Папки-передвижки

Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном

Татьяна Борисовна Никитина
Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном

1. Структура концертмейстерской деятельности.

Особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необ­ходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, в любой специальности. Однако наи­более важное значение оно приобретает в музыкально-педагоги­ческих профессиях и среди них в профессии концертмейстера.

Публикация «Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном» размещена в разделах

Творческая деятельность концертмейстера включает две состав­ ляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на четыре этапа.

Первый этап – работа над произведением в целом: созда­ние целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является со­здание музыкально-слуховых представлений при зрительном про­чтения нотного текста произведения.

Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Успех аккомпаниатора будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.

Третий этап – работа с солистом — предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии и партнера, «отход» концертмейстера на второй план по отноше­нию к вокалисту (к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении)

Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слу­шать партнера при совместном музицировании. Главным образом это зависит от контакта партнеров, от интуитивного фактора. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

Четвертый этап – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительско­го образа.

Основной целью является создание единого музыкально-худо­жественного образа на основе собственной трактовки произведе­ния. Именно этот последний рабочий этап определяет предвари­тельный настрой аккомпаниатора на концертное выступление и служит по сути репетицией первого исполнения произведения целиком.

Концертное исполнение — итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произ­ведением. Его главная цель — совместно с солистом раскрыть му­зыкально-художественный замысел произведения при высочай­шей культуре исполнения сочинения. Для того чтобы концерт прошел успешно, обязательными условиями становятся артис­тизм и интуитивная установка исполнителей, при этом концерт­мейстеру необходимо : мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельно­сти, обогащать собственный фортепианный репертуар, включаю­щий старинную, музыку и произведения современных композито­ров, разбираться в музыке разных эпох и стилей, пропагандировать свое искусство.

Концерт является одной из форм исполнительской практики. Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны публики аккомпаниатор смо­жет беспрепятственно осуществить свои художественные замыс­лы, а это в свою очередь даст возможность вокалисту или инстру­менталисту достигнуть нужной цели.

2. Структура учебного процесса пианиста-концертмейстера.

Учебный процесс концертмейстерского мастерства имеет структуру, основанную на взаимосвязи разнообразных представлений: музыкально-слуховых, двигательных, зрительных. Особенностью учебного процесса является исполнительско-педагогическая направленность на формирование аккомпаниаторских навыков.

Работа концертмейстера включает :

1) самостоятельный разбор музыкального произведения;

2) выучивание (не наизусть) партии сопровождения;

3) работу с вокалистом или инструменталистом над звуком и текстом;

4) определение концертмейстерских задач и выявление техни­ческих трудностей в аккомпанементе;

5) создание музыкально-художественного образа в ансамбле;

6) исполнительскую трактовку и публичный показ произве­дения.

Концертмейстеру необходимо :

владение подбором музыки по слуху;

чтение нотного текста с листа;

пение под собственный аккомпанемент;

транспонирование на тон или полтона вверх и вниз;

умение импровизировать.

Концертмейстёр должен не толь­ко овладеть основами техники аккомпанирования, но и приобре­сти умения внутреннего слышания произведения, а также позна­комиться с различными образами музыкальной литературы. Лишь при наличии таких качеств, как творческое воображение, музы­кальное восприятие, эстетический вкус, можно говорить о насто­ящем профессиональном уровне специалиста, его вы­сокой культуре.

Эмоциональное восприятие музыки — важный момент в ис­полнительском творчестве аккомпаниатора. Не обладая им, не­возможно передать своё отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. Ана­лизируя сочинение, следует обращать внимание на единство по­этического текста и музыки, которое поможет постижению музы­кальной формы.

В основе исполнительской деятельности педагога-музыканта лежат такие профессиональные качества, как свободное владение инструментом, уверенное чтение нотного текста с листа и транспонирование, умение импро­визировать и подбирать по слуху, интуитивное чувство ансамбля и пение под собственный аккомпанемент. Отличие концертмей­стерской деятельности от чисто исполнительской состоит в том, что первая предполагает сочетание аккомпанирования с наблю­дением за солистом или коллективом; исполнение партии сопро­вождения — с пением вокальной партии или различных голосов хоровой партитуры и элементами дирижирования; транспониро­вание и чтение с листа — с творческим воображением и преоб­разованием фактуры аккомпанемента. Возможность эмоциональ­но-образной интерпретации музыкального текста произведения позволяет концертмейстеру перевоплотить всю драматургию му­зыкальной формы, стать создателем собственной трактовки ис­полняемого сочинения, и в этом аккомпаниатор выступает как соавтор композитора.

Специфика профессиональной деятельности педагога-концсртмейстера требует от него умения применять эти знания на прак­тике в школе.

Концертмейстерская деятельность является базой для решения целого комплекса задач: специальных, образовательных и воспи­тательных. Она станет успешной при наличии определенных ка­честв, необходимых педагогу-концертмейстеру :

музыкально-педагогические способности;

интерес к самообразованию и самосовершенствованию;

талант педагогического общения;

направленность концертмейстера на практическую реализацию аккомпаниаторских навыков;

применение знаний и умений в работе со школьниками;

интеллектуальная готовность к выполнению коммуникативных и организационных функций.

3. Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности.

Важнейшим видом практической деятельности музыканта яв­ляется концертмейстерское исполнительство. В нем наиболее ярко выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. Исполнительство дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных особенностях концертмейстера.

В основе исполнительской деятельности лежит принцип ин­терпретации музыкального произведения. Интерпретация макси­мально развивает творческую самостоятельность, актуализирует прошлый опыт, создает ассоциативные связи.

Согласно данным психологии и искусствоведения, музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс, — это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представля­емого. Применительно к деятельности концертмейстера, творче­ский процесс — это движение от замысла музыкального произве­дения к его воплощению. Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется в рас­крытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом, ху­дожественного образа произведения, заложенного в представле­нии и нотном тексте.

Творчество — это созидание, открытие нового, источник ма­териальных и духовных ценностей. Это активный поиск еще неиз­вестного, углубляющий наше познание, дающий человеку воз­можность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Элементы творчества находят место в любой человеческой деятельности.

По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. Профессиональные навыки, обобщенные понятия, эвристические методы и приемы, а главное, активное отношение к познавательной деятельности — взаимо­связь и развитие всех этих компонентов приводят к формирова­нию сложного ансамбля, который лежит в основе принципа му­зыкально-творческой деятельности концертмейстера. Поэтому по­знавательную потребность можно рассматривать как одно из ус­ловий, необходимых для музыкального творчества.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке — это всегда стрем­ление вперед, к прогрессу, к совершенству. Именно это концертмейстерство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной спо­собности будить в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех разнообразных эле­ментов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Развитие концертмейстерских навыков и умений представляется важным условием для ус­пешного музыкального творчества. Оно дает широкие возможно­сти для проявления своего Я и способствует успеху в исполни­тельской деятельности. Следует отметить, что концертмейстерство — явление музыкально-творческой деятельности и вне ее рассматриваться не может.

Публикации по теме:

Развитие творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности Актуальность опыта развития творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных.

Дидактическая игра с математическим уклоном в первой младшей группе Программное содержание: учить детей различать и называть птиц, совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя, развивать память, внимание,.

Конспект творческой деятельности детей и родителей «Арбузная долька»Конспект творческой деятельности детей и родителей «Арбузная долька» Конспект совместной творческо-познавательная деятельности детей и родителей. Составила: воспитатель МДОУ №6 города Кириши Столетова Наталия.

Конспект художественно — творческой деятельности «Новогодняя история» Конспект художественно - творческой деятельности: Рисование (печатание бросовым материалом)в подготовительной к школе группе. Новогодняя.

Организация творческой деятельности младших дошкольников по теме «Рыбы»Организация творческой деятельности младших дошкольников по теме «Рыбы» Зарегистрировалась на сайте я давно (помогла моя дочка, регулярно выходила на страницы пользователей, знакомилась с публикациями, кое-что.

Планирование работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально-творческой деятельности Младший дошкольный возраст На дорогах трудностей так много, Но их бояться нет у нас причин. Потому что Правила Движения Есть у пешеходов.

О моей творческой деятельности Предлагаю Вашему вниманию свой вариант презентации. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 1. Здравствуйте! Разрешите представиться - Колганова Светлана Борисовна.

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды ВВЕДЕНИЕ Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО выдвигает вопросы социальной значимости воспитания.

Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки. Творчество – высший.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном
Опубликовано: 6 октября 2015 в 12:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД