Получи документы

Консультация «Консалтинг в образовании»

Светлана Шурманова
Консультация «Консалтинг в образовании»

Консалтинг

В последнее время в российском образовании появился новый термин – консалтинг. Педагогический консалтинг – это профессиональная помощь в организации и осуществлении процесса обучения. Педагогический консалтинг включает в себя : сопровождение детей, подростков и взрослых в образовательном процессе и оказание консультационной помощи им и членам их семей в выборе способов удовлетворения образовательных потребностей и разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью.

Публикация «Консультация „Консалтинг в образовании“» размещена в разделах

Для развития консалтинговой деятельности в сфере образования существует много факторов – это и изменения, связанные с реформами в образовании, направленные на улучшение качества образования и возможность организации платных образовательных услуг и, как следствие, усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, и постоянно меняющиеся условия внешней среды, кризис человеческих ресурсов.

Наш детский сад уже несколько лет работает на выявление одаренных детей.

Практика работы педагогов ДОУ С родителями одаренных детей существенно отличается от работы с родителями обычных детей. И прежде всего тем, что не направлена на их просвещение, не осуществляется в непосредственно прямой обучающей форме, не сводиться к передаче информации, а предполагает проектирование и реализацию подлинного диалога двух равноправных сторон.

Прочти у всех родителей одаренных детей, как правило существует очень тесная связь с ребенком, которую можно назвать симбиозом. Это приводит к некоторой экзальтации детско-родительских отношений, сильной эмоциональной зависимости, поэтому родитель не всегда может оказать своему ребенку эмоциональную поддержку, сам нуждаясь в ней не меньше. Отношения родителей и ребенка становятся противоречивыми: при сохранении и усилении эмоциональной привязанности нередко появляется непонимание, отчужденность и даже агрессия, как результат - трудности социальной адаптации одаренного ребенка.

Довольно часто родители одаренных детей ограждают их от быта и повседневных дел, что приводит к несформированности необходимым бытовым навыкам и бытовой несамостоятельности. Они устраняют все мыслимые и немыслимые преграды на пути у своего чада- пусть только развивает свою одаренность. Дети становятся еще более зависимыми от родителей и нередко своей эмоциональной неприспособленностью вызывают насмешки у сверстников.

Юркевич В. С. выделяет несколько типов родителей одаренных родителей.

Вечная нянька. Такой родитель (не просто нянька, а даже наседка) проявляет гиперопеку. Непрерывная забота становиться необходимой самому ребенку и превращается в так называемую «симбиозную связь, когда ребенок и родитель становятся «придатками» друг друга.

Строгий воспитатель. Главным является постоянное требование развития и успешности деятельности. Очень большое значение эти родители придают дисциплине. Также у ребенка культивируется беспомощность.

Единственный друг. Родитель выполняет все заданиявместе с ребенком, но не как строгий, взыскательный мертор, а как любящий, иногда даже подчиняющийся более умному партнеру товарищ. В целом это не плохой вариант для развития одаренности ребенка, но дети, как правило в социальном смысле недостаточно хорошо сформированы, зовут и общаются так, как им нравиться.

Безалаберный товарищ. Это типичный вариант недостаточного внимания –гипоопеки, когда у родителей своя жизнь, а ребенка своя.

Суровый надсмотрщик. Родители очень требовательно, порой сурово, относятся к ребенку, оказывают психологическое давление и даже проявляют жесткость. Их дети организованы и трудолюбивы, но часто при этом нарушают эмоциональный контакт.

Важно иметь в виду, что иногда у одного и тогоже родителя роли меняются: строгий воспитатель становиться близким другом безалаберный товарищ- суровым надсмотрщиком, «кудахтающая» над своим ребенком «наседка»- требовательным воспитателем.

Инновационность консалтинга в работе с семьей определяется, прежде всего, профессиональным подходом к диагностированию проблем семьи, комплексным подходом к ее решению и разнообразием применяемых методов и форм работы с семьей. Все они ориентированы на развитие собственного потенциала семьи, активизации его в целях «запуска» механизма саморазвития семьи и решения ею проблем самостоятельно.

На современном этапе существуют разнообразные формы взаимодействия детского сада и семьи.

Индивидуальные и групповые педагогические беседы;

Консультации;

Мастер классы для родителей

Клуб семейный очаг

Совместные проекты: «Радостное детство», «Ни дня без движенья», «Гость группы».

Клуб «Выходного дня»Совместные прогулки детей и родителей в парк,

ДК СТЗ, в художественную школу и на Азов гору.

Совместные игры, досуги:

Тематические вечера: «Театральная гостиная», «Осень в гости к нам пришла», «Наши фантазии».

Вечера вопросов и ответов».Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы по заданной теме. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Родительское собрание-презентация (мастер-класс).Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.

«Родительское собрание-игра «Аукцион». Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы.

Родительское собрание-конференция. За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них – и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос, выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант – педагог может предложить одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим – обсудить ответы, поделиться своими мнениями по 49 этому вопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть те- мы и направлять диалог в нужное русло.

Родительское собрание в форме ток-шоу. Чтобы провести ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.

Собрания в игровой формеТакое собрание можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.

Родительские вечера.

Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.

Родительские ринги. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категорич-ность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога

Собрание – «Ассоциации»На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

Собрание – «Запись в моём блоке»При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Формулирую проблему и прошу всех предлагать возможные ре-шения. Каждое предложение записываю на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как реагировать, если ребёнок получил «2», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводит-ся запрет на критику.

Собрание – «Эвристические вопросы»

К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, когда, чем, как? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. С помощью такой нетрадиционной формы проведения родительского собрания можно выбрать любую тему, такую как «Роль книги в развитии и воспитании ребёнка в школе», «Первые школьные отметки».

Собрание – «Крестики – нолики»

Такие родительское собрание проводится в форме всем известной игры «Крестики – нолики». Выбирают наиболее актуальные темы, которые могут пе-рекликаться между собой.

Родительские чтения

Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее.

Ю. А. Афонькинапредлагает нам такую форму взаимодействия,как родительский дневник, которая показала свою действенность на практике.

С помощью родительского дневника, родители заполняют анкету, по которой определяют тип детской одаренности. Она может быть: музыкальная, техническая, Литературная, артистическая, двигательная, художественная, интеллектуальная.

Заполнив, анкету родители выясняют что у ребенка проявляется тот или иной вид одаренности, что же делать дальше?

Конечно же работать?

- Поощряйте ребенка к любознательности, учите его завершать начатое, настойчиво искать решения.

- Вместе радуйтесь его победам.

- Учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к себе, вместе преодолевайте сложности.

- Старайтесь не подавить инициативу ребенка.

- Снабжайте ребенка необходимым материалом для творчества.

-Участвуйте в творческой жизни ребенка.

Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их- значить постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия их одаренности. Одаренные дети не терпят ограничений в своих идеях, или когда им навязывают готовый ответ. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая одаренного ребенка.

Консалтинговое сопровождениеприводит семью к конструктивным моделям взаимоотношений: партнерству, которое провозглашает отношение друг к другу на равных или договорных началах как средство объединения; или к содружеству, которое переводит супругов на более высокий уровень совместной жизнедеятельности в достижении близких всем семейных целей, что базируется на обоюдном согласии.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и родителей «Игра в экологическом образовании дошкольников» Дошкольное детство- это период игры. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень.

Консультация «Коучинг и его использование в образовании» Современный мир быстро меняется. Постоянно разрабатываются новые методики, технологии, программы, вводятся образовательные стандарты (ФГТ,.

ИКТ в дошкольном образовании Важность ИКТ в обучении заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для.

Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей.

Консультация для педагогов «Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании» Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является.

Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.

Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании» «Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление.

Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.

Квест — новое в образовании Квест (англ. quest, - приключенческая игра, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Квест.

Геймификация в образовании Геймификация в образовании Система современного образования бросает вызов преподавателям школы, вынуждая их работать со слабым контингентом.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Консалтинг в образовании»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 17:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД