Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности «Татарская народная кукла»

Луиза Галлямова
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности «Татарская народная кукла»

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (групповое пространство)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вам интересно узнать в какие игры играли наши предки: наши бабушки и пробабушки?

Дети: Да! конечно!

(Стук в дверь, в группу входит бабушка, приодетая в национальный татарский костюм).

Бабушка: Исанмесез балакайларым! Халларегез ничек? (Здравствуйте детишки, как ваши делишки)

Воспитатель: Здравствуйте бабушка. Дела наши хорошо, а ты как, не заблудилась ли?

Публикация «Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности „Татарская народная кукла“» размещена в разделах

Бабушка: Нет, не заблудилась, а специально к вам пришла! Захотелось мне сегодня, в такой ясный весенний денек, навестить вас, ребятки. Думаю, дай-ка я в садик к деткам схожу, их проведаю и себя покажу. Посмотрю, чем дети в садике занимаются, в какие игры играют увижу? Да вот только не знаю…. Молодежь, ведь теперь вся деловая, умеют ли вообще играть, есть ли у них время для игр?

Воспитатель: Есть, бабушка, у наших детей много времени для игр. Они сами вам сейчас расскажут, в какие игры играют. Мы об этом только и хотели поговорить с детьми.

-Дети, расскажите нашей гостье в какие игры и с какими игрушками вам нравиться играть? (ответы детей)

Бабушка: Как интересно, дети нынче такие продвинутые, в основном современные игры любят играть. Да и игрушки у вас крутые (Куклы Барби, Робокопы всякие) А вот в мое детство….(бабушка задумалась)

Воспитатель: Расскажи, расскажи нам, бабушка, про свое детство. Нам тоже очень интересно, какие раньше были игрушки.

Бабушка: Правда, что ли? Если вам интересно, я расскажу.

Усвоение новых знаний (групповое пространство)

-Мы в детстве тоже очень любили играть в разные игры. Но, игрушки мы делали сами своими руками. Делались они просто, все зависело от материала, находившегося под рукой. Самой популярной была кукла «Апей». Основой куклы была обычная деревянная щепка или веточка, к которой приделывалась тряпичная голова и наряд из обычных лоскутков, которую перевязывали нитью - и кукла готова. Наряды подбирались очень тщательно из бережно собираемых лоскутков пестрого ситца, яркого кумача, белого холста. Кукольные наряды полностью копировали настоящую одежду в покрое, украшениях наших прабабушек и прадедушек.

У татарской куклы отсутствовало лицо : мусульмане считали, что кукла с лицом обретает душу и становится опасной для ребенка и его семьи, безликая же остается предметом неодушевленным, а, значит, не может никому нанести вреда.

К восьми-десяти годам девочки и мальчики играли уже отдельно. Если девочки настраивались на женский труд, то мальчики в своих играх подражали взрослым мужчинам в семье: пахали, сеяли, убирали хлеб. Для этого они мастерили игрушки, копировавшие орудия труда - бороны, сохи. сани, телеги. Чаще всего игрушки мастерились из дерева, оно было более доступно и удобно в обработке; иногда применяли полые кости домашних животных и трубчатые гусиные косточки.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Воспитатель: Очень интересно нам бабушка рассказываете. Как вы думаете, могли бы наши дети смастерить себе подобные игрушки?

Бабушка: Конечно могут! Я, в свое время, где то в их возрасте сама игрушки мастерила. Это совсем не сложно, хотите я вас научу? (обращается к детям)

Дети: Да, хотим, бабушка.

Бабушка: Я вот принесла с собой самодельные куклы, сейчас вам покажу (достает из своей сумочки) Это кукла-Апей, о котором я вам рассказывала (передает детям, предлагает детям рассмотреть их)

Практическая часть (пространство для творчества)

Воспитатель: Уж очень приглянулись нам с детьми эти куколки. Такие куклы точно нигде не купишь, мы сами постараемся их сделать для себя, а бабушка нас этому научит.

Бабушка: Я с радостью научу вас. Итак, для этого нам понадобится много-много лоскутков ткани, щепочки, нитки и не много ваты.

Воспитатель: Этого добра у нас в садике много. Вот только вместо щепок можно использовать деревянные шпатели?

Бабушка: Конечно можно. Это будет даже гораздо безопаснее.

Давайте приступим к делу. (Каждое свое пояснение, бабушка поэтапно показывает).

1. Берем немного ваты, прикладываем к щепке (шпателю).

2. Кусочком белой ткани прикрываем вату и наматываем нитками. Голова нашей куклы готова.

3. Дальше надо взять любую понравившуюся нам ткань, обтянуть вокруг горловины и также крепко обматать нитками. Это будет наряд нашей куклы.

Платье, если вам не трудно, можно сделать в сборку. Можно поверх платья «приодеть» передник. Это на ваше усмотрение.

4. На голову одеваем платок. Под платок можно повязать тесемку, она будет служить вместо «калфака» нашей кукле.

- Вот и наша кукла «Апей» готова! И такой куклы как у вас не у кого нет, играйте на радость!

Воспитатель: Спасибо вам, бабушка, за ваш интересный рассказ про то, как вы играли в детстве, в какие игрушки играли, да еще научили нас мастерить такие забавные куклы.

Бабушка: Я рада, что вам понравилось. Давайте возьмем только что сделанные нами куклы в руки и под нашу народную песню «Апипа» обыграем или «обтанцуем» наших кукол.

Слова песни помните:

Бас, кызым Апипа,

Син басмасан, мин басам,

Синен баскан эзларена,

Минда китереп басам!

(Дети под слова песни обыгрывают своих кукол)

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы: Много нового узнали об играх и игрушках наших предков, куклу своими руками смастерили, да еще и поиграть успели. И все, благодаря нашей гостье. Давайте скажем «Спасибо!» ей.

Дети: Спасибо!

Бабушка: Детишки мои, вы мне тоже очень понравились. Побывав у вас в гостях, я как будто в детство свое вернулась, чувствую, помолодела тут с вами. Но…уходить мне пора, ребятушки. Заигралась я тут с вами, дед мой потерял наверное меня. До свидания, мои дорогие! (Сау булыгыз, бабкаларем)

Воспитатель, дети: До свидания, бабушка, приходите к нам еще!

Обобщение и систематизация знаний

Воспитатель: Вот и наша гостья ушла, благодаря которой мы многое узнали о нашем с вами прошлом. Давайте с вами вспомним некоторые моменты.

Вопросы:

1. Когда возникли первые игрушки наших предков? (В глубокой древности).

2. Из чего их делали? (Из дерева, ткани, различных костей животных и птиц).

3. Как называют куклу, которую мы только что смастерили? (Апей)

4. Почему на самодельных куклах не рисовали лицо? (Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, этого нельзя было делать по канонам ислама).

Воспитатель: Все молодцы!

Используемая литература:

1. Декоративно-прикладное искусство татар. Под редакцией А. Г. Мухамедшиной: Казань 1992г. ,306 с.

2. Г. Л. Денисова. Развитие художественного творчества дошкольников, М. ;1999 г. ,135 с.

3. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В. Н. Косарева. – Волгоград:

Учитель, 2013

4. О. А. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для детей с ОВЗ «Осенние приключения» цель: создавать Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для детей с ОВЗ «Осенние приключения» цель: создавать условия для формирования.

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности «В гостях у бабушки Федоры» Конспект интегрированного занятия Воспитателя Бутовченко Екатерины Александровны «В гостях у бабушки Федоры» Тема недели - Предметный мир.

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Ярмарка» Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Ярмарка игрушки»Возраст детей:6-7 лет.

Конспект интегрированного занятия воспитателя по изобразительной деятельности и музыкального руководителя «Белый урок» «Белый урок» (интеграция образовательных областей «Художественное- эстетическое развитие» направление – изобразительная деятельность и.

Конспект интегрированного занятия воспитателя по изобразительной деятельности и педагога-психолога «Приключения морской ракушки». Цель: Учить детей воображать, фантазировать и придумывать на основе вызванных впечатлений, а так же переносить.

Конспект НОД «Народная тряпичная кукла Утешница»Конспект НОД «Народная тряпичная кукла Утешница» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе МБДОУ «Колокольчик» Воспитатель Костюкова О. В. Вид.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиционная народная кукла» униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 Конспект интегрированной непосредственной.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери» Программное содержание. Познакомить детей с татарским народным творчеством. Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать.

Конспект занятия по проектной деятельности «Народная игрушка». Изготовление русской тряпичной куклы «Бабушкина кукла» Цель: Рассказать об игрушках – самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили. Задачи: Учить мастерить куклу из лоскутков.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Народная тряпичная кукла «Кукла счастья»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Народная тряпичная кукла «Кукла счастья» Уважаемые коллеги! Приближается праздник "Светлой пасхи". По старинному русскому обычаю в этот праздник принято дарить подарки сделанными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности «Татарская народная кукла»
Опубликовано: 13 апреля 2017 в 17:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД