевое развитие

- обогащать словарь дошкольников;

-высказывать свои предположения по содержанию текста, договаривать, домысливать текст;

- давать оценку поступкам людей, высказывать своё отношение к героям

- воспринимать на слух художественный текст;

- проговаривать последовательность действий;

- отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста.

Социально-коммуникативное развитие

-эмоционально переживать текст и проявлять своё эмоциональное отношение к героям произведения;

-слушать и понимать речь других;

- взаимодействовать со сверстниками в группах при выполнении заданий.

Художественно-эстетическое развитие

- воспринимать иллюстративный материал;

-воспитывать интерес к художественной литературе, вызвать желание продолжать знакомиться с творчеством М. М. Зощенко.

Физическое развитие

- закрепить навыки самостоятельного одевания и раздевания;

Оборудование: кукла мальчик, одет в брюки на одну ногу, книга с закладкой М. М. Зощенко «Рассказы», иллюстрации по содержанию текста, магнитная доска, магниты или ноутбук, презентация к рассказу, дидактическая игра «Оденем Машу и Мишу на зимнюю прогулку»,, бумажные силуэты девочки и мальчика.

1. Мотивационный этап

(В кукольном уголке сидит кукла-мальчик. Воспитатель обращает внимание детей на его необычный внешний вид, брюки надеты на одну ногу)

Дети, а кто это у нас в гостях?

А почему он так одет?

Как вы думаете, что могло случиться с мальчиком? (предположения детей)

А как об этом можно узнать, почему он так одет? (обратить внимание на книгу)

Дети, посмотрите, у мальчика книга, и закладка лежит!».

(читает название) «Глупая история»

Её автор Михаил Михайлович Зощенко, так и назвал свой рассказ – «Глупая история».

Какое интересное название. В каждом произведении автор что-то нам рассказывает через своих героев.

2. Ориентировочный этап

Работа с текстом до чтения :

Как вы думаете, почему автор назвал так свой рассказ? (предположение детей) Можем мы сейчас точно сказать, о чём этот рассказ? Да, мы можем только предположить.

- Попробуем вместе догадаться, о чём этот рассказ, не читая его? Что нам может помочь? (заглавие, иллюстрация).

- Как вы думаете, какое это произведение будет по настроению?

- Посмотрите иллюстрацию к рассказу! Кого вы видите на ней?

- Что же произошло с мальчиком? Хотите ли вы узнать, что же на самом деле случилось с нашим гостем, почему он так сегодня одет?

Что для этого нужно сейчас сделать? (прочитаем рассказ)

Интересно, а глупая история может нам помочь?

Вы хотите, чтобы я прочитала вам эту историю?

Проходите на стулья, рассаживайтесь. (дети рассаживаются на стулья)

Чтение текста произведения

Петя был не такой уж маленький мальчик. (Интересно, а сколько же ему было лет? Как вы думаете? (Ответы принимаются, но не комментируются). Ему было четыре года. (Большой или маленький? (А вам, ребята, сколько сейчас лет) Но мама считала его совсем крошечным (маленький) ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг ….

(Что же произошло с мальчиком? Вы догадались? Ответы не комментируются) Но Петя вдруг упал!

Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. (странно, что же такое? Догадались почему)

Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок --- дети договаривают снова упал).

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.

Она сказала папе:

— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось — он на ножках стоять не может.

Вот папа приезжает и говорит:

— Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.

И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но ___(снова, в четвертый раз, падает).

Папа говорит:

— Надо скорей позвать --- (Кого? Кто может помочь) доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся.

Позвали доктора.

Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:

— Это что за новости! Почему ты падаешь?

Петя говорит:

— Не знаю, почему, но немножко падаю.

Доктор говорит маме:

— А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.

Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать.

Доктор послушал его через трубку и говорит:

— Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки. Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.

И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает.

Только мальчика поставили на ножки — и вдруг он ---( договаривают дети: опять упал.

Доктор удивился и говорит:

— Позовите профессора. (Это учёный человек, очень умный.)

Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.

Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля.

Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:

— А я знаю, почему у вас Петя падает.

Доктор говорит:

— Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.

Коля говорит:

— Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.

Тут все заахали и заохали.

Петя говорит:

— Это меня мама одевала.

Доктор говорит:

— Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.

Мама говорит:

— Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.

Коля говорит:

— А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.

Петя говорит:

— Теперь я тоже буду сам одеваться.

Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу.

Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.

А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

3. Исполнительский

Вам понравился рассказ? Какой он по настроению? (весёлый, смешной, забавный)

Какое у вас стало настроение после чтения этого рассказа?

- И что же произошло с Петей?

- Что подумали родители? (Что он заболел и вызвали врача).

- Кого они еще вызвали? (Профессора).

- Кто пришел в гости к Пете? (Маленький мальчик Коля).

- Какие слова сказал Коля? Кто вспомнит, как говорится в рассказе?

(«Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он падает…»)

Что же сказал Коля взрослым? (Что он всегда одевается сам и таких глупостей с ним не бывает).

И что же на это ответил Петя? («Теперь я сам буду одеваться»). Замечательно, вы очень хорошо запомнили рассказ.

А вы можете показать как вы сами одеваетесь? Вы готовы одеваться на прогулку? Покажете, как вы это делаете? Я приглашаю вас поиграть.

Тогда вставайте в круг.

Физкультминутка (2 мин)

Нынче за окном мороз. (растирают ладонями плечи)

Чтоб ребёнок не замёрз,

Надеваем мы штаны – (имитация движения одевания штанов)

Будем бегать быстро мы. (имитация бега)

Надеваем свитерок, (изобразить одевание свитера через голову)

Чтоб от холода берёг.

Тёплые носки надень, (имитация одевания носков)

Раз такой морозный день! А ещё на две ноги

Мы наденем сапоги!

Куртку или тёплое пальто – (имитация застёгивания пуговиц)

Не замёрзнем ни за что! (прыжки на двух ногах)

Мягкий шарф в мороз согреет (одевание шарфа)

Подбородок, грудь и шею. (показ частей тела)

Рукавицы надеваем, (имитация одевания рукавиц)

Шапку мы не забываем. (имитация надевания шапки)

Можно нам идти гулять, (ходьба на месте)

Быстро бегать и играть. (бег на месте, «снежки»).

(во время проведения ф/м картинки перепутать).

Пока мы с вами играли, у нас все картинки перепутались.

Ребята, что-то я затрудняюсь, как их расположить, вы мне поможете собрать картинки по порядку? (Дети выкладывают картинки по порядку по содержанию текста).

Проводится дидактическая игра «Картинки перепутались».

Детям предлагается разделиться на 2 группы (по 5 человек)

На столе 2 комплекта картинок по содержанию текста, дети выкладывают последовательность сюжета рассказа.

Задание: восстановить последовательность событий, расположить картинки по порядку и обозначить цифрой.

Проверяется правильность выполненного задания в группах.

Вы были такие внимательные, всё запомнили.

Дети, скажите, есть среди вас те, кто еще не умеет одеваться и раздеваться? (ответы детей). Кого одевают и раздевают взрослые?

А вот мы сейчас посмотрим. Маша и Миша хотят пойти гулять, помогите им одеться на зимнюю прогулку.

Дидактическая игра «Оденем Машу и Мишу на прогулку».

Работа в группах : мальчики и девочки.

Дети по очереди выбирают по предложенным силуэтам одежды 1 картинку и выкладывают на игровое поле согласно алгоритму одевания. Берут со стола только по 1-му предмету. Кто быстрее соберёт Мишу и Машу на прогулку?

(Мальчики одевают мальчика, девочки - выбирают одежду для девочки).

Подводится итог. Кто был последовательнее и быстрее.

Ребята, а вы уже большие? А Коля с Петей еще маленькие дети или большие?

4. Рефлексивный этап

Дети, вам понравился рассказ?

А с вами случались подобные ситуации, как с Петей?

Как можно назвать ситуацию, в которой оказался мальчик?

Д; Смешная, весёлая, глупая.

Какими словами можно назвать Колю? Как называют детей, которые всё делают сами? (самостоятельными) А Петю можно назвать самостоятельным? (сначала нет, а в конце рассказа он стал самостоятельным)

Что помогло Пете стать самостоятельным? (глупая история)

Каким нужно быть, чтобы не случилось глупых историй? (самостоятельным)

Что вам понравилось сегодня? Что было сложно делать?

Мы совсем забыли про нашего гостя! Что же нужно сделать?

Вы хотите помочь ему? Как ему помочь?

(Переодевание куклы).

Вы запомнили, как нужно одеваться, чтобы не случилось такой ситуации, как с Петей?

В глупую историю самостоятельный человек попадает реже, чем не самостоятельный и беспомощный.

Кто в этом рассказе был внимательнее? Дети или взрослые? (дети).

А взрослые? (оказались невнимательными).

Наш гость совсем заскучал, так что же нужно сделать, ребята, можем мы его отпустить в таком виде? (нужно его переодеть, дети переодевают куклу).

Работа с портретом (по времени)

(Михаил Михайлович Зощенко родился в Санкт-Петербурге в семье художника. Он писал для взрослых и детей. Сюжеты его рассказов взяты из жизни, написаны простым, понятным языком.

А вы хотите познакомиться с интересными рассказами М. М. Зощенко? Как это можно сделать?

(Мы вместе можем познакомиться, прочитав книгу, которая нам сегодня попала в руки, а также посетить детскую библиотеку или попросить родителей посетить книжный магазин).

5. Перспективный этап

Кому можно рассказать об этой истории? Что вы скажете сегодня своим родителям, когда придёте домой? (мы будем одеваться сами)

Когда М. М. Зощенко писал детские рассказы, то он не думал смеяться над непослушными детьми. Писатель хотел помочь детям стать взрослыми, не делать ошибок.

Публикации по теме:

Конспект НОД по сказке Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» с использованием технологии продуктивного чтения Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у.

Конспект по речевому развитию и восприятию художественной литературы «Ветер, ветер» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство». 2 квартал 2 квартал. НОД Чтение художественной литературы Декабрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: Рассказывание русской народной.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство». 3 часть 3 квартал. НОД Чтение художественной литературы Март Тема НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Тема: Чтение рассказа Б. Емельянова.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Я сам» по технологии продуктивного чтения в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Савельева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Я сам» по технологии продуктивного чтения в старшей группе
Опубликовано: 18 января 2020 в 19:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД