Папки-передвижки

Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга «Мой выбор»

Шушпанникова Елена
Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга «Мой выбор»

Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга.

Составители:

Педагог-психолог Е. А. Шушпанникова

Педагог-психолог Б. Д. Зодбаева

Тема: «Мой выбор»

Цель: дать учащимся представление об отклоняющемся поведении и конструктивных способах решения ситуаций выбора.

Задачи:

• формирование навыка адекватного проявления эмоций и поддержки;

• формирование представлений у подростков о причинах и последствиях отклоняющего поведения;

Публикация «Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга „Мой выбор“» размещена в разделах

закрепление умений учащихся в отстаивании собственной позиции и умения говорить: «Нет!»;

• развитие навыков сотрудничества и конструктивного взаимодействия учащихся со сверстниками.

Целевая группа: учащиеся 9 класса

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Методы: метод групповой дискуссии, интерактивные игровые методы, ролевая игра.

План занятия :

1. Приветствие.

1.1. Упражнение «Комплимент»

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «Гроздь проблем»

2.2. Упражнение «Причины и последствия»

2.3. Игра «Причины и последствия ОП» (LearningApps.org)

2.4. Упражнение «Умей сказать - Нет!»

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Да и Нет»(LearningApps.org)

Материальное обеспечение: анкета, фломастеры и цветные карандаши, шариковые ручки, карточки с рабочим материалом, стикеры с надписями для ролевой игры.

Ход занятия:

1. Приветствие (2 мин)

Психолог: Добрый день, уважаемые ребята и гости. Наше занятие сегодня будет посвящено обсуждению важной темы, с которой сталкиваются большинство современных девушек и юношей.

1.1. Упражнение «Комплимент» (5 мин)

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Для того, чтобы поприветствовать друг друга мы выполним Упражнение «Комплимент».

Нам нужно встать в круг и соседу справа сказать комплимент, используя слова: «Здравствуй, … Мне нравится, что ты.»

- Какие эмоции вы чувствовали во время выполнения упражнения?

- Как вы чувствовали себя, когда вам говорили комплименты?

- Легко ли было находить и говорить нужные для человека слова?

(Ответы учащихся.)

- Принимать комплименты всегда приятно. Мы поздоровались и подняли друг другу настроение и готовы к дальнейшей работе.

2. Основная часть

Психолог: Ребята, сегодня мы будем обсуждать очень важную тему. А какую именно, вы узнаете после выполнения следующего упражнения.

2.1. Упражнение «Гроздь проблем» (12 мин)

Психолог вызывает в круг несколько человек и дает им соответствующие роли. Например: Вася, мама, папа, друг, сестра, бабушка.

Психолог: Ребята, посмотрите на Васю, у него есть проблемы (пакеты с надписями) :

в общении (ругается, дерется, не слушает, кричит,

с финансами (ворует, мама не дает денег на карманные расходы,

с учебой (плохо учится, стоит на учете в школе,

с жизненными перспективами (приводы в полицию, уголовная ответственность,

с репутацией, с личной жизнью.

Психолог вешает на него все эти проблемы.

- Как вы думаете хорошие или плохие поступки у нашего героя?

- Это поведение отличается от нормы?

Психолог:

- Вася, как ты себя чувствуешь? - Тебе тяжело?

- Что тебе хочется сделать с этими проблемами?

Психолог: Его пытаются спасать родственники, друзья (берут по 1 пакету). Они забирают от человека его проблемы, пытаются освободить, но проблемы сопротивляются. Если какую-то проблему и получается оторвать от человека, она тут же повисает на том, кто ее отдирал. Если Васе удается вырваться от проблем, они тут же снова нависают на нём (поведение у Васи не меняется).

Психолог:

- Как вы думаете о чём это упражнение, в чём его смысл?

- Ребята, давайте сядем за стол и обсудим почему не решаются Васины проблемы?

Вывод: У каждого нашего поведения есть причины и последствия. Если мы хотим успеха, мы прикладываем к этому усилия, если мы не прикладываем усилия, мы должны заплатить за наше бездействие.

Человек, который выбирает легкий путь, рано или поздно приходит к отклоняющемуся поведению.

Психолог: Ребята, что такое отклоняющееся поведение?

Слайд: «Отклоняющее поведение»

При выполнении этого упражнения мы убедились, что на самом деле происходит в жизни Васи и понимаем, что при этом страдает не только он, но и те люди, которые стремятся ему помочь. Получается, что такой человек не только сам расплачивается за свой выбор, но и заставляет окружающих расплачиваться за его выбор.

2.2. Упражнение «Виды и причины ОП» (5 мин)

Психолог: Сегодня мы обсудим проблему выбора каждого человека, поговорим о видах и причинах отклоняющего поведения. Сейчас вам нужно найти и отобрать карточки с видами и причинами ОП. Можно советоваться и помогать друг другу.

Психолог предлагает детям разделиться на 2 команды, разложить все карточки и объединить в 2 группы: «Виды ОП» и «Причины ОП».

- Виды отклоняющего поведения?

- Как Вы думаете, что может стать причиной ОП человека.

Психолог: - Вы все знаете, что отклоняющееся поведение приводит к негативным последствиям.

- Почему же всё-таки люди практикуют такое поведение?

- Что заставляет их наносить вред самим себе?

Виды: (слайд)

1)Алкогольная зависимость

2)Наркомания

3)Преступления

4)Суицид

5) Хулиганство

6)Воровство

7)Драка

8)Избиение

9) Игромания

Причины: (слайд)

1)Недовольство собой и своим состоянием (плохой характер, застенчивость, неуверенность в себе, чувство вины, низкая самооценка).

2)Недовольство своими отношениями (ссора с родителями, обида, никто не любит, одиночество).

3)Неудовлетворённость своей жизнью (недостаток средств, родители заставляют учиться не там, где хочется, не может найти работу, нет дома, дома всё плохо, не хочет идти домой).

4)Дружба с теми, кто целенаправленно выбирает отклоняющееся поведение (со мной не будут дружить, если я не буду похож, не буду делать тоже самое).

5)Без видимых причин.

6)Позиция жертвы (неуверенность в себе, жалость к себе, готовность подчиняться, неумение отстаивать свою позицию)

Психолог: - Получается, что любое жизненное затруднение может послужить предлогом к отклоняющемуся поведению. - А есть ли такие люди, у которых нет в жизни трудностей?

Известно, что не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таким образом. Получается, что некоторые в трудных ситуациях выбирают определенное отклоняющееся поведение, а другие - выбирают какой-то другой способ решения проблемы.

Таким образом, для некоторых людей отклоняющееся поведение — это такой способ решать свои проблемы, а вернее, способ убежать от их решения. Возможно человек не знает, как справиться со своими трудностями и решить их или ему кажется, что это слишком сложно. Возможно он жалеет себя и выбирает, как ему кажется, самый простой пусть. Люди, выбирающие ОП, ничем не отличаются от других: у них столько же способов, столько же сил и энергии. Они отличаются только своим выбором. Итак, они выбирают ОП, а затем пытаются оправдать себя, потому что знают, что многим окружающим это не нравится.

Чем они оправдывают себя:

1)обвиняют окружающих

2)ставят на себе крест

3)представляют себя мучениками

4)представляют себя пленником ограничений, искателями приключений

5)ставят себя в позицию жертвы

Поиск оправданий только создаёт иллюзию, будто есть особые причины для того, чтобы выбирать ОП. На самом деле причины в том, что человек не умеет, а может и не хочет решать затруднения другим способом. Значит, есть одна причина - выбор человека.

2.4. Дидактическая игра «Последствия ОП» (LearningApps.org) (5 мин)

Психолог: Ребята, как человек может противостоять чужому давлению?

2.5. Упражнение «Умей сказать - Нет!» (5 мин)

Сейчас мы познакомимся с некоторыми формулами, которые называются «цивилизованный отказ»

1. Отказ-опасение: - «Нет!» Собеседнику отказывают с аргументами и

предложением чего-либо

другого взамен.

2. Отказ – сожаление: -«Нет!» Собеседнику сообщают

причины, по которым

ему отказывают.

3. Отказ - без аргументов – «Нет!»

Собеседнику отказывают без аргументов и без

предложения чего-либо

другого взамен. Кратко и уверенно.

Раздаем детям карточки-ситуации.

Психолог:

- Какую форму отказа вам было воспринимать легче всего?

- Какая форма больше всего раздражала?

- И в какой форме вам было легче всего отказывать самим?

Но необходимо запомнить, что вам надо подбирать каждый раз ту форму, которая кажется вам наиболее подходящей в конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми.

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Да и Нет» (4 мин)

3.2. Рефлексия. (5 мин)

- Наше занятие подошло к концу.

Поделитесь своими мнениями о занятии : что понравилось, что не понравилось.

- Какой вывод вы для себя сделали относительно ОП.

- Как вы поступите в ситуации выбора.

Список используемой литературы

1. Кривцова С. В., Д. В. Рязанова, Е. А. Пояркова, О. И. Байдакова, Ю. А. Зеликман, С. С. Крыжановская, В. В. Лунин «Тренинговые занятия с подростками. Жизненные навыки» 5-7 и 7-8 классы, Генезис,М,2018 г.

2. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н. И. Шевандрин. – М., 2001

3. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. – М. :генезис,2015. – 376с. : ил.

4. Слепович Е. С., Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб. :Речь,2008. – 247 с.

5. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия»,2004. – 160с.

Публикации по теме:

Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга» Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения. Задачи: расширить представление детей о межличностных отношениях,.

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга «Мой выбор»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 12:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД