МААМ-картинки

Картотека игр и упражнений для развития познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Дубовских
Картотека игр и упражнений для развития познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития познавательных процессов

для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря.

Взрослый называет слово, и просит сказать, в кого или во что превратится названный предмет:

яйцо…мука…кирпич…ткань…железо…семечко…глина…гусеница…доска…кожа…шерсть…снег…стекло…

Публикация «Картотека игр и упражнений для развития познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок отвечает на вопрос:

кем? (чем) был раньше:[/i]

цыпленок…яблоня…хлеб…велосипед…рубашка…дом…снеговик…ботинки…шкаф…снеговик…варежки…стакан…

«Аналогии» («Смысловые ряды»)

[/i]

Цель: развитие словесно - логического мышления, речи.

• Корова - молоко, курица-.

• Книга - читать, радио -…

• Рыба - река, волк- …

• Пылесос - уборка, стиральная машина -…

• Яблоко - сад, огурец - …

• Курица - цыпленок, медведь - …

• Игла - шить, пила - …

• Автобус - водитель, самолет -…

• Волк - волчонок, лиса -.

• Девочка - мама, мальчик - …

• Дом - крыша, книга - ….

• Птица - яйцо, растение -.

• Электричество - выключатель, вода…

• Школа - обучение, больница -.

• Человек - ребенок, собака -.

• Птица - гнездо, человек -.

• Пальто - пуговицы, ботинок -.

• Коньки – лед, лыжи - …

• Дом – кирпич, стакан - …

• Сапоги – нога, шляпа - …

• Часы – время, градусник - …

«Подбери пары»

[/i]

Цель: развитие словесно-логического мышления, речи.

Из перечисленных слов, назвать два слова образующих логическую пару.

- Книга, замок, часы, ключ.

- Рыба, альбом, каша, карандаш.

- Шапка, лампочка, тетрадь, шарф.

- Линейка, иголка, шарик, нитки.

- Чашка, чайка, булавка, блюдце.

- Кисточка, машина, юбка, краски.

-Кружка, гвозди, телевизор, молоток.

- Ботинки, шнурки, линейка, кровать.

- Телевизор, ручка, стол, тетрадь.

- Шайба, конфета, клюшка, часы.

- Бумага, камень, ножницы, мяч.

- Тарелка, зуб. щётка, телефон, зуб. паста

Подобрать пары к словам:

Ключ -… Карандаш - … Нитки - … Гвоздь - … Расческа - … Шнурки… Страница - …Альбом - …Ножницы - …

«Закончи фразу»

[/i]

Цель: развитие мышления, речи.

Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям:

-зубная… (паста, щетка)

-кожаная… (куртка, сумка)

-золотая… (рыбка, цепочка.)

-стиральная… (машина, порошок)

-детский… (сад, магазин.)

-громкий… (смех, звук)

-высокий… (человек, дом)

-блестящий… (костюм, пол)

-смешной… (рассказ, клоун)

-трудная… (дорога, задача, день)

-интересная… (книга, картина)

-полосатый… (тигр, зебра, кружка)

-ароматный… (чай, кофе)

-острый… (нож, иголка)

«Что внутри?»

[/i]

Цель: развитие мышления, речи.

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом … шкаф… холодильник … тумбочка… кастрюля … дупло … улей …

нора … автобус …корабль … больница …магазин … аптека… бассейн …

детский сад … школа …сумка …

«Кто (что) без кого (чего) не может быть?»

[/i]

Цель: развитие мышления, речи.

• Врач (больные)

• Воспитатель (дети)

• Швея (одежда)

• Учитель (ученики)

• Продавец (покупатель)

• Водитель (машина)

• Бассейн (вода)

• Аптека (лекарства)

• Детский сад (дети)

• Ботинки (подошва)

• Библиотека (книги)

• Дерево (корни)

• Зоопарк (звери, птицы)

«Закончи предложение»

[/i]

Цель: развитие мышления, речи.

• Сахарница – это посуда для…

• Конура – это дом для…

• Берлога – это дом для…

• Яблоня – это дерево, на котором растут…

• Аквариум – это дом для…

• Учитель – это человек, который…

• Улей – это дом для…

• Дупло – это дом для…

• Класс – это помещение, в котором…

• Масло – кладут в…

• Хлеб – кладут в…

• Солонка – это посуда для…

• На одеяло надевают…

• Рыбу ловит…

«Исправь ошибку»

[/i]

Цель: развитие речи детей, воспитание интереса к сказкам.

1. «Муха – поскакуха»

2. «Царевна - индюшка»

3. «Настя и медведь»

4. «Серая Шапочка»

5. «Петушок – золотой пастушок»

6. «Гусь в сапогах»

7. «Утки-лебеди»

8. «Кот в шлёпанцах»

9. «Сестрица Алинушка и братец Иванушка»

10. «Трое косолапых»

11. «Неболит»

12. «Снежиночка»

13. «Сказка о рыболове и рыбёшке»

14. «Сказка о золотистом петушке»

15. «Заснеженная королева»

16. «Федюшино горе»

17. «Иван-королевич и Серый волк»

18. «Заюшкин теремок»

«Чьи это слова?»

[/i]

Цель: развитие речи детей, воспитание интереса к сказкам.

Назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

-«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». (Колобок из сказки «Колобок»)

-«Не садись на пенек, не ешь пирожок». (Маша из сказки «Маша и медведь»)

-«Печка матушка спрячь нас».

(Сестрица Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)

-«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

-«Ловись, рыбка, и большая, и маленькая».

(Волк из сказки «Волк и Лиса»)

-«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить и уважать».

(Федора из сказки «Федорино горе»)

- «Я пришью ему новые ножки. Он опять побежит по дорожке».

(Айболит из сказки «Айболит»)

-«Надо, надо умываться по утрам и вечерам».

(Мойдодыр из сказки «Мойдодыр»)

-«Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп».

(Золотая рыбка из сказки «О рыбаке и рыбке»)

-«Кто сидел на моём стуле и сломал его?»

(Мишутка из сказки «Три медведя»)

«Назови обратное действие»

[/i]

Цель: развитие мышления, речи.

Коля входит в комнату, а мама из неё…

Мама наливает воду в чайник, а Денис её…

Корабль приплывает к пристани, а катер…

Маша пирамидку собирает, а Вера…

Дедушка дверь закрывает, а Федя её…

Папа куртку надевает, а Дима её…

Антон телевизор включает, а Никита…

Оля по лестнице поднимается, а Артём по ней…

Катя подняла флажок, а Юра флажок.

«Где видели?» («Часть-целое»)

[/i]

Цель: развитие мышления, речи.

Панцирь…Хобот…Жало…Копыто…Колесо…Лепесток…Листья…

Крыша…Крыло…Коготь…Волосы…Пальцы…Стрелка…Усы…Страница…

«Сходства и различие»

[/i]

Цель: развитие логического мышления, восприятия, речи.

Детям предлагается указать сходство и различие следующих пар слов:

• Книга – Тетрадь

• День – Ночь

• Лошадь – Корова

• Дерево – Куст

• Телефон – Радио

• Помидор – Огурец

• Самолет – Бабочка

• Стол – Стул

• Ёж – Ёлка

• Лыжи – Коньки

• Молоко – Вода

«Отгадай предмет по его частям»

[/i]

Цель: развитие логического мышления, восприятия, речи.

Дети отгадывают предмет по его частям.

Четыре ноги, спинка, сиденье (стул)

Цифры, стрелки (часы)

Буквы, картинки, листы (книга)

Ствол, ветки, листья, кора (дерево)

Стебель, листья, лепестки (цветок)

Экран, электрический шнур, пульт (телевизор)

Носик, ручка, крышка, электрический шнур (чайник)

Лапы, хвост, ошейник (собака, кошка)

Ноги, хвост, хобот (слон)

Глаза, нос, рот, брови, щеки, лоб (лицо)

Пол, стены, потолок (комната)

Подоконник, рама, стекло (окно)

Дно, крышка, ручки, стенки (кастрюля)

Подъезд, этаж, лестница (дом)

«Играем в слова»

[/i]

Цель: развитие логического мышления, сообразительности, речи.

Педагог говорит слово, а дети подбирают взаимосвязанные слова.

o Стол (пол, посуда, скатерть)

o Номер (дверь, машина, дом)

o Автомобиль (дорога, водитель)

o Праздник (песня, танец, подарок)

o Мост (река, пруд, море)

o Пчела (улей, мед, насекомое)

o Лес (дерево, гриб, медведь)

o Город (здание, улица, транспорт)

o Игра (правила, игроки, веселье)

o Конфета (шоколадная, сладкая)

o Кот (животное, мышка)

«Верно-Неверно»

[/i]

Цель: развитие внимания, мышления.

Почтальон принес письмо

Ворона – это птица

Рыбы сидят в клетке

Зимой мы катаемся на велосипеде

Снег тает летом

Листопад бывает осенью

Медведь спит зимой

Яблоко солёное

Камень твёрдый

Зимой растут цветы

Собака хрюкает

Девочку зовут Маша

Летом заяц белый

Крокодил летает

Петух кукарекает

Щука – это птица

Дом – построен из кирпича

На деревьях растут овощи

«Отвечай-ка»

[/i]

Цель: развитие внимания, сообразительности, словарного запаса и умственной работоспособности.

1. Как звали девочку, уронившую в речку мячик?

2. У зайца лубяная, а у лисы - ?

3. Какая фамилия у Кощея?

4. Какого цвета средний сигнал у светофора?

5. Кто лучший в мире крокодил?

6. Сладости в обёртках?

7. Геометрическая фигура без углов?

8. Сколько козлят в сказке съел волк?

9. Кто тянул репку?

10. Из чего делают изюм?

11. В каком городе мы живём?

12. Как называется наш детский сад?

13. Сколько пальцев на левой руке?

14. Он от бабушки ушел и от дедушки ушел. Кто это?

15. Как называется «лыжное» время года?

16. Сколько ног у червяка?

17. Какое дерево наряжают на новый год?

18. Жилище Бабы Яги?

19. Замерзшая вода?

20. Кто на себе свой домик несёт?

21. У какого растения вместо листьев колючки?

22. Птица – лесной доктор?

23. На чём ты сидишь?

24. Как зовут соседа справа (слева?

25. Сколько у тебя рук?

26. Что ты видишь за окном?

27. Что светит ночью?

28. Когда ты обедаешь?

29. Что у тебя на голове?

30. Чем ты видишь?

«Догадайся»

[/i]

Цель: развитие внимания, сообразительности, словарного запаса и умственной работоспособности.

Дети угадывают, кто спрятался за этими «сказочными» именами

1. Хобот – (слон)

2. Будильник – (петух)

3. Гавчик – (собака)

4. Двугорбик – (верблюд)

5. Длинношей – (жираф)

6. Колючка – (ёж)

7. Медоноска – (пчела)

8. Мяука – (кошка)

9. Панцирка – (черепаха)

10. Повторюшка – (попугай)

11. Стукало – (дятел)

12. Берлогин – (медведь)

13. Чирикин – (воробей)

14. Сетевик – (паук)

15. Рыжуля – (лиса, белка)

16. Ушастик – (зайчик, кролик)

«Зимние слова»

[/i]

Цель:

[/i] [/i]развитие слухового внимания.

Педагог говорит слово, а дети хлопают в ладоши на слово, которое относится к времени года «зима».

Снег, лёд, снеговик, зелёная трава, сандалии, коньки, лыжи, грибы, ягоды, дед мороз, снежинка, зонт, велосипед, дождь, метель, радуга, самокат, сугробы, мороженое, снегурочка, валенки, роликовые коньки, шуба, листопад, снегопад, панамка, санки.

«Путаница»

[/i]

Цель:

[/i] развитие речи, логики, внимания.

Ребенку предлагается исправить по смыслу предложение.

1. Огурец ест Машу.

2. Сок из помидоров называется огуречным.

3. Прямоугольный помидор висит на ветке.

4. Когда люди режут капусту, то всегда плачут.

5. Пол стоит на столе.

6. Диван лежит на папе.

7. Потолок висит на люстре.

8. Мышка ловит кошку.

9. Начинается коза, молоко даёт гроза.

10. Хозяин лаял на Полкана.

11. Слон нарисовал художника.

12. Над озером летит стая жирафов.

13. Ваза стоит в цветах.

14. В каше лежит тарелка.

15. Красный цыплёнок клюет зернышки.

16. Цветок ползёт по гусенице.

17. Мальчик нашёл берёзовую шишку.

«Цветные предложения»

[/i]

Цель: развитие слухового внимания.

Каждому ребенку (паре) присваивается название цвета. Педагог произносит предложение, чей цвет называется, ребенок хлопает в ладоши один раз.

Красная машина

Оранжевый апельсин

Жёлтое солнце

Зелёная трава

Голубой кувшин

Синий мяч

Фиолетовый шарф

Белый лебедь

Коричневые нитки

Чёрные сапоги

Красная ручка

Жёлтый цыплёнок

Голубой шарфик

Фиолетовая шапка

Коричневая собака

Задачи-шутки

[/i]

На груше выросло пять яблок, а на ёлке - только два. Сколько всего яблок выросло?

Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?

Сколько орешков в пустом стакане?

В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе?

В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе?

Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом еще три сливы. Сколько деревьев зацвело?

Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?

Если съесть одну сливу, что останется?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша, собака Шарик. Сколько детей у мамы?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, синица, стриж и еж. Сколько птиц летело?

На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего?

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах?

Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке – по 4 яблока. Сколько всего яблок?

В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе?

Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 1 ногу?

Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле?

Кто быстрее плавает утёнок или цыплёнок?

Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу и Катю. Сколько детей видела собачка?

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений для развития познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2021 в 21:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД