МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая хохлома и сине-голубая гжель»

Татьяна Димитриева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая хохлома и сине-голубая гжель»

Программное содержание:

Речевое развитие :

Воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской и гжельской росписями.

Учить определять их сходство и различие.

Расширять знание о предложениях.

Знакомство с существительными, обозначающими посуду.

Социально-коммуникативное развитие :

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Золотая хохлома и сине-голубая гжель“» размещена в разделах

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к народным промыслам.

Демонстрационный материал: посуда с хохломской росписью, гжельская керамика; силуэты посуды, вырезанные из бумаги.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с изображением хохломской и гжельской росписи.

2. Знакомство с историей промысла.

3. Дидактические игры «Чудо узоры», «Русские узоры».

Методические приемы:

1. Игровая мотивация «В гостях у хозяйки Хохломы»

2. Дидактическое задание «Найди картинку»

3. Рассматривание иллюстраций «Голубая гжель»

4. Пальчиковая гимнастика «Мастера».

5. Практическое задание - расписывание шаблонов посуды.

6. Анализ деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

- Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно- медовой

Золотой листвы.

У красы точёной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

П. Синявский

-Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснёмся с искусством наших предков, с природой, овладеем приёмами и способами хохломской росписи. Село хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки.

- В чём же секрет красочной хохломской посуды? Как её делают?

- Оказывается это совсем непросто.

Послушайте этапы работы:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создаёт водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для (каления). Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».

- По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

- Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, чёрного, золотого цвета, используется зелёный, жёлтый цвет. Сочетание красного и чёрного придаёт изделиям праздничный, торжественный вид.)

- Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, чёрную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки.

- Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

- А сейчас сравним хохломскую роспись и гжель. Что вы знаете о мастерах гжельской росписи? (ответы детей.)

- Рассмотрите образцы гжельской керамики. Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (ответы детей.)

- Какой узор преобладает в росписи гжельской посуды? (ответы детей.)

- Назовите цвета гжельской керамики? (ответы детей.)

- Назовите основной цвет в росписи гжельской керамики? (ответы детей.)

- Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что известны они не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшую из всех, делаемых в России». Что только не делают из Гжели : чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причём только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души. Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти тёплым. Взгляните, ребята, на изделия с гжельской росписью, полюбуйтесь этой красотой. Послушайте стихотворение И. Кадухина:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Её трава шелковая, её цветы весенние –

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

- Почему гжель называют нежно - голубым чудом?

- Какие элементы есть в гжельской росписи? (ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика «Мастера» :

Все, что только захотим

Мы из снега смастерим.

Лепит Саша колобок,

А Наташа – теремок,

Лева лепит разных рыб,

А Иринка – белый гриб.

- А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем её красочными узорами и подарим нашей хозяйке. (Дети расписывают шаблоны посуды.)

Итоги:

- Что интересного было?

- Что нового узнали?

- С какими народными промыслами вы познакомились?

- О чем расскажете дома своим родителям?

- Мне очень понравилось, как вы украсили посуду. Надеюсь, что в дальнейшем вы самостоятельно сможете украсить вылепленную посуду гжельским и хохломским узором. Молодцы!

Публикации по теме:

Бусы из глины «Голубая гжель»Бусы из глины «Голубая гжель» Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется.

Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров». «Небесно-голубая Гжель» (старшая группа)Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров». «Небесно-голубая Гжель» (старшая группа) .

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Золотая хохлома»Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Золотая хохлома» Цель: приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Задачи Образовательные: - продолжать знакомить с хохломской росписью, её колоритом,.

Конспект НОД по экологии, развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая» Конспект НОД по экологии, развитию речи в подготовительной группе Тема: «Осень золотая» Цель – формирование познавательной активности и.

Конспект праздника-развлечения «Голубая Гжель» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Расширить знания детей об истории гжельского промысла. 2. Учить детей выделять характерные особенности Гжеля:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе «Осень золотая»Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе «Осень золотая» Орлова Наталья h3]Конспект занятия по развитию речи "Осень золотая"[/h3] Цель: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях.

Конспект занятия по развитию речи «Золотая осень» в старше-подготовительной группе Тема: «Золотая осень!» Цели: -Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; -Активизировать глагольный словарь по данной.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

Совместная образовательная деятельность подготовительной группы «Золотая хохлома» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству Задачи: Обучающие: • Расширять и уточнять представления детей.

Творческий проект «Ознакомление детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством» «Голубая Гжель» Содержание проекта 1. Название проекта. 2. Руководители проекта. 3. Интеграция образовательных областей. 4. Вид проекта. 5. Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая хохлома и сине-голубая гжель»
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 14:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД