Папки-передвижки

Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка»

Татьяна Колесникова
Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка»

Комплексное занятие окружающему миру в старшей группе с элементами экспериментирования.

Тема: «Необыкновенная история осеннего листочка».

Цель: систематизировать знания детей о признаках осени, цикличности изменений в природе.

Задачи:

- Познакомить с жизненным циклом осеннего листа, его значение в природе и жизни животных

-Развивать связную речь у детей,

_ Учить наблюдать, анализировать и обобщать результаты наблюдений, по изменениям погоды, изменения окраски листьев.

-Воспитывать любовь к природе.

Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования „Необыкновенная история осеннего листочка“» размещена в разделах

Материал: Красивая коробка с осенним листом, системный оператор, набор картинок «сезонное изменение листа» на каждого ребенка, карточка с шестью разделами на каждого ребенка, схема «зашифрованного» письма, две картины с пейзажами ранней и поздней осени, маски: лиса, заяц, насекомое, дождевой червь, дерево, почва, семена. Стена оформлена в виде мини музея опавших листьев – творческие работы детей и родителей с использованием осенних листьев. Конверты на каждого ребенка с засушенным лекарственным листом : малины, облепихи, смородины, мяты.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное занятие. Мы будем исследователями. Я хочу загадать вам загадку: «Что лежит у меня в коробке?». Отгадайте, задавая мне вопросы.

Вопросы задаваемые детьми:

-Это живое или не живое?

- Где живет этот предмет?

-Он большой или маленький?

Ответ детей: это листок.

Воспитатель достает и показывает осенний листок.

- Дети, давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок?

Примерные ответы детей: прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.

- Я согласна, что это сделал ветерок. Это ветерок прошелестел нам, что листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного. Давайте помести наш листочек в середину волшебного экрана – (таблица системного оператора с девятью клеточками)- в середине осенний листок. Пусть клеточки расскажут нам необыкновенную историю листка.

- Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?

Дети выбирают три карточки и размещают их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.

- Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки.

Примерный рассказ: листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные.

По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.

- Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа - как он появился на свет? Подберите карточку. Правильно- это веточка с почками.

- Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же он превратится в лист коричневого цвета.

- Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется. А сейчас возьмите, ребята, карточки и диски с маленькими карточками и наклейте их по порядку, отражая этап жизни листа, начиная с ветки с почками.

(Дети наклеивают по порядку – ветка с почками, маленький зеленый листочек, большой зеленый лист, желтый лист, коричневый лист, сломанный коричневый лист).

Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу письмо - схему.

Воспитатель: Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?

Ответы детей: кружится, летит, падает.

Воспитатель: Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей: он плавает.

Воспитатель: Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Дети: Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

Воспитатель: Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?

Дети: лист сломался.

Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

Воспитатель: Итак, наш листок как птица, что делает?

Ответы детей – летает.

- Наш листок как рыба, что делает?

Ответы детей - плавает.

- Наш листок как перо, какое оно?

Ответы детей- легкое.

-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?

Ответы детей – хрупкое.

- Молодцы! Расшифровали письмо – схему.

Воспитатель: В какое время появляются желтые листья? (ответы детей)

- У осени есть два периода. Какие?

Дети: - Ранняя осень и поздняя осень.

Воспитатель: Посмотрите на картину ранней осени, ее еще называют – Золотая осень. Почему?

Дети: потому что много желтых листьев, желтая трава, яркое желтое солнышко.

Воспитатель: А какие слова вы бы подобрали к картине поздняя осень?

Дети: холодная, грустная, печальная, морозная, унылая, дождливая.

Воспитатель: Поздняя осень это самый грустный период, когда все листья уже опали. Лес и парк становятся прозрачными. Как вы думаете, хорошо это или плохо, что листья осенью опадают? Давайте представим, как об этом сказали бы звери, семена, насекомые, дождевые черви, деревья, почва.

В этой игре дети одевают маски и говорят от имени их.

Заяц: «Не очень хорошо, среди голых деревьев негде спрятаться. Может поймать лиса и волк».

Лиса: «Когда листья еще не опали, моя добыча прячется за листвой, а среди голых деревьев легче видеть добычу».

Семена: «Нам хорошо, так как листья накрывают и спасают нас от мороза».

Насекомые: «Нам хорошо, так как листья хорошее зимнее одеяло».

Дождевые черви: «Нам хорошо, мы рады такой пище».

Деревья: «Нам хорошо, что нет листочков, если бы листочки были, снег бы задержался на них и наши веточки могли бы сломаться».

Воспитатель: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создали музей: «Мини музей осенних листьев». Экскурсию по нашему музею проведут ребята.

Воспитатель: Лисья могут быть теплым одеялом. Об этом расскажет Лена : «Листья падают на землю и накрывают ее как одеялом. А под одеялом из листьев прячутся- насекомые, ужи, ежи. Здесь они спят всю зиму».

Воспитатель: Листья могут служить прекрасным материалом для художника. Об этом нам расскажет Милена: «Из красивых листьев можно сделать красивые поделки. Семья Коноплевых сделали красивую бабочку, семья Шаменовых – экибану из засушенных листьев, семья Ивановых – экспозицию «В осеннем лесу», семья Цыгулевых- красивую сову и композицию «Аленушка заблудилась», семья Яковлевых «Медведь в осеннем лесу».

Воспитатель: Следующий экскурсовод Арина. Она нам расскажет о том, кому и для чего нужны осенние лисья?

Арина: «Тропическая лягушка – квакша строит убежище для своего будущего потомства. В «кулечек» из листьев лягушка откладывает икру. Птицы делают из листьев гнезда. Для этого они сворачивают лист и сшивают его травинкой. Африканцы делают крыши из сухих листьев».

Воспитатель: Листья могут быть вкусной едой. Об этом нам расскажет Вика: «Листьякорм для разных животных: от гусеницы, до слона. Человек употребляет в пищу листья некоторых растений – капуста, салат, лавровый лист».

Дети проводят экскурсию опираясь на схемы и экспозиции нашего мини музея.

Воспитатель: А еще есть листья, которые лечат. Возьмите конверты, достаньте засушенный листок, попробуйте догадаться с какого он дерева или куста? Я буду читать стихотворение, как только я назову ваш листок, несите его сюда и кладите в чайник.

«Мята – сердце твое успокоит, облепиха наш чай- ароматом наполнит, малина, смородина – гриппу отпор. Вот это, ребята лекарственный сбор. Все листья в чайник мы поместим и чаем попозже гостей угостим». (Воспитатель заливает кипятком листья в чайнике и накрывает плотно полотенцем). Фито – чай готов!

Воспитатель: А сейчас давайте ответим на главный вопрос, где не надо убирать опавшую листву?

Ответы детей: В лесу, в саду, в огороде.

Воспитатель: А где необходимо ее убирать?

Ответы детей: На тротуаре, на проезжей части.

Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали благодаря обыкновенному осеннему листку, случайно залетевшему в нашу группу.

Публикации по теме:

Использование ИКТ на осеннем тематическом досуге  «Путешествие осеннего листочка»Использование ИКТ на осеннем тематическом досуге  «Путешествие осеннего листочка» Дети второй младшей группы в нашем садике новички. Адаптация проходила,начиная с сентября, и наши трехлетки были увлечены осенней тематикой. Мы.

Конспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группеКонспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе Комплексное итоговое занятие за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе «И гости к Кате на день рождения!».

Конспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группеКонспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группе Уже более 950 лет стоит на реке Немиге наш прекрасный город Минск. Ежегодно, во 2-ю субботу сентября, наш Минск отмечает день города. В.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группеКонспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе 3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Сказка «Путешествие осеннего листочка» с использованием ИКТ Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию сказку, которую мы с детьми младшей разновозрастной группы сочинили в ходе реализации проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка»
Опубликовано: 12 января 2020 в 11:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД