МААМ-картинки

Консультация «Как развивать любознательность у детей»

алла корепина
Консультация «Как развивать любознательность у детей»

Дети обладают ценным качеством — любознательностью, которая основывается на интересе и стремлении к знаниям, открытости всему новому в окружающем мире, искреннем желании применить на практике познавательные способности для получения свежих впечатлений и бесценного опыта.

Для чего развивать любознательность у детей

Родители стремятся к тому, чтобы их ребенок во всем разбирался, обладал разнообразными знаниями. У малыша нужно сформировать аналитическое мышление для того, чтобы он смог решать школьные задачи и преодолевать проблемы дальнейшей взрослой жизни. Для человеческого разума необходимо регулярное поступление свежей информации, а душе нужны новые переживания. Любознательностью обладают открытые миру люди, с доброй душой и доверительным отношением к действительности.

Публикация «Консультация „Как развивать любознательность у детей“» размещена в разделах

Почему важно развивать любознательность у детей?

Эта способность помогает в стремлении к интересным открытиям, в получении положительных эмоций, расширении общего кругозора и познании мира вне стереотипного мышления. Благодаря развитию любознательности, у ребенка формируется полное представление об окружающем, зарождаются творческие идеи, усиливается интерес к освоению новых знаний и умений. Любознательные дети отличаются открытостью и коммуникабельностью, им всегда интересно общение, поскольку всегда и во всем они находят захватывающую информацию.

Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться Любознательность — природная способность. Но ее необходимо развивать и поддерживать. Родителям следует поощрять исследовательскую деятельность малыша, содействовать его тяге к познанию, иначе у него может пропасть желание и настойчивость к проведению исследований и экспериментов. Как поддержать в ребенке желание учиться, основанное на любознательности :

Всегда отвечайте на вопросы малыша. «Почемучки» очень любят задавать вопросы и ждут от вас ответа. Нередко по причине усталости родители отказываются отвечать, говоря малышу, что он мал и все узнает, когда вырастет. Но ребенок, исследуя окружающий мир и получая определенные ощущения и впечатления, пытается понять, что обозначает тот или иной предмет и явление. Ответы на вопросы детей должны соответствовать их возрасту. Если вы поленитесь дать ответы, у малыша пропадет желание спрашивать, что является тормозным механизмом для развития;

Ребенок — исследователь. Поощряйте и поддерживайте его в этой деятельности. Крохе нужно свободное пространство, где он может дать волю своему воображению: строить дома из стульев, возводить песочные замки, оставлять рисунки на стенах и т. д. Предоставьте ему определенную зону в квартире, во дворе, где будет место для простора детской фантазии. Не бойтесь, что чистота и порядок будут нарушены. Ведь ребенок занимается поисково-исследовательской деятельностью и экспериментированием;

Наблюдайте с крохой за изменениями в окружающем мире. Посещение музеев, зоопарков, прогулки по оживленным улицам, поход в гости — везде малыш найдет что-то интересное для себя, чему он может научиться. Обсуждайте с ребенком увиденное, спрашивайте о его мнении;

Ребенку нужны новые впечатления.

Позволяйте ему качаться на качелях, плескаться в бассейне, кататься с горки, помогать на кухне, рисовать красками и мелом, разговаривать по телефону и т. д. Таким образом происходит накопление ценного жизненного опыта. Полезно, если вы будете комментировать действия малыша;

Пусть ребенок импровизирует и фантазирует. Предлагайте крохе просмотр интересных фильмов, мультфильмов, поощряйте игры. Помогайте ребенку развивать фантазию, смешивая сюжеты сказок, приглашая героев одних сказок в другие. Пусть малыш придумывает новые сюжеты или досказывает сказку по своему замыслу;

Обучайте каждый день в повседневной деятельности.

Например, предлагая печенье, спрашивайте кроху, сколько ему дать печенья: одно или два. И показывайте наглядно: одно и два. Выбирая одежду, обучайте цвету, обращаясь к ребенку с вопросом о том, какого цвета свитер он хочет надеть: белый или синий, показывая соответствующие цвета и называя их. Таким же образом можно ознакомить с другими предметами и явлениями. Поступая так, вы не преследуете цель научить малыша всему к полутора годам, но та маленькая искорка, которую вы зажгли в его памяти, загорится в определенном возрасте. Это будет надежной основой для получения и закрепления знаний;

Подумайте о смене обстановки.

Можете переставить мебель в детской комнате, поменять местами игрушки, переложить какие-то вещи. Задайте вопросы малышу о том, что изменилось в комнате, стало ли лучше, красивее, удобнее. Пусть он предложит свои варианты оформления и дизайна; Обучение посредством игры. Когда родители, пытаясь обучать кроху, кричат на него за неудачи, непонимание, заставляют слушать и учиться, у малыша появляется страх и нежелание к процессу обучения. Учение для ребенка должно быть увлекательной игрой. Только в этом случае оно может быть продуктивным;

Обучение на собственном примере.

Для ребенка важно видеть, что родителям также интересен процесс учения и исследования. Заметя такой интерес во взрослых, малыш поймет, что учение будет сопровождать его всю жизнь, что это познавательная и увлекательная деятельность;

Не забывайте об экспериментах.

Разнообразьте повседневную жизнь неожиданными поворотами. Например, утром вместо каши предложите суп и расскажите о том, что в Японии на завтрак предлагают суп мису. Или вместо посещения детского сада пойдите в театр или зоопарк. Такой вариант событий породит у малыша много вопросов. Можно будет поговорить о разнообразии образа жизни, узнать его мнение, рассказать множество интересных историй для повышения уровня эрудиции. Непременно скажите малышу о том, как вам с ним интересно.

Развитие любознательности у детей раннего возраста

Стремление постичь окружающий мир проявляется у ребенка с раннего детства. Родители, которые ежедневно оказываются под дождем детских вопросов, часто называют малыша любопытным. Но следует понимать различие двух понятий: любопытство и любознательность. Первое понятие объясняется как банальное наблюдение за явлениями жизни, а смысл второго включает живую детскую мысль и деятельный ум. Уже в раннем возрасте дети пытаются исследовать, экспериментировать. Многочисленные вопросы ребенка свидетельствуют о его творческом развитии. Замысловатые детские вопросы нередко ставят в тупик родителей. Отвечать на многочисленные «почему» — особое искусство. В раннем возрасте для развития любознательности полезны игры-экспериментирования. Для этого необходимо создать соответствующую развивающую среду : стаканчики, баночки, камешки, контейнеры, ракушки и т. д. Посредством экспериментальной деятельности дети учатся познавать свойства и качества предметов и явлений. Например, как можно окрасить воду в разные цвета, как тонут в воде тяжелые предметы, а легкие всплывают, как вода затвердевает и превращается в лед и т. д. У детей такая деятельность расширяет интерес к познанию, обогащает кругозор, добавляет новые впечатления, что составляет основу гармоничного формирования личности.

Развитие любознательности в дошкольном возрасте

У дошкольников любознательность основывается на наличии познавательного интереса. «Что это?» — незамысловатый вопрос, который отражает удивление малыша, когда он замечает новый предмет или явление в окружающей жизни. Вокруг все подвергается тщательному исследованию, кроха может ломать, кусать, делить предметы на части, чтобы понять, что в них кроется и для чего они предназначены. Развитие интереса и любознательности у дошкольников проходит несколько этапов:

Первый этап характеризуется интересом крохи к событиям и предметам вокруг;

Второй этап — проявление любопытства для более глубокого анализа и познания, когда ребенка интересует предназначение предмета или суть явления;

Третий и самый важный этап — познавательный интерес достигает такого уровня, что малыш не только постигает сущность окружающей действительности, но и может своими знаниями поделиться с другими.

Старший дошкольный возраст — период, когда активно развивается познавательная мотивация, которую можно обнаружить по следующим признакам:

Появляются определенные действия по исследованию, которые основаны на широком кругозоре и задействовании логики;

Формируется мотивация к получению знаний на основе многообразия увлечений и интересов;

Тяга к познанию определяется желанием постичь свойства и качества предметов и явлений;

Кроха задает массу вопросов, используя развернутые продуманные предложения и мысли.

Советы для родителей

Родителям должны быть известны методы развития детской любознательности. Для этой цели используются упражнения и игровые ситуации, активно подключающие эмоции и чувства. Что делать родителям, чтобы эффективно содействовать развитию любознательности ребенка :

Систематически поддерживать у дитя эмоциональные проявления в виде удивления, живого интереса, радости встречи с новым предметом или явлением;

Быть внимательными к бесконечным вопросам малыша. Находить правильные интересные ответы. Не зная, как ответить, не забывать о вопросе, а возвращаться снова, найдя ответ, возможно, через определенное время. Полезны совместные поиски решений в интернете или энциклопедии, способствующие активизации познавательной сферы ребенка;

Собственным примером показывать, насколько вы рады и открыты новым экспериментам и исследованиям, например, выращенному цветку или недавно купленному прибору бытовой техники, который с увлечением исследуете;

Искренне восхищаться новым изобретениям ученых, рассказывать о них, о нововведениях в науке.

Замечать и ценить новые идеи и открытия малыша. Создавать альбомы для рисунков, уголок в комнате для поделок и т. д

. Часто родителей интересует вопрос о том, какие создать условия в семье для развития детской любознательности. Здесь важно не ограничивать исследовательскую потребность малыша, обеспечив безопасность детских опытов и экспериментов. Предлагайте детям разнообразную познавательную деятельность:

Вносите в игру разнообразные предметы. Это могут быть предметы кухонной посуды, игрушки из бросового материала и т. п. ;

Используйте нетрадиционные техники изобразительной деятельности: рисование песком, аппликацию из крупы, лепку из теста;

Рассказывайте о природных изменениях во время прогулок: почему опадает листва, почему вода замерзла, как растут растения;

Вовлекайте кроху в бытовую деятельность: совместная готовка, уборка, пересадка комнатных растений;

Оборудуйте детскую комнату в необычном стиле для развития детской фантазии : ночник в виде планеты, занавески с изображением звездного неба и т. п. ;

Выделите время для совместного чтения книг о писателях, первооткрывателях, для просмотра телепередач с обсуждением увиденного, поощряя малыша высказывать собственное мнение;

Организовывайте опытную деятельность: игры с мыльными пузырями, окрашивание воды, лепка вулкана. Активное участие в детских исследованиях взрослых дает малышу уверенность в том, что он в безопасности, что его усилия одобряются, а достижения ценятся.

Родителям следует помнить, что первым учителем и вдохновителем ребенка в его познавательной деятельности являются именно они. Поэтому необходимо всячески поощрять детей в их стремлении к новым открытиям и опытам. Дети воспринимают окружающий мир посредством органов чувств, и это нужно учитывать при создании удобной, безопасной и увлекательной обстановки по исследованию мира.

Развитие любознательности у малыша закладывает прочную основу для непрерывного обучения, которое будет сопровождать ребенка в течение всей жизни, поддерживая гармоничный рост и формирование полноценной личности.

Публикации по теме:

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУДавайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно – методические модели развития личности ребенка. Одним из.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора?Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора? Нужно ли развивать у дошколят чувство юмора? Не удивляйтесь, коллеги, снимку с новогодних праздников, нет, Новый год пока далеко за горами,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как развивать любознательность у детей»
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 23:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД