Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи «О прошлом дагестанского аула» в средней группе, приуроченный к 100-летию Дасср (6 фото)

Османова Ольга Сайгидовна
Конспект НОД по развитию речи «О прошлом дагестанского аула» в средней группе, приуроченный к 100-летию Дасср

Конспект НОД по развитию речи «О прошлом дагестанского аула» в средней группе, приуроченный к 100-летию Дасср

Цель: Познакомить с особенностями аула (селения); его расположением, улицами, жилищем. Дать первоначальные представления о сходстве и отличии жилища дагестанцев в горах и на равнине. Обогащение словаря: аул, равнина, селение. Развивать познавательный интерес к историческому прошлому дагестанского аула. Воспитывать интерес к истории и жизни дагестанского народа.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „О прошлом дагестанского аула“ в средней группе, приуроченный к 100-летию Дасср» размещена в разделах

Материал: Карта Республики Дагестан, фотографии аулов Дагестана.

Предварительная работа: Рассматривание карты Дагестана, альбома «Путешествие по Дагестану», фотографий городов Дагестана, беседа «Города и аулы Дагестана», «Где живет моя бабушка»

Использование ИКТ- просмотр видео-ролика

Ход занятия.

Воспитатель- Ребята, послушайте стихотворение:

Для России село-частица,

А для нас – родительский дом

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем! Г. Полетаев.

Воспитатель- В какой республике мы с вами живем?

Дети- Дагестан.

Воспитатель – Правильно. Вы хотите отправиться в путешествие по Дагестану? Познакомиться с аулом на равнине, в горах и его жителями?

Дети- Да

Воспитатель- Ребята, давайте рассмотрим карту Дагестана.

Фото «О прошлом дагестанского аула»

Где расположена большая часть Дагестана? Да, ребята, большая часть Дагестана расположена на склонах горных хребтов. Малая часть Дагестана расположена вдоль побережья Каспийского моря. Много в нашей республике городов и аулов. У каждого города или села есть свое название, как имя у человека. А в каких городах Дагестана вы бывали? (Ответы)

Воспитатель- Какие дагестанские города вы знаете?

Дети- Хасавюрт, Махачкала, Каспийск, Буйнакск, Кизилюрт, Дербент, Избербаш, Кизляр, Дагестанские Огни, Южно-Сухокумск.

Воспитатель- Как называются аулы, в которых живут ваши бабушки?

Дети- Дылым, Ленинаул, Тухчар, Новолак, Костек, Аксай.

Воспитатель- А знаете ли вы, что с названием аулов у горцев связано множество преданий и легенд? Вот, например, название аула Цумада произошло от слов «орел». Рассказывали, что до появления аула на этом месте собирались орлы. Хотите узнать, что такое аул, где и как располагались аулы, чем отличаются аулы, расположенные в горах от аулов расположенных на равнине? Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по Дагестану. Мы с вами побываем в горных аулах и аулах, находящихся на равнине. Вы узнаете, какие бывают жилища и как был устроен быт дагестанцев.

Воспитатель- Вы слышите цокот копыт! Это конь, оседланный, приглашает нас

в путешествие по аулам Дагестана. В путь, ребята! Оставив позади наш город, мы поднимемся в горы, а затем на равнину. В синей дымке утреннего тумана нашему взору открывается аул.

Просмотр видео-ролика

Конспект НОД по развитию речи  в средней группе, приуроченный к 100-летию Дасср - фото
Фото №1 Цель Познакомить с особенностями аула селения его расположением улицами жилищем

Воспитатель- Ребята, что же такое аул? Аул – это поселение, в котором живут люди. По-другому аул мы с вами называем селением или селом. В горах Дагестана, аул- укреплённое поселение. В старину дома в аулах строились обычно из камня на горном склоне. Такое расположение домов защищало жителей аула от неожиданного нападения. Дома, как правило, одно-двухэтажные, расположены в виде выступов, ступенек, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Из-за отсутствия удобных земель дома строились в высоту и имели четырехугольную форму и плоскую крышу. Верхние дома возвышались над нижними домами. Крыша нижнего дома служила двориком перед верхним домом. Все дома в ауле обращены в сторону юга. Так в зимнее время люди защищались от холодных северных ветров. А когда было тепло, ярко светило и грело солнце, женщины поднимались на крышу. Сидя спиной к солнцу, они готовили шерсть для пряжи, ткали, вышивали, вязали носки, раскладывали на сушку фрукты и переговаривались с соседками. Аулы располагались около пастбищ, источников воды. В горном ауле не было прямых улиц. Улицы были узкие, извилистые, кривые, тесные. В основном было две главные улицы, которые вели в разные концы села. Эти улицы прерывались многочисленными поворотами и глухими проулками- тупиками. Они прерывали ряды домов и вели человека к скале или реке. Селение делилось на несколько частей- кварталов. В каждом квартале имелись печи, в которых женщины села выпекали хлеб. В центре горного аула на возвышенности были мечеть и годекан. Там мужчины встречались с друзьями, делились новостями. На годекан приходили путники, чтобы найти ночлег. Ниже, у водного источника, обычно встречались женщины. На краю некоторых сел располагались базары, где люди могли продавать продукты питания, домашнюю птицу, одежду и многое другое.

Воспитатель- Ребята, есть ли в ауле детский сад, как у вас? (ответы детей)

Воспитатель- Конечно есть. И даже есть игра, которая называется «Есть в ауле детский сад» Давайте поиграем в эту игру.

Дети идут по кругу, а ведущий ребенок внутри круга идет в противоположную сторону под слова, которые дети произносят хором:

Есть в ауле детский сад

В этот сад ходил Мурад

Был он ниже всех ребят –

(ведущий и все дети приседают)

так в ауле говорят (дети встают)

рос по горке виноград

рос чеснок и рос Мурад

Стал он выше всех ребят

И теперь ему мала,

Говорят Махачкала

Правила игры:

Дети идут в круг, поднимая руки, ведущий кружиться. После последних слов ведущий ловит. Затем выбирается новый ведущий.

Воспитатель- Молодцы. Ребята! Весело поиграли. Послушайте дальше мой рассказ. На равнине дома в селе располагались горизонтально. (Показ иллюстраций на доске).

Фото №2 Дать первоначальные представления о сходстве и отличии жилища дагестанцев в горах и на равнине Фото №3 Обогащение словаря аул равнина селение

Они были одно-двухэтажные и имели от одной до трех комнат. Улицы здесь были прямые и ровные и тянулись одна за другой. Они вели к центру аула, к источнику воды (роднику, мечети и годекану. Традиционное жилье состояло из помещения для жилья, хлева для скота и сарая для сена. Хлеб для скота, сарай для сена, птичник размещали в глубине двора. Заборы вокруг домов возводили из камня или из плетенки. Ворота были деревянными или тоже из плетенки. Плетенки изготавливали из ветвей кустарников и деревьев.

Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Воспитатель- Я загадаю вам загадки-небылицы, а вы постарайтесь правильно ответить на вопрос: «Так бывает в городе или нет?»

Магомед пошел рано утром с папой в детский сад, а навстречу чабан гонит стадо коров. (Ответы детей)

«Так бывает на селе или нет?»

Летом мы приехали к бабушке в село. Смотрим в окно, а по улице едет троллейбус. (Ответы детей)

Пошли мы в сад за абрикосами. Кругом высокие абрикосовые деревья, птички поют, и вдруг нам подмигнул «зеленый» глаз светофора. (Ответы детей)

Воспитатель- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). Пора возвращаться в детский сад. А вот и оседланный конь.

Рефлексия

Воспитатель- Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Я, надеюсь, что наше путешествие разбудит в душе у вас самые хорошие чувства.

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Филин»Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Филин» Тема: «Филин» Возрастная группа:средняя группа Программное содержание: Расширять знания детей о жизни филина в лесу. Воспитывать любовь.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Лиса и рак»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Лиса и рак» Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: познакомить детей с русской народной сказкой.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла весна» В : Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]» Программные задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука [ш] в словах и фразах, развивать фонематический слух, упражнять.

Конспект НОД в средней группе по развитию речиКонспект НОД в средней группе по развитию речи Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и.

Конспект по развитию речи в средней группе Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Животные и их детёныши». Задачи: Учить детей по набору игрушек составлять короткий.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звук [Ц] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [Ц] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [ч’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [ч'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «О прошлом дагестанского аула» в средней группе, приуроченный к 100-летию Дасср
Опубликовано: 13 января 2021 в 18:05
+791Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 183.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД