Лучший педагог года

Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников

Елена Свалова
Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников

Я - мастер своего дела

«Экологические сказки как средство экологического воспитания

старших дошкольников»

Актуальность выбранной темы.

Аспекты экологического воспитания, образования, просвещения отражены в нормативных документах: «Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989»; «Конституции Российской Федерации от 12.12.1993»; «Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155»; «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р».

Публикация «Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации экологическое воспитание предполагает : становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережное отношение к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них умения беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Как же донести эти идеи до сознания ребенка?

В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Если быть точным, то экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и живой природы. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Особенно хороша природа родного края.

Но только любование красотой природы не научит детей ее ценить и беречь. Чтобы сформировать у дошкольников потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.

На организационном этапе работы:

-изучила современные исследования по проблеме экологического воспитания дошкольников : программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»; программу С. Н. Николаевой «Юный эколог»; методические пособия: «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, «Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко; «Войди в природу другом» З. Ф. Аксеновой; «Экологическое окно в детском саду» В. М. Корниловой; «Похождения Эколобка» Л. Н. Ердакова. ;

-создала развивающую предметно-пространственную среду – экологический уголок «Познаем мир природы» в группе ДОУ;

-оценила уровень сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики показали недостаточный уровень сформированности представлений детей: о характерных особенностях животных, птиц и насекомых; растительного мира; неживой природы; о временах года, а также отношения детей к миру природы.

Наметила план воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников. Работу проводила в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности: наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы (рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина и другие, просмотра видеофильмов, мультимедийных презентаций, а также самостоятельной деятельности детей.

Однако небольшой жизненный опыт, психологические особенности, недостаточный словарный запас и узкий кругозор дошкольников не позволяют им понять, как природа зависит от человека и наоборот. Поэтому с целью совершенствования форм, методов, приемов по экологическому воспитанию детей включила в план работу со сказками на природную и экологическую тематику.

Сказки – это универсальное средство формирования интереса ребенка к окружающему миру. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. «Во всякой сказке есть элемент действительности…» Именно эта особенность сказки, на которую указал В. И. Ленин, таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Иными словами, экологические сказки позволяют соединить естественно-научный подход к экологическому воспитанию с художественным началом.

Цель воспитательно-образовательной работы : создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с экологическими сказками.

Задачи:

воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе;

формировать основы экологической культуры;

расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире;

развивать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;

формировать представления о взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

формировать представления о том, что человек – часть природы, его жизнь на Земле во многом зависит от природы, а сохранность ее связана с деятельностью человека.

В своей работе по воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему у дошкольников активно использую авторские сказки о природе Елены Алексеевны Алябьевой («Модница Осень», «Садовник и волшебная палочка», «Как животные зимовье построили» и другие). Ценность данных сказок о природе в том, что, обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Содержание сказок имеет яркую познавательную направленность и научно-достоверные сведения о животных и растениях.

Заранее готовлю детей к восприятию произведения. С этой целью использую предварительные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту дошкольников, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений, наблюдений. Предварительные беседы иногда провожу во время прогулки, рассказывая детям о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета сказки. Например, перед чтением сказки Алябьевой «Модница Осень» обращаю внимание на особенность наряда деревьев осенью, предлагаю детям рассмотреть, в какие цвета окрасила Осень листья деревьев и кустарников. Для активизации детского внимания перед чтением сказки просматриваем с детьми заранее приготовленные мультимедийные презентации о том или ином явлении, событии в природе. Также обязательно отвечаем совместно с детьми на вопросы и выполняем задания после прочтения сказки, которые предлагает автор.

Часто в работе с экологической сказкой использую методические приемы – придумывание продолжения сказки (сказка «Жизнь дерева зимой» - придумать продолжение, какие сны могут сниться старому дереву, о чем оно мечтает во сне и т. д.) или сочинение новой сказки. Старшие дошкольники сочинили такие сказки как : «Ёжик в лесу» (дети рассказали о приключениях ежика поздней осенью); «Девочка и цветы» (в этой сказке цветы научили девочку доброте и отзывчивости, «Ручеёк и завод» (в этой сказке дети затронули проблему загрязнения воды, предложили различные варианты, как помочь ручейку). Все придуманные сказки мы оформили в книжках-малышках, которые дети охотно просматривают в течение года.

Неоценимо познавательное значение сказок. С помощью сказок о предметах и их свойствах Е. А. Алябьевой знакомлю старших дошкольников со свойствами и отличительными признаками окружающего рукотворного предметного мира. Такие сказки дают возможность детям по-иному взглянуть на вещи, присутствующие в ежедневной жизни ребенка и не вызывающие у него особого интереса. Они побуждают желание узнать о предметном мире больше, развивают познавательную активность.

Чтение или рассказывание познавательных сказок прекрасно сочетается с непосредственно образовательной деятельностью. С детьми в течение года провожу цикл интегративных занятий на темы: «Сказка о гвозде и карандаше» (свойства дерева и металла; также обсуждаем проблему использования природных ископаемых, «Стеклянное царство» (свойства стекла, «В гостях у старого дерева» (пособие Т. Зубковой) и на другую тематику, где организую самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников.

Использую на занятиях и такой прием – прошу детей «написать» письма животным. Ребята «переписываются» с животными по определенным правилам, воспринимая их равными себе, умеющими чувствовать. Ребенок, написавший слова «Дорогой Зайчик!» или «Дорогой Жучок!», начинает более бережно относиться к животному миру. Либо предлагаю детям ответить на вопросы «Жалобной книги природы» и разобраться во всех «жалобах» представителей лесного и речного мира.

Также не забываю, что дети-дошкольники любят волшебные экологические сказки. Рассказываю им о «Волшебнице-воде». Вода в природе бывает самой разной: течет в реках, бьет ключом из-под земли, плывет в небе облаком, выпадает за землю дождем, замерзает в луже, укрывает деревья снегом. Значит, она умеет превращаться во что угодно! Дети с удовольствием рисуют превращения воды, проводят опыты с водой и составляют ее портрет (НОД на тему «Приключения Капитошки»). Особое внимание уделяю теме охраны водных ресурсов.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности с водой стал практико-ориентированный проект «Волшебный дворик», где дети совместно с родителями украсили дворик детского сада игрушками и поделками из цветного льда. Вместе с детьми сочинили сказку «Как Елочка к празднику нарядилась» и обсудили с детьми экологическую проблему вырубки хвойных деревьев в Новогодние праздники.

Создаю игровые образовательные ситуации в процессе чтения экологических сказок с использованием сказочных персонажей, одним из которых является Колобок. Колобок как герой знаменитой сказки интересен несколькими моментами: тем, что он катится через лес, встречается с лесными зверями и тем, что он хлебное изделие. Дети совместно с Колобком решают различные проблемные ситуации: как в лесу разные звери живут, как лесные жители приспособились к жизни и другие.

Дошкольникам герои сказок интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера героев. Например, Карлсон и Незнайка часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение – и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется умственная деятельность детей.

В процессе ознакомления дошкольников с экологическими сказками привлекаю детей к театральной деятельности. Спектакли на экологическую тему (музыкальная сказка «Приключения в Добром лесу», «Секреты здоровья», «Пожар в лесу» и другие) активизируют у детей интерес к окружающему миру, в процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: времена года, животные, зимующие и перелетные птицы, деревья, цветы; охраны окружающей среды и так далее. В дальнейшем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.

Для того чтобы сделать союзниками родителей воспитанников по экологическому воспитанию детей, оформила выставки-передвижки: «Музей природы», «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена); организовала вечер развлечений «В гостях у Берегини», провела экологическую игру «Что? Где? Когда?». В уголке природы появились фотоальбомы совместной работы детей и родителей «Огород круглый год», «Кто живет рядом с нами», «Посмотрите – я тружусь», «Берегите птиц». Силами отцов сделаны кормушки для птиц. Привлекаю родителей к участию в фольклорных праздниках «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская березка» и других.

Стараюсь создать обстановку сопричастности к большому полезному делу. Провела акцию «Пусть деревья будут большими» и привлекала родителей к высадке хвойных деревьев на территории детского сада. Родители и воспитанники активно участвуют в различных экологических конкурсах. Так, участвуя в республиканском конкурсе «Первоцветы», дети и родители показали неповторимую красоту заповедной природы Хакасии. А конкурс «На лучшую экологическую сказку» выявил семейный талант в сочинении сказок.

Успех моей работы во многом определился благодаря помощи и поддержке родителей. Организуя встречи за круглым столом, проводя родительские собрания, дни открытых дверей, вечера развлечений, я смогла увидеть, что родители не только внимательно наблюдают за моей работой, но и широко используют опыт дошкольного учреждения по использованию сказок о природе в экологическом воспитании детей.

Своим положительным опытом работы по экологическому воспитанию дошкольников делюсь не только с родителями, но также с коллегами.

Организовала для воспитателей семинар – практикум «Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников». Педагогам предлагала домашние задания типа: изучить предложенную методическую литературу по данной проблеме; подобрать иллюстративный материал, необходимый для работы с детьми; собрать рассказы русских классиков о природе (Чарушин, Пришвин, Житков).

Выступила с докладами в рамках городского методического объединения «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» на темы: «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок» (2017г., «Эффективность использования средств ИКТ на занятиях по ФЦКМ» (2018г.); «Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности» (2018г.); показала открытые занятия на темы: «Сказка о карандаше и гвозде» (2017г., «Приключения Капитошки» (2017г.).

Активно сотрудничаю со специалистами ДОУ по проблеме экологического воспитания дошкольников.

С учителем-логопедом реализовала совместный педагогический проект «Мы – путешественники», провела ряд экскурсий в библиотеку для просмотра презентаций на темы: «Мы – хранители природы!», «Улетают, улетели» (о перелетных птицах нашего края, записанных в красную книгу).

Совместно с музыкальным руководителем поставлена музыкальная сказка «Пожар в лесу», который помог понять детям, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Потом старшие дошкольники показали эту сказку малышам. Итогом совместной работы с музыкальным руководителем и хореографом стала театральная постановка экологической сказки «Приключения в Добром лесу». Воспитанники подготовительной к школе группы, участвовавшие в данной постановке, являются победителями IX городского конкурса детского творчества «Хрустальный ключик» в номинации «Смешарики» (2018г.).

Мониторинг уровня познавательного развития (ознакомление с миром природы, предметным окружением) воспитанников подготовительной к школе группы на окончание 2017/2018 учебного года, показал положительную динамику на 21%

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников посредством экологической сказки помогло воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде, сформировать желание узнавать новое и умение находить информацию. Дети стали более чуткими и внимательными к тому, что их окружает.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 10 мая 2024 в 11:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД