Ряполова Елена
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в подводный мир» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Цель: создание условий для развития активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых и поисковых задач на совершенствование математических знаний и умений, формирование предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
учить решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах чисел первого десятка;
упражнять в прямом и обратном счете в пределах 20, счете двойками, тройками, десятками;
совершенствовать умения детей составлять число из двух меньших (состав числа, находить соседей заданного числа;
продолжать учить работать по образцу-схеме;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в подводный мир“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
закрепить временные представления: последовательность дней недели, времён года, месяцев года; умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
учитывать индивидуальные особенности детей при выборе заданий различных уровней сложности.
Развивающие:
развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно посредством включения в разнообразные игровые задания;
развивать восприятие, внимание, память, воображение, мышление, умение аргументировать свои высказывания.
развивать навыки сотрудничества.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, чувство взаимовыручки;
воспитывать культуру речевого общения;
воспитывать самостоятельность, волевую готовность к обучению.
Планируемые результаты:
обладает элементарными математическими представлениями; удерживает в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие;
может принимать собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
применяет усвоенные знания для решения проблем в ходе НОД; ориентируется в окружающем пространстве;
проявляет инициативу и самостоятельность;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; проявляет чувство симпатии и доброжелательности к окружающим; эмоционально реагирует на этапах занятия;
обладает активным воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания;
Методические приёмы: игровой (использование сюрпризных моментов); наглядно-демонстрационный (использование видеоролика, демонстрационного материала); проблемно-поисковый, словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение детей.
Формы и виды организации детской деятельности: игровая («Разбери завал», «Осьминога передай, на вопросы отвечай», «Помоги морским конькам вернуться домой», Выбери рыбку», сюрпризный момент (звуковое письмо от Осьминога); познавательно-исследовательская (конструирование батискафов, путешествие по карте); коммуникативная (рассказ, беседа, обсуждение); двигательная (динамическая пауза).
Оборудование: мягкая игрушка Осьминог, Черепаха, мягкие модули для построения батискафа, маски и «акваланги», ракушки, камни.
Средства:
зрительный ряд: изображение рыб, морских коньков, карта путешествия, схемы постройки батискафов.
литературный ряд: динамическая пауза в соответствии с темой занятия «Дни недели».
музыкальный ряд: фоновая музыка для выполнения заданий.
Мультимедийные образовательные ресурсы: видео «Подводный мир».
Раздаточный материал (возможность выбора): индивидуальные листы с заданиями, ручки, игра «Чудо-соты».
Предварительная работа с детьми: решение комплекса заданий по ФЭМП, решение задач, примеров на сложение и вычитание, рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях, просмотр видеофильмов по данной тематике.
Ход деятельности:
1. Психологический настрой (1 мин)
Цель: создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания, эмоциональная поддержка ребенка.
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. А теперь протяните ладошки гостям, закройте глаза и поделитесь своим теплом. Открываем глаза и тихонечко говорим: «Мы рады видеть вас».
Добрым утром начат день,
Заниматься нам не лень,
Друзей собираем,
Играть начинаем.
2. Вводно-организационный этап (1 мин).
Цель: возникновение проблемной ситуации (прием «яркое пятно») для формирования интереса к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какая красивая ракушка. Давайте послушаем шум моря.
(Звучит аудиозапись: «Здравствуйте ребята! У нас прошел шторм и все на морском дне кувырком: вход в мою пещеру завалило камнями, морские коньки попали в сети и не могут вернуться в свои дома. У меня к вам огромная просьба - помогите навести порядок. Очень надеюсь на вашу помощь. С уважением, Осьминог»).
3. Мотивационно-побудительный этап (1 мин)
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивация к деятельности и побуждение к осознанию проблемы
(Дети стоят полукругом слушают воспитателя).
Воспитатель: ребята, вы хотите помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: догадались, куда придется отправиться в путешествие? (на морское дно)
Воспитатель: вам нужно выполнить много интересных, но не всегда легких заданий. Вы готовы?
2. Основной этап – 14 мин.
Актуализация (3 мин)
Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений детей, создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.
Воспитатель: ребята, на чём можно спуститься под воду?
(предполагаемые ответы детей). Я предлагаю отправиться в путь на батискафе. Батискаф — это подводный аппарат для исследований больших глубин и морского дна. (показ картинки).
Воспитатель: А у нас есть батискаф? Значит, мы научимся сегодня его строить. Отправляемся в мастерскую Самоделкина. Будем работать в парах. У вас на столах схемы сборки батискафов. Внимательно рассмотрите и посчитайте, сколько нужно деталей для работы.
Сколько нужно вам? А вам? Приступайте к работе.
(Дети выполняют задание в парах, педагог контролирует и помогает, если нужно).
Воспитатель: Наши батискафы готовы. Молодцы, вы оказались умелыми строителями, замечательно выполнили работу. Вот что значит дружная команда и командный дух.
Расширение имеющихся представлений (5 мин).
Цель: расширение, систематизация определенного объема знаний и представлений.
Воспитатель: занимайте места в батискафе, а входным билетом будет ответ на вопрос.
1. Сколько дней в одной неделе?
2. Назови выходные дни?
3. Назови рабочие дни?
4. Какой первый день недели?
5. Какой последний день недели?
6. Сегодня пятница, какой день недели будет завтра?
7. Если сегодня среда, какой день недели был вчера?
8. Назови времена года.
9. Сколько месяцев в году?
10. Назови летние месяцы.
11. Какой месяц наступит после августа?
12. Какой месяц год начинает?
13. Какой месяц год заканчивает?
14. Назови все месяцы года.
15. Сколько минут в одном часе?
16. Сколько часов в сутках.
Воспитатель: пока наш батискаф будет опускаться на морское дно, полюбуемся красотой подводного мира. (Просмотр видеоролика).
Воспитатель: наш батискаф прибыл на место, и сейчас мы поближе познакомимся с обитателями морских глубин. Ребята, а мы сможем дышать под водой (предполагаемые ответы детей).
А, что нужно для этого?
Дети: (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Да, акваланги и маски. Надеваем их, выходим.
Воспитатель: что нужно, чтобы знать, куда идти и не заблудится в пути. (Карта). Смотрим карту, к кому идем первому? (Дети вместе с воспитателем рассматривают карту и определяют путь).
Дети: К осьминогу.
Воспитатель: А знаете, что осьминог - родственник обычной улитке, которая живет в пруду. У осьминога три сердца. Осьминог может менять свой цвет. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается.
Воспитатель: мы пришли к Осьминогу. Чтобы освободить вход, нужно убрать камни и выполнить задание.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Разбери завал» (Задания лежат в конвертах, на которых нарисованы геометрические тела. Дети называют их и узнают, от кого задание).
1. Задание от параллелепипеда. Что наступит раньше: утро или вечер?
2. Задание от конуса. Что лишнее: декабрь, январь, понедельник?
3. Задание от цилиндра. Сколько углов у двух кругов?
4. Задание от пирамиды. Сколько хвостов у семи коров? Сколько пальцев на двух руках?
5. Задание от овоида. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько всего птиц летело над рекой? (3)
6. Задание от трапеции. Петух на одной ноге весит 3 кг. А сколько он весить на двух ногах?
7. Задание от шара. Два автобуса ехали в Москву, им навстречу ехало еще три автобуса. Сколько автобусов приехало в Москву?
8. Задание от полусферы. С одного берега на другой переплывают утята и цыплята. Кто первым доберется до берега?
Воспитатель: молодцы, освободили вход в пещеру Осьминога и сейчас вместе с ним поиграем.
Игра малой подвижности «Осьминога передай, на вопросы отвечай»
1. Соседи числа 15
2. Соседи числа 7
3. Считай от 9 до 17
4. Считай от 20 до 10
5. Считай двойками от 2 до 20
6. Считай десятками до 100
7. Какое число меньше 20 на 1
8. Какое число больше 10 на единицу
9. Сколько десятков и сколько единиц в числе 34
10. Сколько десятков и сколько единиц в числе 99
11. Назови число, в котором два десятка и пять единиц
13. Назови число, в котором три десятка и восемь единиц
14. Какое число больше 10 или 5
15. Какое число меньше 6 или 8
16. Назови число, больше 14, но меньше 16.
Воспитатель: молодцы, предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза (1мин).
Цель: смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.
ФИЗМИНУТКА «ДНИ НЕДЕЛИ»
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. (Дети выполняют за воспитателем соответствующие движения).
Практическая работа (6 мин).
Цель: овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.
Воспитатель: а к кому пойдем дальше узнаем, когда выполним следующее задание. Идем за столы. Я буду вам говорить, в какую сторону проводить линию, и какой длины она должна быть – одна, две клеточки. А вы слушайте внимательно и рисуйте то, что я скажу. Где левая сторона? Где правая сторона?
Что получилось? К кому идем?
Дети: к черепахе.
Воспитатель: у черепахи для вас тоже есть задание – составить и решить задачи. Давайте вспомним:
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какое арифметическое действие нужно выполнить? (вычитание)
- Если в вопросе есть слово "всего стало", то какое арифметическое действие нужно выполнить? (сложение)
(Дети складывают задачи по картинкам)
- А теперь давайте придумаем задачи по числовому примеру, который записан у меня на листе (воспитатель выставляет пример, спрашивает 2-3 детей).
(Воспитатель зачитывает условие задачи без вопроса, без чисел в условии)
- Можно ли решить такие задачи? Почему?
Воспитатель: молодцы, смотрим карту и движемся дальше.
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
На коралловый пенёк
Хочет сесть морской…
Дети: Конек.
Воспитатель: садитесь на ковер. Во время шторма морские коньки выбежали их своих домов, заблудились и попали в сети. Поможем им вернуться обратно? А чтобы это сделать, нужно правильно вставить цифры в окошки, чтобы в сумме получилось число на крыше дома. А помогут вам в этом карточки.
(Состав числа 5, 6,7,8,9)
Воспитатель: куда двигаемся дальше?
Дети: к рыбам.
Воспитатель: ребята, какие красивые яркие рыбки. (на рыбках написаны цифры). И названия у них очень интересные: рыба-ангел, рыба-арлекин, рыба-клоун, рыба-единорог, рыба-собака, рыба-бабочка, рыба-дракон, рыба-ёж. Каждый из вас сможет забрать по одной рыбке. А кому какая достанется, узнаем, когда решим примеры.
Игра «Выбери рыбку»
(Воспитатель раздает карточки с примерами, дети решают, получают ответ, выбирают рыбку под своим номером, сзади на рыбке приклеена конфета).
Заключительный этап.
Рефлексия.
2 мин
Цель: подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта, формирование элементарных навыков самооценки.
Воспитатель: а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в батискаф.
Воспитатель:
- Ребята, куда мы путешествовали?
- Кому помогли?
- Какие задания выполняли?
- Что узнали нового?
- Какие задания были легкими?
- А какие трудными?
- Почему у вас все получилось?
Воспитатель: вот мы и вернулись в детский сад. Закончилось наше путешествие. Я горжусь вами: вы справились со всеми заданиями, были настоящей командой! Желаю вам оставаться добрыми, дружными, всегда приходить на помощь.