Папки-передвижки

Конспект НОД «Изготовление обрядовой куклы «Мартинички» (16 фото)

Татьяна Поникарова
Конспект НОД «Изготовление обрядовой куклы «Мартинички»

Изготовление обрядовой куклы Мартинички

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Длительность: 25 минут

Цель: Формирование у детей интереса к традициям и культуре русского народа, через ознакомление с устным календарем «Месяцесловом», изготовление традиционной обрядовой куклы «Мартинички».

Образовательные области:

- познавательное развитие,

- речевое развитие

- социально-коммуникативное развитие,

- художественно-эстетическое развитие.

- физическое развитие

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД „Изготовление обрядовой куклы „Мартинички“» размещена в разделах

- Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы - Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

- Познакомить с новым способом (приёмом) работы с нитью: наматывание на картонную основу, завязывание узлов, формирования частей (заготовок) для изготовления куклы.

- Формировать умение детей изготавливать народную куклу «Мартинички».

- Формировать умение работать на результат, доводить начатое дело до конца (завершения).

- Продолжать формировать навык правильного обращения с ножницами, совершенствовать способы работы.

- Обогащать и активизировать словарь (введение новых слов, с объяснением значения: «мартиничка», «околица», «изгородь»,).

- Формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

Развивающие:

- Содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения последовательных действий, с опорой на наглядность и устные указания воспитателя.

- Развивать умение высказывать свои мысли, объясняя их,

- Развивать умение формулировать связные высказывания.

- Совершенствовать речь как средство общения.

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в группе, на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

2. Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

- Совершенствовать навыки игрового взаимодействия.

- Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.

- Воспитывать художественно-эстетический вкус.

- Воспитывать умение аккуратно выполнять свою работу.

- Воспитывать вежливое обращение друг к другу.

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками

В НОД использованы

методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

приемы:

художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Материалы, инструменты (для каждого ребенка и для меня) :

- полушерстяные нитки красного и белого цвета (отмеренные нитки нужного цвета, собраны в клубочки; нарезанные нити для перевязывания деталей куклы)

- картонные заготовки для наматывания ниток;

- отрез атласной тесьмы красного цвета;

- ножницы и картонные тарелки

- пошаговая схема завязывания поочередно 2-х узелков.

- тематические картинки (иллюстрации «Декабрь», «Январь», Февраль», «Март», картинка «Грач», сюжетные картинки: «Грачи прилетели», «Праздник закликания весны»;

Оборудование:

- скамья вдоль ковра;

- мольберт с магнитами:

- столы для детей расставлены полукругом, они будут сидеть лицом к экрану проектора;

- стол для демонстрационной работы воспитателя перед столами детей;

- магнитофон, песней «Клубок», для сопровождения игровых действий «Уж я улком шла…», записи игры на русском народном инструменте – балалайка, в исполнении А. Архиповского;

- видеопроектор со слайдами пошагового изготовления куклы «Мартинички»;

- белый экран.

Предварительная работа

Знакомство детей:

- с бытом и укладом жизни крестьянской семьи, через проектную деятельность («Мир деревни. Русская изба»);

- проведение русских народных подвижных игр;

- с календарными праздниками, их традициями (Рождество, Зимние Святки –Колядки);

- с устным народным календарем «Месяцесловом»;

- традицией изготовления куклы «Пеленашки»;

- экспонатами мини-музея «Русская изба»;

- беседа с детьми, с целью формирования понятий: «обряд», «обрядовая кукла», «заклик» или «закличка»;

- прослушивание записи «заклички весны» (в исполнении детей);

- хороводная игра «Клубочек»;

- выполнение домашнего задания: выучить «заклички» весны (всем детям группы).

Ход НОД

(Девочки в русских (стилизованных) сарафанах, мальчики в рубахах, педагог в этнографическом костюме (женская рубаха, курский сарафан, пояс, завеска, платок)

- Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее (воспитатель приглашает жестом детей пройти).

- У русского народа гостям всегда рады! Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! (дети садятся на скамью)

Воспитатель: - Какое время года сейчас?

Ответы детей: Пришла весна. (Наступила весна).

Воспитатель: – Правильно. На смену какому времени года пришла весна?

Дети: Весна пришла на смену зиме.

Воспитатель: - Кто помнит, как называются зимние месяцы?

Ответы детей: Зимние месяцы называются: декабрь, январь и февраль.

Воспитатель – Как называли декабрь по народному календарю?

Ответы детей: Декабрь называли «Воротами зимы», а еще «Студьнем».

Воспитатель: – Почему «ворота зимы»?

Ответы детей: Первый месяц зимы. С него зима начинается.

Воспитатель – А почему «Студень»?

Ответы детей: Всем холодно, На дворе морозно.

Воспитатель: – Правильно, молодцы. А второй месяц зимы. ?

Дети: Январь называли «Шапкой», или «Крышей зимы»,

Воспитатель: - Да, Как вы думаете, почему так в народе январь называли?

Дети: Много снега везде. На кустах и на елке снег похож на шапку.

Воспитатель: Согласна… А как называли в народе февраль?

Ответы детей: Февраль называли «Бокогрей», «Снежень», «Сечень», «Ветродуй».

Воспитатель: - Да. Февраль в народе прозвали «Ветродуй». Почему?

Дети: В феврале дуют сильные ветры, метут метели.

Воспитатель - Правильно. Тогда почему «Бокогрей»?

Ответы детей: Солнышко светит ярко. Щеки греет.

Воспитатель: - Верно, хотя в феврале еще студено, да все ж солнце пригревает - становится потеплей, и к весне ближе.

Воспитатель: - Ребята, есть в феврале день, который по народному календарю называли «Зимобором». Кто может объяснить название «ЗимоБор» ?

Ответы детей: В феврале зима с весной борются - кто кого победит.

Воспитатель: - Правильно! Вы такие молодцы, так много вспомнили о зимних месяцах!

Воспитатель: - Как вы думаете, почему люди, птицы, животные с нетерпением ждали весну?

Ответы детей: Зима долго идет. На улице холодно. И потому, что все запасы еды, заканчивались.

Воспитатель: Да, молодцы. В народе говорили: «Красна весна, да голодна». Мы с вами знаем о том, что раньше люди жили своим хозяйством. Держали домашний скот (то есть домашних животных, растили овощи, зерновые культуры. И питались тем, что смогли заготовить на долгую зиму.

Поэтому, закликая (зазывая к себе) весну люди говорили: «Зима надоела – все хлебы поела».

Воспитатель: - Как называется первый месяц весны?

Ответы детей: Первый месяц весны называется – март.

Воспитатель: - Правильно, а в народе называли – «Позимье» (то есть этот месяц идет после зимы). Вот что в народе о нем говорят: «Март «февралю-бокогрею» младший брат», «Февраль силен метелью, а март – капелью». То пригреет солнышко, то опять приморозит.

С середины марта ожидали прилета грачей: «Грач на горе, так и весна на дворе». «Грач зиму расклевал».

Возвращение первых перелетных птиц было верным признаком начала весны.

22 марта – день весеннего равноденствия – день стал равен ночи.

Воспитатель: Как вы думаете – по каким признакам мы с вами это заметили?

Ответы детей: Мы идем в детский сад – на улице уже светло.

Воспитатель: - А зимой в это время как было?

Дети: Когда шли в садик было еще темно.

Воспитатель: Молодцы, вы наблюдательные.

В старину, в день весеннего равноденствия молодежь сходилась (собиралась) за околицу (изгородь (забор)вокруг всего селения, обозначающая его границы). Деревенские дети с крыш и заборов весну кликали:

Весна-красна!

Что принесла?

Теплое солнышко,

Красное летечко…

Обрядом «закликания» весны начинался цикл весенне-летних праздников в русской деревне. Обязательным было выпекание изготовленных из теста птичек-жаворонков и изготовление обрядовых кукол «Мартиничек».

Гости дорогие, не засиделись ли вы без дела?

Давайте поиграем! Вставайте в круг…

(Под песню «Клубок»)

Проводится игра «Уж я улком шла, переулком шла…»

(Дети встают в хоровод, идут и поют)

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок дале-дале-дале,

Нитка доле-доле-доле,

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась…

На этих словах один участник разрывает круг и, вторично начав напевать («уж я улком шла», неспеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком».

Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их, а «хвостик» нитки, стоящий в середине, выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных.

Воспитатель: – Вот молодцы, получилось клубочек распутать и нить не оборвать.

- Ребята, а давайте мы с вами поможем Весне Зиму побороть.

Сделаем своими руками куколок «Мартиничек».

В старину, изготовив такие пары куколок, их развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Казалось, что они борются между собой.

«Мартинички» служили ярким дополнением к шумным детским играм с выпеченными из теста птичками - «жаворонками». Которых тоже нанизывали (накалывали) на ветки кустов или деревьев, приглашая вернуться домой перелетных птиц.

- Проходите к столу, (приглашаю детей занять места за столами, где приготовлены материалы для изготовления кукол «Мартиничек») присаживайтесь (дети садятся за столы).

Праздник закликания (или зазывания) весны приходился на март месяц. Отсюда и название куколок - «Мартинички». Вязали их парами: из шерстяных нитей: одна куколка белая, а другая красная.

– Как вы думаете, почему куколок делали именно в таком цвете?

Ответы детей: (Белая, как снег, как зима. Красная – как солнышко. Горячая, яркая, радостная).

Воспитатель: - Все верно, молодцы! Белая - символ уходящей зимы, а красная – символ весны и жаркого солнца. Посмотрите на них внимательно: они одинаково сделаны?

Дети: (Нет, по-разному. У красной –юбочка, а у белой – ножки.)

Воспитатель: Для чего белой кукле сделали ножки?

Ответы детей: (чтобы она ушла поскорей.)

Воспитатель: - И так, начнем.

- Я дуду вам рассказывать и показывать как делать кукол. А вы - внимательно слушайте и смотрите, а затем делайте как я. Если нужна помощь – попросите, я помогу. (Параллельно с показом воспитателя будут демонстрироваться слайды с пошаговым выполнением работы на большом экране.)

Как я уже сказала, «Мартиничек» делают парами. Мы с вами успеем сейчас сделать по одной. На столах расставлены тарелки с клубочками белого и красного цвета. Выберите, которую из куколок вы будете делать и садитесь за стол.

Выбрали? Хорошо.

- У каждого из вас на тарелке лежат два клубка ниток: возьмите тот, что больше (беру со своей тарелки больший клубок и картон).

Сначала мы сделаем туловище. Приложите конец нити к нижнему краю картона, прижмите пальцем. Всем видно? (дети выполняют действие после показа воспитателя) Слайд№1

Конспект НОД «Изготовление обрядовой куклы «Мартинички»

- Хорошо. Теперь будем наматывать нить на картон, вот так: ровно, не спешите (показываю). Слайд№2

Фото «Мартинички»

- Получилась «мотанка».

- Берем красную нить, один конец пропускаем под нитями «мотанки» (показываю и жду, когда сделают, подводим к верхнему краю картона,.

Слайд №3

Конспект НОД «Изготовление обрядовой куклы - фото

Смотрите на схему: как завязать узелки.

Нужно крепко потянуть, вот так… и завязать нить на два узелка (показываю, помогаю, если нужно).

- Готово. Теперь, внимание!

Нужно расстричь «мотанку» с нижнего края картона, вот так. (показываю, помогаю, если нужно).

Слайд№4

Фото №1 Изготовление обрядовой куклы Мартинички Участники дети старшего дошкольного возраста

У нас получился вот такой «бантик». У всех получилось? Молодцы.

- Будем формировать головку: складываем наш «бантик» пополам, середина у нас перевязана красной нитью (показываю, жду,

от узелка отступаем вот столько (показываю 1,5-2см, левой рукой зажимаем «мотанку» в этом месте… а правой – берем с тарелки отрезанную красную нить… один конец зажимаем, оставляя небольшой хвостик (показываю) вот так, всем видно?

Слайд№5

Фото №2 Длительность минут Цель Формирование у детей интереса к традициям и культуре русского народа через ознакомление с устным календарем Месяцесловом изготовление традиционной обрядовой куклы Мартинички

Затем свободным концом нити делаем 2-3 оборота и туго затягиваем (смотрю и помогаю) и завязываем на 2 узла.

Слайд№6

Фото №3 Образовательные области познавательное развитие речевое развитие социально коммуникативное развитие художественно эстетическое развитие

Головка готова.

- Положите куколку на стол. Нам нужно сделать руки.

Для этого снова берем картон и оставшийся клубочек ниток. Как в первый раз наматываем нить на картон (показываю, жду).

- Закончили? Хорошо.

- Аккуратно снимаем «мотанку» с картона, кладем на стол. …сгибаем пополам … придерживаем оба конца «мотанки» левой рукой (показываю) – у нас получилась вот такая петелька (показываю).

Берем красную нить правой рукой, пропускаем один конец через петельку

Слайд №7

Фото №4 физическое развитие Задачи Образовательные Публикация Конспект НОД Изготовление обрядовой куклы Мартинички размещена в разделах Конспекты занятий

завязываем крепко на 2 узла.

Слайд №8

Фото №5 Все конспекты Кукла

- Готово. Берем нашу куклу, делим нити на две равные части (показываю).

Слайд №9

Фото №6 Конспекты занятий с куклами Куклы из ниток Мартинички Куклы обереги

- берем ручки, укладываем (красной меткой - середина ручек) между половинок нитей (показываю).

Слайд №10

Фото №7 Народные тряпичные куклы Народные куклы

- левой рукой обжимаем "юбочку" под руками куколки, правой - делаем два оборота красной нитью и туго перетянув, завязываем узелки.

Слайд №11

Фото №8 Конспекты занятий Темочки Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности

Теперь перевяжем ручки с каждого края, так же, как мы делали голову куколки (показываю, если надо - помогаю).

Слайд №12

Фото №9 Познакомить с новым способом приёмом работы с нитью наматывание на картонную основу завязывание узлов формирования частей заготовок для изготовления куклы

- Получилось? Молодцы!

Слайд №13

Фото №10 Формировать умение детей изготавливать народную куклу Мартинички

Посмотрите внимательно на мою пару кукол.

Слайд №14

Фото №11 Формировать умение работать на результат доводить начатое дело до конца завершения

Что вы видите?

Дети: (Красная готова)

- Да! А белая?

Дети: (Надо сделать кукле ножки. Мы хотим, чтобы зима ушла.)

- Хорошо. Делим свободные концы белых нитей пополам, вот так (показываю).

Слайд №15

Фото №12 Продолжать формировать навык правильного обращения с ножницами совершенствовать способы работы

– И каждую из них, ближе к краю, перевяжем красными нитками. Так же как мы делали ручки. Вот так… (показываю).

Слайд №16

Фото №13 Обогащать и активизировать словарь введение новых слов с объяснением значения мартиничка околица изгородь

- Замечательно! Куколка «Зима» готова.

Теперь соединим наши куколки в пары красной тесьмой и развесим их на нашем участке, весну покликаем (позовем!

А с весной: солнце станет пригревать, вернутся перелетные птицы, будут вить гнезда и выводить птенцов. Природа проснется, появится зеленая трава, все расцветет. Значит – приблизится время нового урожая.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс изготовления народной куклы «Мартинички» из бросового материалаДетский мастер-класс изготовления народной куклы «Мартинички» из бросового материала С народными куклами "Мартиничками" раньше закликали и встречали весну. Вешали их на ветви деревьев,желали друг другу здоровья,удачи,любви. Мы.

Изготовление куклы из носочкаИзготовление куклы из носочка Изготовление куклы из детского носочка. Материалы: 1. Детский носок любого цвета, 2. Нитки шерстяные, 3. капроновый носок, 4. иголка и.

Конспект ОД по познавательному развитию «Изготовление куклы-оберега из ткани» Звучит русская народная музыка и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме. -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Куклы Веснянки и Мартинички. Моё творчествоКуклы Веснянки и Мартинички. Моё творчество В старину на Руси весной, начиная с 14 марта, девушки делали кукол «Веснянок». У этой куколки есть ещё одно имя – Авдотья (Евдокия).

Мастер-класс по изготовлению куклы из ниток «Мартинички»Мастер-класс по изготовлению куклы из ниток «Мартинички» Мастер – класс рассчитан как для детской аудитории, так и для педагогов дополнительного образования, воспитателей, мам и бабушек, и для.

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы МасленицыМастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Масленицы Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии Задачи: • познакомить обучающихся с русскими обрядами.

НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички» Организованная образовательная деятельность. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие.

Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы).Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы). Занятие по ручному труду в старшей группе "Мартинички" (нитяные куклы).Цель: -Познакомить детей с историей создания кукол. Задачи: - Научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Изготовление обрядовой куклы «Мартинички»
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 11:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД