Папки-передвижки

Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»

Ирина Сеньковская
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»

Задачи: Расширять и уточнять представления о весне. Познакомить детей с народными названиями весенних месяцев. Продолжать формировать умение вслушиваться в поэтический текст, выделять и называть весенние признаки. Развивать речевую активность. Закреплять умение грамматически правильно выражать свою мысль. Развивать объяснительную речь, умение устанавливать причинно – следственные связи. Расширять глагольный словарь. Систематизировать и расширять представления о свойствах воды, делать выводы на основе практического опыта. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. Совершенствовать социально – коммуникативные навыки, развивать умение работать в парах.

Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) „Поговорим о весне“» размещена в разделах

Оборудование и материал: аудиозапись, ребус, буквы из разрезной азбуки, картинки с признаками разных времен года, схемы признаков весны по стихам, лучи для солнца, таблички – названия весенних месяцев, иллюстрация «Весеннее равноденствие», иллюстрации «протальник», «водолей», «цветень», цветы из бумаги, мяч, емкости для опытов (2 с землей; 1- с землёй, 1 с бетоном, термос со снегом, совочек, настольная лампа, емкости для воды на каждого ребенка, лейки с водой, салфетки.

Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой, чтение «Четыре желания» К. Д. Ушинского, «Пришла весна» Л. Н. Толстого, загадки о весне; изготовление цветов из бумаги.

Словарная работа: «протальник», оттепель, весеннее равноденствие, «апрель водолей», первоцветы, подснежник, ветреница, «цветень».

Ход деятельности.

Дети заходят в группу и встают у лабораторного стола.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Да)

Воспитатель: Нам поможет ребус. Определите первые звуки в названиях предметов, обозначьте их буквами и сложите их них слово.

Дети разгадывают ребус: по первым буквам предметных картинок складывают слово «ВЕСНА»

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы поговорим о весне, присаживайтесь на стульчики.

Весна – это прекрасное время года. Всё чаще светит солнце. Вот и к нам в группу заглянуло оно, только у него чего-то не хватает.

Дети: У солнца не хватает лучей.

Воспитатель: Чтобы наше солнце стало, по-весеннему лучистым мы вспомним признаки весны. А в этом нам помогут стихи. Узнаете в стихах признак весны, найдите картинку об этом и положите перед собой. Слушайте, внимательно!

***

Первый солнечный денёк.

Дует вешний ветерок.

Воробьи развеселились

В эти тёплые часы.

А сосульки прослезились

И повесили носы.

***

Сияет солнце спозаранку.

Снег тёмным сделался, намок…

И, распеваючи веснянку,

Бежит весёлый ручеёк.

***

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи.

***

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

***

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна –

Сколько носиков зелёных.

Дети находят картинки с признаками весны, выкладывают перед собой на столе.

Воспитатель: Ну, что посмотрим, много ли весенних признаков узнали в стихах! Молодцы!

- А сейчас вы расскажите об этих признаках, свой ответ начинайте со слова «весной». Аня, пожалуйста!

-Весной тают сосульки, звенит капель потому, что солнце пригревает.

(воспитатель открывает схему и к солнцу прикрепляет луч. Так, с каждым признаком).

- Весной бегут ручьи, потому что…

- Весной прилетают грачи, потому что…

- Весной появляются проталины, потому что…

- Весной набухают почки, потому что…

- Весной растут подснежники, потому что….

Воспитатель: Вот и стало наше солнце лучистым, по – весеннему, ярким и тёплым. Какой месяц начинает весну?

Дети: Март (воспитатель на доске прикрепляет табличку с названием месяца).

Воспитатель: Март – месяц переменчивый, то снегом сеет, то солнцем греет. В марте ещё может выпадать снег, по ночам бывает холодно, даже морозно. А днём стоит солнцу подняться повыше и подуть тёплому ветру – начинается оттепель. Что такое оттепель? (тёплая погода, вызывающая таяние снега). День становится длиннее. И сегодня 20 марта наступает весеннее равноденствие. Равноденствие – ночь по длительности равна дню. (показ иллюстрации). Так, что такое весеннее равноденствие?

Ребенок: Равноденствие это когда ночь равна дню.

Воспитатель: После 20 марта светлого дня будет больше и больше. Солнце в марте не только светит, но и греет. В народе март называют «протальником» (картинка). Почему его так называют?

Дети: Потому что появляются проталины.

Воспитатель: Как вы думаете, где раньше появляются первые проталины на местах, освещенных солнцем или в тени?

Ребенок: Раньше появляются первые проталины на местах освещенных солнцем.

Воспитатель: Почему?

Ребенок. Потому что там быстро тает снег.

Воспитатель: Даша, а ты как думаешь? Проведём эксперимент, проверим? Проходите в лабораторию.

Эксперимент с проталинами

Воспитатель: Нам понадобится два лотка с землёй. Присыпим землю снегом. Один лоток оставим в тени, а другой поставим под настольную лампу - это будет «солнце».

Воспитатель: А пока наше «солнце» трудится, мы поиграем в игру «Исправь ошибку» (с мячом). Дети встают в круг, воспитатель называет фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок исправляет ошибку, возвращает мяч воспитателю.

- Солнце освещается землёй. / Земля освещается солнцем.

- Снег растаял, потому что появились проталины.

-Пришла весна, потому что прилетели скворцы.

- Наступила весна, потому что начался ледоход.

- Солнце пригревает, потому что звенит капель.

- Вода питается растением.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. Ребята, посмотрите, так, где же раньше появляются проталины?

Дети: Проталины появляются раньше на местах освещённых солнцем, потому что снег под солнцем быстрее тает.

Воспитатель: Молодцы, вы оказались правы. Снег быстрее тает на открытых, солнечных местах, поэтому там раньше появляются проталины, а в тени деревьев, кустарников, зданий снег тает медленно, и проталины появляются позже. Продолжим наш разговор, присаживайтесь на стульчики. А сейчас послушайте звуки природы.

Аудиозапись звуки бурного журчания ручья

Воспитатель: Чьи звуки узнали?

Дети: Это ручьи?

Воспитатель: Что делают ручьи?

Ребенок: Ручьи бегут.

Воспитатель: А как ещё можно об этом сказать?

Дети: Журчат ручьи, шумят ручьи, звенят ручьи, бурлят ручьи, поют ручьи и т. д.

Воспитатель: Ребята, какой месяц идёт после марта?

Дети: Апрель.

(воспитатель обозначает название табличкой)

Воспитатель: Да, ребята, в апреле становится ещё теплее, дружно тает снег по - всюду. На реках лёд трещит, ломается - начинается ледоход, лёд и в реках тает – вода прибывает, поэтому второй месяц весны называют «апрель водолей» (картинка на доску). Как вы думаете, куда уходит вода?

Предположения детей.

Воспитатель: Проверим, проведём эксперимент? (Да) Проходите в лабораторию.

Эксперимент «Что впитывает воду»

Воспитатель показывает емкость с землей:- Представим, что это клумба. А это бетонная дорожка. Даша, полей клумбу. Миша налей воду на дорожку. Что произошло с водой?

Дети: На клумбе вода впиталась в землю. А на дорожке вода осталась на поверхности, ямки заполнились и получились лужи.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать, что впитывает воду, земля или бетонные дорожки?

Дети: Земля хорошо впитывает воду, а бетонные дорожки воду не впитывают, вода стекает в ямки, а потом испаряется.

Воспитатель: И тут-то вы оказались правы, молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель сопровождает пояснение показом схем: Снег растаял, вода пропитала землю, и появились первые весенние цветы. Как можно назвать первые цветы, одним словом?

Дети: Первоцветы.

Воспитатель: А узнать какие цветы появляются первыми, вам поможет игра «Разрезные картинки». Собирать картинку будете в парах, договоритесь, как будете собирать : можно разделить части поровну, а можно по очереди каждой части находить место.

Дети собирают разрезные картинки.

Воспитатель: Какие первоцветы у вас появились?

Дети называют, воспитатель выставляет иллюстрации первоцветов

Дети: Подснежник

Воспитатель: Почему этот цветок так назвали?

Дети: Потому что он вырос из – под снега.

Дети: Мать - и – мачеха.

(При назывании незнакомого цветка дети затрудняются)

Воспитатель: Это ветреница. От какого слова произошло это название?

Дети: От слова ветер.

Воспитатель: Правильно. И не случайно этот цветок назвали ветреница. Он очень чувствителен к ветру, от лёгкого ветерка его лепестки трепещут, дрожат, а уж если сильный ветер подует, лепестки могут осыпаться. Вот какой он нежный.

Воспитатель: Ребята, так что же необходимо для роста цветов, да и всех растений? (Свет, тепло, земля, вода). Как вы думаете, действительно ли вода помогает цветам распускаться? Вот цветок, он похож на бутон. Если его опустить в воду, что с ним произойдёт?

Варианты ответов

Воспитатель: А, может быть, у цветка раскроются лепестки? Проведём эксперимент? Для эксперимента понадобятся контейнеры с водой, бумажные цветы.

Эксперимент «Распустившийся цветок».

Дети берут контейнеры с водой и опускают цветок, наблюдают, как распускаются бутоны.

Воспитатель: Что происходит с цветами?

Дети: Они распускаются?

Воспитатель: Вода проникает во все частички цветка, лепестки тяжелеют и раскрываются. Так происходит и в природе. Каждая клеточка растения питается водой, лепестки наливаются и раскрываются.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Вода проникает во все частички цветка, и помогает, ему распустится. Растения питаются водой.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Какой месяц начинается после апреля?

Дети: Май

Воспитатель: А в мае появляется много зелени. Цветут деревья, кустарники. Май называют цветень (схема на доску). Кто догадался, почему его так называют?

Дети: Потому что всё вокруг цветёт.

Рефлексия.

Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш интересный разговор. О чём сегодня говорили? О чем вы узнали? Как в народе называют март месяц? Как называется особенный день в марте? Как называют апрель (май? Что вам понравилось? О каком эксперименте хотели бы рассказать друзьям, родителям?

Публикации по теме:

Дидактическая кукла «Весна»Дидактическая кукла «Весна» Дидактическая кукла "Весна" Вот и пришла долгожданная весна. Наши дети ждали ее. Всем захотелось тепла, света,чистого весеннего воздуха. Первый.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна» Конспект НОД по образовательной области "Познание" в подготовительной к школе группе "Весна"Программное содержание:-Обобщить и систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 13:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД