МААМ-картинки

Консультация «Развиваем речь играя»

Галина Князева
Консультация «Развиваем речь играя»

Из опыта работы для педагогов и родителей

Играем и развиваем речь дошкольника.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Публикация «Консультация „Развиваем речь играя“» размещена в разделах

Использование дидактических игр способствует решению многих задач:

• Формировать грамматический строй языка и т. д.

Развивать мелкую моторику пальцев рук и произвольное внимание у детей и сосредотачиваться на поставленной цели.

• Побуждать детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.

• Обогащать словарь и совершенствовать разговорную речь;

• Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.

• Воспитывать у детей уверенность в себе.

Сами дидактические игры делятся на три типа:

Игры с предметами или игрушками направлены непосредственно на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: Играя с сюжетными дидактическими игрушками, совместно с детьми наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. Для формирования словаря я провожу дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в своей комнате», «Приготовим обед» «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки» и др. Игры помогают развивать у детей способность наблюдать, дети узнают разнообразные предметы, а также я знакомлю детей с трудовыми действиями взрослых.

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а главное развитию связной речи.

Хорошая речь - важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Хочется привести известные фразы известных людей о значении речи:

«Речь - великая сила. Она убеждает, обращает, принуждает» Эмерсон

«Достоинство речи быть ясной и не быть низкой» Аристотель.

Главный талант человечества - это талант общения. А общение без речи просто не возможно. Поэтому и уделяется такое большое внимание развитию речи ребенка с самого его рождения. К сожалению родители не понимают важности своей функции, функции общения.

Доказано, что в странах Африки дети до 3 лет опережают своих сверстников в Европе по развитию речи. Потому что находятся за спиной матери, привязанные к ней. Комфортное пребывание способствует успешному развитию детей, в том числе и развитию речи.

В детском саду есть все условия для успешного развития речи у детей. Мы стараемся интересно организовать жизнь детей, создать развивающую среду. Побуждаем детей говорить, спрашивать, высказываться, рассказывать, и наша роль в этом огромна.

Народная мудрость гласит:

«Расскажи мне и я забуду,

Покажи и я запомню,

Вовлеки и я научусь.»

Речь необходимо формировать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры, т. к. в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Я очень широко и с удовольствие использую словесные игры, считаю их симбиозом обучения и игры. «Обучение и игра - не враги, цели и интересы, которых совершенно противоположны. Это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга». Каптерев П. Ф.

Занимательные игры со словами помогают раскрыть перед ребенком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь. В словесных играх полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи - это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Ценность словесных игр состоит еще и в том, что они не только развивают речь детей, но и логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулирующий умение рассуждать и доказывать, слушать и понимать, развивают коммуникативные навыки.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей :

«Кто что делает?» Врач лечит, учитель учит…

«Один - много»

«Угадай кто как кричит?» Слон трубит, змея шипит…

«Кто это? Что это?» Воробей - птица, чашка - посуда…

«Продолжи» Береза, липа, Стул, стол… Глаз, нос…

«Назови признаки» Снег белый, чистый, искристый…

«Назови действия» Снег летает, падает, блестит…

«Скажи об одном и том же по другому» Снег падает- снегопад. Быстро бежит - мчится. Метет снег - вьюга.

«Противоположность». Начало - конец, смех- плач…

Игра «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

-лапы, туловище, шерсть, когти (зверь)

-ноги, копыта, туловище, рога (лошадь)

-корни, ствол, ветки, листья (дерево)

Игра «Шаги»

Кто быстрее доберется до финиша. На любые темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое", "ласковые слова для мамы", «вежливые слова» и т. д.

Игроки становятся рядом, каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь слово.

Даем минуту на размышление и "Старт!"

Игра «Сравнение предметов» на развитие мыслительных операций.

Муха и бабочка.

Дом и избушка.

Стол и стулья

Книга и тетрадь

Топор и молоток

Назовите общие признаки:

яблока и арбуз

кошки и собаки;

стола и стула;

ели и сосны;

голубя и дятла;

ромашки и гвоздики.

Чем отличаются:

ручка от карандаша;

рассказ от стихотворения;

сани от телеги;

осень от весны;

дерево от кустарника;

Игра «Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчинённых предложений

Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу) .

Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу) .

Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу).

Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела) .

Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано) .

Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты) .

Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки)

Игра «Экспресс вопросы»

• Назови времена года.

Сколько дней в неделе?

В какое время года снегопад?

В какое время года у клестов появляются птенцы?

В какое время года у медведицы появляются медвежата?

Что делают из муки?

Что делают из песка?

Что делают из нефти?

Что делают из шерсти овец, коз?

Сначала птица высиживает яйца или откладывает?

Можно сказать стадо птиц?

Из чего делают бутерброд?

Ложка, вилки, ножи - что это?

Чем шьет портной?

Чем разливает суп?

Где плавают рыбы?

Что делает носильщик?

Игра «Скажи коротко»

Остаться на зиму…. (зимовать)

Остаться на ночь….(заночевать)

Мелкий дождь (дождик)

Капля дождя ….(дождинка)

Маленькая лошадка …. (пони)

Человек с бородой (бородач)

Растрепанный ребенок (неряха)

Многоэтажный дом (высотка)

Сильный ветер (буран)

Игра : «Бывает-не бывает» на развитие мышления, сообразительности

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На берёзе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

В кастрюле варится чашка.

Игра : «Что из чего сделано

Цель: активизировать произношение прилагательных,

согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный, нож из железа – железный, чашка из фарфора – фарфоровая,

ваза из хрусталя – хрустальная. Ложка из дерева - деревянная. И т. д.

Игры на развитие связной речи

Продолжи фразу: «мой друг думает, что…

Мама устала, потому что…

Я рисую куклу, потому что…

Составление рассказа по заданным словам : день, дерево, ворона.

Составление рассказа с начальной и конечной фразой:

Наступила весна --- природу надо беречь.

Мы зашли в магазин --- спасибо маме.

Придумай биографию (матрешки, карандаша, рубашки)

Представь и расскажи о себе, как буд-то ты… (ваза, Буратино, снежинка) (имя, сколько лет, родители, где живешь и т. д.)

Игры на словообразование.

Словообразование с помощью суффикса – ок «Кузовок».(Клади в него все на – ок:(каблучок, грибок, башмачок и т. д.) Ошибешься - отдашь залог.

Игра : Закончи предложение, используя глагол противоположного значения (словообразование с помощью приставок)

-рыбка подплыла к берегу, а потом…отплыла

-дети забежали на веранду, а потом…выбежали

«Поймай слог» ли - са, бе - рег, со- бака…

«Цепочка слов» мак - кит- тигр- рак- кот….

«Один - много» Употребление слов в род. Падеже (Это цветок, это цветы, в букете много цветов) или

«Чего не стало?» лыжи - не стало лыж, платье - не стало платьев, коньки- не стало коньков…

Игра «Волшебники»

Все уменьшаем: ключ - ключик, платье- платьице, палка- палочка….

Все увеличиваем: дом - домище. глаз- глазище, нос- носище, хвост- хвостище….

ИГРА «Черный ящик»

Положите какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что внутри.

Например:— Этот предмет летает? — Да.

— У него есть крылья? — Нет?

— Он высоко летает? — Нет.

— Он одушевленный? — Нет.

— Он сделан из пластмассы? — Нет.

— Из железа? — Да.

— У него есть пропеллер? — Да

— Это вертолёт? — Да.

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры - предположения: «Кому, что нужно?»

«Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. При словарной работе хороши применять загадки, как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

Хотелось бы особенно отметить словесные игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на луне, если был бы космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Эти игры учат детей фантазировать, побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие — врачами, третьи — спасателям. Ценность этих игр ещё и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря.

Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

В словесные игры можно играть с детьми везде и всюду: по дороге в детский сад, на улице, по дороге домой, в транспорте, дома. Включать их в любое время в режимных моментах.

Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. А ребёнок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития.

От себя хочу добавить, если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи – планируйте этот вид деятельности не часто, а очень часто. Станет легче уже через полгода.

И если что-то не получилось или получается с трудом – улыбнитесь. Ведь это здорово – потому что успех впереди!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация для родителей «В помощь маме. Развиваем речь» В помощь маме. Развиваем речь. Бывает, что родители в развитии ребёнка гонятся за чем-то сложным, очень важным, как им кажется. Но за всей.

Проект в группе раннего возраста «Развиваем речь, играя»Проект в группе раннего возраста «Развиваем речь, играя» Вид проекта: игровой. Срок реализации проекта: октябрь - апрель. Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы раннего возраста.

Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем»Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем» Задачи: Образовательные: -активизация речевой деятельности детей разнообразными методами и способами; - совершенствовать умение употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развиваем речь играя»
Опубликовано: 1 июня 2022 в 18:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД