Надежда Орлова
Опыт работы «Развитие графических навыков»
Учителя-логопеды в детских садах и школах отмечают, что многие 6, 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. А, как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Публикация «Опыт работы „Развитие графических навыков“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе.
Оптимальной формой проведения работы выбрана форма занятия как наиболее приемлемая в дошкольном учреждении.
Конкретно хочу остановиться на одном из видов работ по развитию графических навыков у детей с речевыми нарушениями.
Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, педагог показывает на доске, как нужно выполнять его, сопровождая показ подробным описанием. Для тренировки к доске вызываются 2—3 человека. Затем дети должны воспроизвести образец пальцем на столе (или карандашом в руке в воздухе). После этого дети обводят образец в тетради обратным концом карандаша (или ручки).
После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение (еще недостаточно развиты тонкие и точные координации движений). Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз — дети следят глазами за кончиком указки логопеда, который «рисует» с ее помощью различные фигуры (ломаные линии, геометрические фигуры, спирали, цифры и т. д.).
Зрительные или слуховые диктанты – важный компонент занятия. Зрительные диктанты проводятся с использованием таблиц. Педагог показывает таблицу в течение 5 секунд и убирает ее. Дети должны вспомнить порядок расположения геометрических фигур на таблице и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.